Диплом создание программного модуля для организации. Пояснительная записка. Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования МастерПрогресс
Скачать 1.12 Mb.
|
Рисунок 3.6 – Схема базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения для организации ЧОУ ДОП «Мастер-Прогресс» После разработки и создания базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения были разработаны вспомогательные запросы для обеспечения дополнительной функциональности базы данных. SQL запрос – это специальное строковое обращение к базе, в котором отражаются поля (частицы данных) и условия, по которым эту информацию необходимо предоставить. Логика составления запроса данных из базы на большинстве языков программирования максимальна проста. Для получения информации необходимо указать системе управления, настроенной для конкретного хранилища, основные шесть параметров: – названия таблиц, из которых необходимо забрать данные; – поля, которые требуется вернуть; – связи между таблицами; – условия выборки (при необходимости); – вспомогательные (сортировка, способы представления, ограничения и другие). Благодаря такой структуре, пользователям достаточно понять только структуру желаемого запроса, после чего реализовать его «на бумаге» будет очень легко. Работает и обратная схема - для понимания того, какая информация получается той или иной командой, необходимо знать основы, чтобы разобраться с запросом. Язык SQL-программирования гибкий, благодаря чему для различных целей можно модифицировать запрос. Это может быть связано с особенностью архитектуры базы, которая будет сказываться на времени выполнения запроса, предотвращением возможных проблем на определённом этапе работы, а также удобочитаемостью полученного результата. Для ранее созданной базы данных был разработан SQL запрос, триггеры и хранимые процедуры. Запрос на изменение выбранных данных в таблице будет показан на примере таблица «Лицензия», код этого запроса показан на рисунке 3.7. Рисунок 3.7 – Код на запрос для изменение данных В пример была взята строчка таблицы «Лицензия», результат выполнения запроса показан на рисунке 3.8. Рисунок 3.8 – Результат запроса на изменение данных. Хранимые процедуры SQL представляют собой исполняемый программный модуль, который может храниться в базе данных в виде различных объектов. Другими словами, это объект, в котором содержатся SQL-инструкции. Эти хранимые процедуры могут быть выполнены в клиенте прикладных программ, чтобы получить хорошую производительность. Кроме того, такие объекты нередко вызываются из других сценариев или даже из какого-либо другого раздела. Существует два вида подпрограмм: хранимые процедуры и функции, возвращающие значения, которые используются в других операторах SQL Основное отличие заключается в том, что функции могут использоваться, как любое другое выражение в операторах SQL, а хранимые процедуры должны вызываться с помощью оператора CALL. Для базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс». Создана хранимая процедура, которая позволяет добавлять в таблицу «Лог ошибок» новые записи. Код хранимой процедуры показан на рисунке 3.9. Рисунок 3.9 – Код хранимой процедуры на добавление новых записей в таблицу «Лог ошибок» Данная процедура позволяет нам добавлять данные в таблицу. Для этого нужно определить входящие данные: «@Number» – Идентификатор лицензии, «@Error_Name» – это название ошибки и «@Opisanie_Error» – показывает описание ошибки. Работнику организации ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» необходимо просматривать в первую очередь новые ошибки в таблице «Лог ошибок», которые возникли в программном обеспечение во время работы. Хранимая процедура для просмотра новых ошибок в таблице «лог ошибок» представлена на рисунке 3.10. Рисунок 3.10 – Хранимая процедура для просмотра новых ошибок в таблице «Лог ошибок» Так же сотруднику необходимо выполнять обновление данных лога ошибок. Хранимая процедура на обновление данных лога ошибок представлена на рисунке 3.11. Рисунок 3.11 – Хранимая процедура на обновление данных лога ошибок Хранимая процедура на удаление данных из таблицы «Лог ошибок» представлена на рисунке 3.12. Рисунок 3.12 – Хранимая процедура на удаление данных из таблицы «Лог ошибок» Триггер – это особая разновидность хранимых процедур в базе данных. Особенность триггеров заключается в том, что SQL код, написанные в теле триггера, будет исполнен после того, как в базе данных произойдет какое-либо событие. События в базах данных происходят в результате выполнения DML команд или команд манипуляции данными. К командам манипуляции данными относятся: UPDATE, INSERT, DELETE и SELECT. Для любой СУБД триггер – это в первую очередь объект базы данных, поэтому имя триггера должно быть уникальным во всей базе данных, SQLite в этом плане не исключение. У триггеров в SQL есть момент запуска. Момент запуска триггера можно разделить на два вида: BEFORE и AFTER. Момент запуска триггера AFTER говорит о том, что триггер будет запущен после выполнения какого-либо события в базе данных. Соответственно, момент запуска триггера BEFORE говорит о том, что триггер будет запущен до выполнения события в базе данных. Для базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» был разработан триггер, который позволяет удалять в сущности «Лицензия» записи. Код триггера удаления показан на рисунке 3.13. Рисунок 3.13 – Код триггера на удаление данных из таблицы «Лицензия» Результат действия данного триггера будет показан на рисунке 3.14. Рисунок 3.14 – Результат действия триггера на удаление данных из таблицы «Лицензия» Для базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» был разработан триггер, который позволяет добавлять в таблицу «Лицензия» данные о добавлении сотрудника. Код триггера на добавление данных в таблицу «Лицензия» представлен на рисунке 3.15. Рисунок 3.15 – Код триггера на добавление данных в таблицу «Лицензия» Результат выполнения триггера на добавление данных в таблицу «Лицензия» представлен на рисунке 3.16. Рисунок 3.16 – Результат выполнения триггера на добавление данных в таблицу «Лицензия» Также для базы данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» был разработан триггер, который позволяет изменять данные в таблице «Лицензия». Код триггера на изменение данных в таблице «Лицензия» представлен на рисунке 3.17. Рисунок 3.17 – Код триггера на изменение данных в таблице «Лицензия» Результат выполнения триггера на изменение данных в таблице «Лицензия» представлен на рисунке 3.18. Рисунок 3.18 – Результат выполнения триггера на изменение данных в таблице «Лицензия» Триггеры применяются для обеспечения целостности данных и реализации сложной бизнес-логики. Триггер запускается сервером автоматически при попытке изменения данных в таблице, с которой он связан. Все производимые им модификации данных рассматриваются как выполняемые в транзакции, в которой выполнено действие, вызвавшее срабатывание триггера. 3.2 Разработка интерфейса программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» На основании технического задания на разработку программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» был разработан графический интерфейс программного модуля. Для начала было разработана форма авторизации. После чего была создана главная форма, которая содержит навигационное меню для отображения необходимых данных. Затем была создана информация «О программе», для быстрого ознакомления пользователя с информацией о том, кем был разработан программный модуль, в какой организации был разработан программный модуль и куда обращаться за дополнительной информацией о программном модуле. При разработке интерфейса были учтены следующие требования: единый стиль оформления пользовательского интерфейса; должна быть удобная, интуитивно понятная навигация в интерфейсе пользователя; взаимодействие пользователя с системой должно осуществляться на русском языке, в исключение могут войти только системные сообщения, которые не подлежат русификации; отображение на экране хода выполнения длительных процессов; клавиатурный режим ввода должен использоваться главным образом при заполнении и редактировании текстовых и числовых полей экранных форм. На рисунке 3.19 представлен интерфейс формы авторизации программного модуля. Рисунок 3.19 – Интерфейс окна авторизации программного модуля На форме находится два поля для ввода логина и пароля. После ввода необходимо нажать на кнопку «Войти». Если пароль или логин не совпадают с данными в базе данных, то появиться соответствующие сообщение «Пользователь не найден», если пользователь программного модуля введёт только логин, но не введёт пароль, и попытается войти в программу, то появится предупреждение о том, что необходимо ввести пароль [23]. После успешного входа появляется главная форма программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения. Интерфейс главной формы программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения для организации ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» представлен на рисунке 3.20. Рисунок 3.20 – Интерфейс главной формы программного модуля На форме имеется навигационное меню, с помощью которого осуществляется переключение между таблицами, а также расположена кнопка «О программе». На каждой странице также добавлены кнопки для выбора необходимой информации. Все таблицы необходимы для добавления, изменения и удаления данных в таблицах базы данных. Интерфейс страницы представлен на рисунке 3.21. Рисунок 3.21 – Интерфейс страницы отображения таблиц данных Для перемещения между таблицами используются соответствующие кнопки, при нажатии на которые меняются таблицы данных. Для каждой таблицы создана отдельная форма для добавления записей в неё. Интерфейс формы добавления представлен на рисунке 3.22. Рисунок 3.22 – Интерфейс формы добавления записей Страница «О программе» предназначена для того, чтобы предоставить необходимую информацию об используемом программном обеспечении и данные разработчика программного модуля [18]. Интерфейс страницы «О программе» представлен на рисунке 3.23. Рисунок 3.23 – Интерфейс страницы «О программе» Была разработана строка поиска для таблицы «Лог ошибок», которая позволит найти в логе ошибок, ошибку, возникшую в определённую дату, работа строки поиска представлена на рисунке 3.24. Рисунок 3.24 – Работа строки поиска На рисунке видно, что при вводе даты, выводятся именно тот лог с ошибкой, который был сформирован в дату, введённую в строку поиска. Кнопка «Выход» необходима для выхода из аккаунта с её помощью возможно снова открыть окно авторизации, которое позволит зайти под другой учётной записью, либо совсем выйти из программы. 3.3 Разработка функциональности программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» Для каждого элемента интерфейса программного модуля разработан программный код, который позволит программному модулю поддержки и сопровождения для программного обеспечения выполнять определённые для него функции. Для начала рассмотрим код кнопки «Войти» на форме авторизации. Код кнопки представлен на рисунке 3.25. Рисунок 3.25 – Код кнопки «Войти» При нажатии кнопки программное средство подключается к базе данных и проверяет существует ли в отдельной таблице те данные, которые ввел пользователь. Если нет, то выводится сообщение о том, что «Пользователь не найден». Далее, на главной форме, для перемещения между страницами был создан FrameClass и с его помощью происходит переход от одной страницы к другой. Так как код для каждой кнопки аналогичен для примера будет взят код кнопки «Ошибка». Код перехода на страницу «Ошибка» представлен на рисунке 3.26. Рисунок 3.26 – Код кнопки «Ошибка» При нажатии кнопки, на ранее представленном Frame отображается отдельно созданные страница. На странице «Ошибка» присутствует кнопка «Добавить ошибку», для примера возьмем таблицу «Ошибка». При нажатии на кнопку открывается новая форма для ввода данных, после чего нажимается кнопка «Добавить». В коде для кнопки «Добавить» также присутствует обработчик ошибок. Код кнопки «Добавить» представлен на рисунке 3.27. Рисунок 3.27 – Код кнопки «Добавить» Также на странице присутствует кнопка «Сохранить». Код данной кнопки представлен на рисунке 3.28. Рисунок 3.28 – Код кнопки «Сохранить» При нажатии кнопки, измененные в DataGrid данные, будут сохранены и появится советующее сообщение. Кнопка «Удалить» отвечает за удаление выбранных строк в DataGrid, после удаления строк, база данных программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения автоматически обновляется и удалённые данные полностью пропадают из базы данных. Код кнопки «Удалить» представлен на рисунке 3.29. Рисунок 3.29 – Код кнопки «Удалить» При нажатии кнопки происходит проверка выбрана ли строка, если да, тогда выбранные строки удаляются. Далее была разработана строка «Поиск», которая позволит найти в логе ошибок, ошибку, возникшую в определённую дату, код строки «Поиска» представлен на рисунке 3.30. Рисунок 3.30 – Код строки «Поиск» При вводе определённой фамилии в строку поиска, в таблицу выводятся все сотрудники с данной фамилией. В ходе главы был разработан графический интерфейс, разработана база данных в соответствие с техническим заданием. База данных была подключена к интерфейсу, все необходимые функции были реализованы за счет программного кода [22]. Далее перейдём к тестированию программного модуля. 3.4 Тестирование программного модуля поддержки и сопровождения для программного обеспечения на примере ЧОУ ДПО «Мастер-Прогресс» Важную роль в разработке программного модуля играет тестирование. Данный процесс является проверкой корректности модуля, поступающей информации и выходные данные в соответствии с функциями. В модуле присутствует два вида тестирования: нагрузочное тестирование и ручное тестирование. Нагрузочное тестирование — это автоматизированные испытания информационной системы (или приложения), имитирующие различные нагрузочные модели, с целью комплексной оценки производительности, проверки качественной и бесперебойной работы системы, а также проверки соответствия требованиям, предъявляемым к конкретному объекту тестирования. Ручное тестирование — это тип тестирования программного обеспечения, при котором тестеры вручную выполняют тестовые случаи без использования каких-либо средств автоматизации. Ручное тестирование является наиболее примитивным из всех типов тестирования и помогает находить ошибки в программной системе. Ключевой концепцией ручного тестирования является обеспечение того, что приложение не содержит ошибок и работает в соответствии с указанными функциональными требованиями. Для тестирования программного модуля используется Visual Studio 2019. Информация о работоспособности модуля представлен на рисунке 3.31. |