камила 1. Центральная Азия исторические и географические аспекты,понятия
Скачать 0.5 Mb.
|
Выполнила: Рахимжанова Камила реферат на тему : Центральная Азия : исторические и географические аспекты,понятия. Мы живем в Центральной Азии. Но что такое Центральная Азия? Какие страны входят в Центральную Азию? Какой географический и политический смысл вкладывается в этот топоним? Как давно используется этот термин? У термина “Центральная Азия” есть узкое и широкое значения. В узком значении термин является политико-географическим. Политико-географическое значение термина “Центральная Азия”. В наши дни Центральная Азия как политико-географический регион включает в себя пять государств: Казахстан. Узбекистан. Туркменистан. Кыргызстан и Таджикистан. В этих государствах, а также в России термин “Центральная Азия”, заимствованный из англо-американского политико-географического словаря, стал применяться к этому региону лишь после распада СССР в 1991 г. ОбВ современной политической географии Центральная Азия — это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан Иногда в современной политике, а также в средствах массовой информации в Центральную Азию могут включаться и некоторые другие страны и территории (см. табл.). “Казахстан и Средняя Азия”. Казахстан не включался в “Среднюю Азию”, потому что представлял собой отдельный экономический район. В Российской империи термин “Средняя Азия” применялся ко всем областям, лежавшим между степными областями Казахстана и Афганистаном, и включал в себя территорию Южного и Юго-Восточного Казахстана. Наряду с термином “Средняя Азия” использовался также термин “Туркестан”, и владения Российской империи в Средней Азии назывались “Туркестанским краем”. В то же время степная часть Казахстана была разделена между Уральской и Тургайской областями (входившими до 1881 г. в Оренбургское генерал-губернаторство) на западе и Степным генерал-губернаторством — “Степным краем” — на востоке, т. е. не включалась в “Туркестан”. Название “Степное генерал-губернаторство” говорит о том, что в основе административного разделения лежал физико-географический принцип. Карта Казахстана и Центральной Азии Физико-географическое значение термина “Центральная Азия”. В широком физико-географическом смысле понятие “Центральная Азия” (или “Центральная Евразия”) включает территорию Казахстана и других центральноазиатских государств, а также Монголию, Северо-Западный Китай, Афганистан, Северо-Восточный Иран, Поволжье, Приуралье и Южную Сибирь. Таким образом, это понятие охватывает гораздо более широкую территорию, чем политико-географический термин. В основе физико-географического определения лежит представление о Центральной Азии как об огромной внутренней области Евразии, объ- единяющей бассейны рек внутреннего стока, или бессточные бассейны. Реками внутреннего стока называются реки, не впадающие в мировой океан. Среди них Волга, Урал, Эмба, Сырдария, Амударья, Чу, Иле. Эти реки обычно берут начало в горах, протекают по степям и пустыням, впадают в озера или заканчивают свой путь в песках. Обратите внимание. В физической географии "Центральная Азия ’ —это глубинные, внутренние районы Евразии, относящиеся к бассейнам внутреннего стока (бессточным бассейнам). История термина. Термин “Центральная Азия” впервые появился в немецкой географической науке в первой половине XIX в. Его широко использовали корифеи этой науки Карл Риттер и Александр фон Гумбольдт. Риттер называл Центральной Азией “высокие” внутренние районы Евразии, отделяя от нее полуострова и низменности, а Гумбольдт имел в виду территории к югу от Алтая и восточнее Памира (т. е. территорию Центральной Азии к востоку от Казахстана). Другой немецкий географ, Ф. фон Рихтгофен, вывел критерий определения Центральной Азии по бассейнам рек внутреннего стока, однако не включил в регион бассейны Каспийского и Аральского морей, полагая, что эти озера являются частью древнего моря, связанного с мировым океаном. Таким образом, территория Центральной Азии (в современном политико-географическом смысле) под определение немецких географов XIX в. вообще не подпадала. Термин “Центральная Азия” применялся в немецкой, а вслед за ней и в русской и советской науке лишь к Монголии, Северному и Западному Китаю, включая Тибет. А области к юго-западу от Центральной Азии назывались Средней Азией. Центральная Азия” используется в широком смысле. Это связано с тем, что: современные границы между государствами установлены относительно недавно: центральноазиатские цивилизации выходят за пределы современных границ центральноазиатских государств; история западной части Центральной Азии органично связана с историей ее восточной части; невозможно рассматривать отдельные периоды истории Казахстана, не обращаясь к истории Центральной Азии в целом. Природа и климат Центральной Азии. Природа Центральной Азии отличается большим разнообразием. Высокие горы сочетаются с глубокими ущельями и впадинами, а их ледники с жаркими и сухими пустынями. Горные системы отделены друг от друга равнинами и играют важную роль в формировании климатических зон являясь естественными водоразделами между бессточными и сточными бассейнами. Заилийский Алатау. Горы Тянь-Шань Река Шу протекает по территориям Кыргызстана и Казахстана Большая часть рек Центральной Азии берет начало в снежных, покрытых ледниками горах. На равнине быстрые горные реки приобретают спокойный характер и либо заканчиваются в больших озерах (Урал, Эмба, Амударья, Сырдария, Иле, Нура), либо уходят в пески, образуют небольшие озера, солончаки, заболоченные участки (Тургай, Шу, Сарысу). На просторах Центральной Азии находится несколько тысяч озер — от таких огромных, как Каспийское море, до совсем небольших. Ландшафтные зоны Центральной Азии представлены лесостепями, степями, полупустынями, а также песчаными и каменистыми пустынями и горными ландшафтами. В Туранской низменности, на равнинах и в межгорных впадинах Центральной Азии расположены такие крупные песчаные пустыни, как Каракум, Кызылкум, на территории Казахстана — Рын-пески, Приаральские Каракумы, Бетпакдала, Мойынкум и др. Лесостепи и степи покрыты злаками и разнотравьем. Для Казахстана особенно характерна зона степей, протянувшаяся на восток от Прикаспийской низменности до Алтая.Степной ландшафт Казахстана сыграл определяющую роль в его истории, так как именно в степной зоне сформировалась кочевая цивилизация, составной частью которой стала кочевая культура казахов. Климат Центральной Азии — резко континентальный или континентальный, со значительными суточными и годовыми перепадами температуры воздуха. Климатической особенностью является резко выраженная аридность (засушливость). Аридный климат связан с низким количеством атмосферных осадков, уменьшающимся по направлению с севера на юг и со стороны гор в сторону равнин. Засушливый климат Центральной Азии сыграл определяющую роль в ее истории, потому что именно этот фактор привел к возникновению кочевой цивилизации. Великая Степь Обратите внимание. Аридносгь, или засушливость, климата — особенность Центральной Азии, сыгравшая определяющую роль в ее истории. Именно этот природный фактор привел к возникновению кочевой культуры. Подведем итог: с точки зрения политической географии Центральная Азия — это пять постсоветских государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан). С точки зрения физической географии, Центральная Азия — это область внутреннего стока (бессточных бассейнов) Евразии. Для Центральной Азии характерен разнообразный рельеф со степными, пустынными и горными ландшафтами, а также резко континентальный аридный климат. История изучения традиционных цивилизаций Центральной Азии П онятие традиционной цивилизации. Все ранние цивилизации — античную, древневосточные, средневековые — называют традиционными. Они господствовали в Древности и Средневековье, т. е. в доиндустриальную1 эпоху. Для них характерны: — монотонность, т. е. постоянное повторение культурного опыта (традиции) и воспроизведение образа жизни предков из поколения в поколение; — сакрализованность традиции (традиция воспринимается как священная, которую ни в коем случае нельзя нарушить); — тесная связь человека с природой и зависимость от природных условий; — тесная связь человека со своей социальной группой (общиной, этносом, сословием), неразрывность общественной и индивидуальной жизни; — религиозное или религиозно-мифологическое сознание. ' В формационной теории — докапиталистическую. Традиционные цивилизации соответствуют традиционному (аграрному, доиндустриалыюму) обществу. Им присуща традиционная культура. Кочевая цивилизация, для которой характерны все вышеперечисленные признаки, также является традиционной. Традиционная цивилизация — это цивилизация, основанная на воспроизведении культурного опыта и образа жизни предков. Для нее характерны тесная связь с природой, жесткая связь человека с социальной группой, сакрализован- ность традиции, религиозное сознание. Сложность изучения традиционных культур и цивилизаций. Изучать ранние традиционные культуры нелегко, особенно если культура не имела своей письменности. Современные традиционные культуры изучают, наблюдая за социальными группами в их естественной среде, “изнутри”. Такой метод исследования называют “методом включенного наблюдения”, но у ученых нет машины времени, чтобы изучать методом “включенного наблюдения” повседневную и социальную жизнь первобытного общества, жившего три или две тысячи лет назад. Поэтому ранние традиционные культуры изучаются путем сопоставления данных археологии и других вспомогательных исторических дисциплин (нумизматики, эпиграфики, антропологии и др.) с данными письменных источников. С помощью археологии можно отслеживать изменения в материальной культуре, в технике и технологиях, которыми пользовались люди. С помощью палеоантропологии можно реконструировать внешний облик древнего человека. Однако, когда речь заходит о духовной культуре бесписьменных обществ, можно делать лишь предположения, строить гипотезы. Трудно определить и язык, на котором говорил тот или иной народ Древности, если он не оставил после себя письменных источников. Отсюда и дискуссионность многих проблем древней истории, и преобладание гипотез над окончательными выводами. Материальная культура — это жилище, утварь, одежда, украшения, оружие и т. п. Духовная культура — это знания, идеи, религиозные представления, нравственные ценности, обычаи. Письменные источники по истории ранних традиционных цивилизаций Центральной Азии. Древняя история Центральной Азии освещается письменными источниками слабо и неравномерно. Большинство этих источников относятся ко второй половине I тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. Среди письменных источников выделяются следующие группы: Античные источники. Они хорошо известны науке, но их данные не очень точны, так как древнегреческие и римские авторы часто писали на основе устных сообщений и непроверенных источников. В “Истории” Геродота (V в. до н. э.) имеется рассказ о последнем походе Кира Великого в Центральную - Азию. Очень важны также этнографические сообщения Геродота о скифах и саках. Сведения о Центральной Азии встречаются в сочинениях древнегреческих и римских историков, II в. до н. э. — II в., описывавших походы Александра Македонского, в XI книге “Географии” Страбона “Естественной истории” Плиния Старшего, “Географии” Птолемея (конец I — начало. II в.). Римский историк Аммиак Марцеллин (V в.) описал вторжение гуннов в Европу. Геродот — древнегреческий историк Сыма Цянь — потомственный историограф династии Хань в Китае К итайские источники дают значительный и более точный материал об истории древней Центральной Азии, нежели античные. Эти источники появляются со II в. до н. э., когда Чжан Цянь посетил Фергану, Семиречье, Канглы (Кангюй) и Бактрию. Привезенные им сведения о “Западной стране” составили основу текста 123-й главы “Исторических записок” (Ши-цзи) Сыма Цяня, жившего в конце II — начале I в. до н. э. Несколько веков на рубеже нашей эры были наполнены борьбой китайцев с кочевниками — гуннами (хунну/сюнну). В китайских сочинениях имеется много сведений об образе жизни и политической организации гуннов и их соседей. Иранские источники. К ним относятся Авеста (священная книга зороастрийцев), древнеперсид- надписи, эпиграфика. В Авесте имеется “географическая глава”, подробно перечисляющая все области “страны ариев”. Древнейшие тексты Авесты (воАвеста для реконструкции образа жизни и духовной культуры центральноазиатских воинов-скотоводов эпохи бронзы. В Бехистунской надписи царя Дария I (522—486 гг. до н. э.) говорится о восстаниях народов Центральной Азии против персов и об отношениях между степными кочевниками и персидской империей. Тюркские источники появляются лишь в раннем Средневековье, когда кочевники- тюрки стали использовать иранскую согдий сходящие к II тыс. до н. э.) используются. Ее называют древнетюркской рунической2 или орхоно-енисейской3 письменностью. Она обслуживала тюркский литературный язык того времени, который был единым для всех тюркских диалектов. Знаки этой письменности были приспособлены ПОД вырезание на камне Тюркская руника или дереве. Тюркские руническиепамятники являются бесценным письменным источником по истории ранних тюркских государств I тыс. н. э. Они включают эпитафии, памятные надписи, религиозные тексты, юридические документы и др. Наиболее крупные надписи составлены в честь видных деятелей Второго Восточного Тюркского и Уйгурского каганатов. В 1893 г. древнетюркская письменность была дешифрована В. Томсеном, а В. В. Радлов сделал первые переводы. В настоящее время известно 255 рунических памятников. Они занесены в базу Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана. Основные группы письменных источников по истории ранних традиционных цивилизаций Центральной Азии: античные, иранские, древнекитайские, древнетюркские. На отдельных предметах, найденных при археологических раскопках, имеются надписи более раннего времени. История археологического изучения Казахстана. Археологические раскопки на территории Казахстана начались в 1862 г., когда В. В. Радлов произвел раскопки курганов с вечной мерзлотой на Аттае. Н. Н. Пантусов первым описал и сфотографировал древние наскальные изображения (петроглифы), а в 1889 г. провел раскопки трех курганов в Семиречье. В. В. Бартольдом в 1893—1894 гг. были осмотрены памятники Чуйской, Таласской и Илийской долин. Его “Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью” остается образцом историко-археологического исследования. В начале XX в. в изучение археологических памятников Казахстана включилась Оренбургская архивная комиссия. При комиссии существовал музей, на базе которого впоследствии был создан Центральный музей Казахстана. А.Х. Маргулан М.К. Кадырбаев В 20—30-х годах XX в. археологические исследования были связаны в основном с эпохой бронзы. Более 500 поселений и могильников были исследованы в одной только Актюбинской области. Изучены курганы с каменными насыпями и курганы с “усами”, произведены раскопки могильника Бесоба. Большой вклад в изучение древних памятников Сарыарки, древнего горного дела и медеплавильного производства внес К. И. Сатпаев. Экспедиция А. Н. Бернштама провела обширную работу по исследованию городища средневекового Тараза. С учреждением в 1946 г. Академии наук Казахстана большинство археологических работ в республике стал проводить Институт истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. А. X. Маргулан возглавил Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию (ЦКАЭ). Экспедиция исследовала в Сарыарке стоянки эпохи неолита и энеолита, поселения и могильники эпохи бронзы, погребальные сооружения сакского и тюркского времени, средневековые городища. С 1954 г. начала работу Илийская археологическая экспедиция во главе с К. А. Акишевым. Она обнаружила скопление курганных могильников эпохи саков и усуней, включая “царские курганы” Бесшатыра, а также петроглифы в урочище Тамгалы. Очень важным событием стало открытие в 1969 г. захоронения “Золотого человека” в кургане Иссык. Изучение золотых украшений, головного убора, одежды, вооружения, керамики и письменности на одном из сосудов изменили представление об экономике саков, их культуре и мифологии. Открытие имело большой резонанс в мировой науке. С 70-х годов М. К. Кадырбаевым проводилось исследование петроглифов. В 70—80-х годах продолжались раскопки средневековых городищ (Отрар, Костобе, Туркестан и др.). Были сделаны яркие открытия в степной зоне Казахстана: энеолитическая ботайская и терсекская культуры. Археологическая культура — комплекс материальных памятников, относящихся к одной территории и эпохе и имеющих общие черты. После открытия на Южном Урале уникальных памятников протогородской культуры Аркаим и Синташта новый импульс получили исследования культур эпохи бронзы. В Центральном Казахстане подробно исследовались андроповские могильники и поселения. В 1980 г. Петроглифы Тамгалы (Танбалы) — одни из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья, с 2004 г. являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО казахстанским археологом В. Зайбертом было открыто энелитическое поселение Ботай, иследование которой потвердило, что именнно здесь была одомашена лошадь. Интенсивно продолжаются археологические исследования в эпоху независимости Казахстана. Новейшие исследования показали, что Казахстан был одним из древнейших регионов становления скотоводства. Важным стало открытие К. М. Байпаковым сакских оседлых поселений в предгорный и степной зоне Илийского Алатау. Таким образом, было установлено, что саки вели полуоседлый образ жизни, строили стационарные поселения и знали земледелие. В горной зоне Семиречья раскопаны памятники раннесакской кульсайской археологической культуры. Ведутся раскопки Берельских курганов в казахстанской части Аттая; там были сделаны уникальные находки. Продолжается изучение казахстанских петроглифов. В 2005 г. Тамгалы был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Роль номадистикп и этнографии в изучении ранних традиционных культур Центральной Азии. Значительную роль в изучении традиционных культур Центральной Азии играет номадистика (кочевнико- ведение) — комплексная наука, изучающая кочевой скотоводческий уклад и кочевое общество во всех его аспектах. Это довольно молодая наука, получившая развитие с середины XX в. Первое время номадистика занималась этнографическим описанием современных кочевых обществ, тогда как прошлое кочевников, кочевые империи Древности и Средневековья изучались историками. Позже появились историкоэтнографические исследования, посвященные кочевникам далекого прошлого. Номад истина стала самостоятельной комплексной наукой. В настоящее время ею занимаются не только этнографы, но и историки и археологи, изучающие кочевую цивилизацию в целом. Среди историко-этнографических работ, посвященных кочевой цивилизации казахов, можно назвать работы С. 3. Зиминова “Общественный строй казахов в первой половине XIX в.”, В. Ф. Шахматова “Казахская пастбищно-кочевая община”, С. Е. Толыбекова “Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.”, Д. Кшибекова “Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок”, Н. Э. Масанова “Кочевая цивилизация казахов”. Этнографические наблюдения за жизнью современных кочевников также дают материал для изучения кочевых обществ прошлого. |