Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль и функции чувства вины.

  • 2. Дайте ответ на следующий вопрос: Почему этот феномен актуален в современном мире

  • «Вина» родившегося ребенка

  • «Вина» социального плана

  • «Вина» как последствия смерти близкого человека

  • «Вина» за грех или преступление ценностей

  • Вина «родители – ребенок»

  • Вина «ребенок – родители»

  • Вина, внушаемая обществом

  • Перекладывание чувства вины

  • физика. филоософия Варзанов 4 раздел. Человек и его бытие в мире. Проблема смысла жизни человека и структуры его ценностей


    Скачать 29.54 Kb.
    НазваниеЧеловек и его бытие в мире. Проблема смысла жизни человека и структуры его ценностей
    Анкорфизика
    Дата10.04.2023
    Размер29.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилоософия Варзанов 4 раздел.docx
    ТипДокументы
    #1051483

    Человек и его бытие в мире. Проблема смысла жизни человека и структуры его ценностей.

    Задание:

    1. Выберите из предложенных словарных статей по философской антропологии один феномен человеческого бытия (архетип, боль, вина, власть, долг, желание и др.) и опишите его роль в жизни человека.

    2. Дайте ответ на следующий вопрос: Почему этот феномен актуален в современном мире?

    Роль и функции чувства вины.

    Некоторые психологи утверждают, что вина не является продуктивным переживанием, так как оно обращено в прошлое, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но не все так однозначно.

    Если в психоанализе вина понимается негативно, как дезадаптивная эмоция, то в англо-американской психологии чувство вины, скорее наоборот, играет позитивную роль, помогая адаптации человека в обществе (Estrada-Hollenbeck, Heatherton, 1998). Вина мотивирует просоциальное поведение, толкая субъекта на попытки загладить свою вину, возместить нанесенный ущерб, утешить пострадавшую сторону (Tangney, 1995).

    Переживание вины и раскаяние являются теми факторами, которые, переворачивая душу человека, приводят его к альтруизму, самопожертвованию в отношениях с людьми. Наглядный пример этого — образ Жана Вальжана, героя книги В. Гюго «Отверженные»; бывший каторжник, отняв у мальчика монету и пережив всю подлость своего поступка, перерождается, становится мэром города, способствуя благосостоянию его граждан. Подобное действие переживания вины отображено и в образе главного героя — отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим и спустя годы стал святым целителем.

    Один из видных представителей современного психоанализа Д. Вайсс (Weiss, 1998) полагает, что вина играет адаптивную роль в поддержании отношений между людьми. Сходная точка зрения имеется и у других авторов (например, Locke, Horovitz, 1990).

    Переживание вины повышает готовность человека идти на уступки (Freedman, Wallington, Bless, 1967). Однако этого не наблюдается в том случае, если уступка предполагает непосредственное взаимодействие с обиженным человеком. Однако, как отмечает Б. Маэр (Maher, 1966), переживание вины может заставить человека желать наказания. Действительно, в некоторых религиях осознание вины перед Богом приводит к физическому самоистязанию.

    Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней.

    Ж. Лабрюйер

    Вина стимулирует мотивацию восстановления справедливости и появление чувства личной ответственности, формирует потребность в соблюдении общественных норм (Д. П. Осьюбел, Р. Дженкинс, А. Модильяни, Т. Шибутани, Д. А. Ханна, М. Хофман, М. Масколо, К. Фишер и др.). В. А. Сухомлинский писал, что чувство вины — благородное чувство воспитанного человека; не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

    Вина выполняет три основные функции :

    выступает в качестве морального регулятора для поддержания норм просоциального поведения;

    участвует в формировании самоотношения

    способствует профилактике психических расстройств.

    Осознание чувства вины делает нас лучше — считает социальный психолог Д. Майерс. Повинуясь этому чувству, мы исповедуемся, приносим извинения, помогаем другим, лучше чувствуем чужое страдание и стараемся избегать дурных поступков. А это значит, что мы сами становимся более чуткими, а наши отношения с окружающими — более человечными.

    Однако успешное осуществление этих функций возможно только в том случае, если уровень переживания вины будет у человека не слишком большим, но и не слишком малым, то есть оптимальным (Белик, 2006).

    Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство — чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от этого может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины.

    В настоящее время в популярных статьях часто можно встретить обличения чувства вины как деструктивной эмоции и рекомендации по избавлению от этого тяжкого груза. Лиз Борбо считает: «Чувство вины — одна из главных причин всех неприятностей, болезней и других несчастий современного человека». Отечественный психолог Н. Н. Нарицын полагает, что чувство вины очень непродуктивное и вредное: «Мы можем забыть, что такое радоваться жизни, только потому, что ощущаем вину. Чувство вины давит многотонным грузом на нашу психику». Появляются статьи с заголовками типа «Не учите детей быть виноватыми».

    Точка зрения

    Как избавиться от чувства вины, от этого ненужного элемента нашего сознания? Этим вопросом задается один из популяризаторов психологии и отвечает: для того чтобы искоренить чувство вины и избавиться от него, надо совершить всего одну довольно простую вещь — перестать оправдываться. Ведь если вы не оправдываетесь, значит, не виноваты, а раз так, то и наказывать вас не за что, таким образом вы избавитесь от паразита сознания, называемого виной. Чувство вины очень глубоко сидит в подсознании, — продолжает этот автор, — так как его прививают с детства. Это могут быть родители, школьные учителя или просто люди из вашего круга общения. Они ведут нечестную игру, говоря ребенку: «Ты виноват, а сделаешь вот это, и вина твоя будет заглажена». И вырастая, человек привыкает к тому, что, когда он провинился, надо отработать свою вину, загладить ее, и это очень плохо для него же.

    Плохо, потому что таким человеком очень легко манипулировать, достаточно надавить на его совесть, сделать так, чтобы он был виноват, — им уже можно крутить-вертеть. Этим как раз и пользуются религии, построенные на страхе и невежестве людей.

    Я знал одного человека, который говорил, что чувство вины нельзя искоренять, что если я виноват, то так и должен себя чувствовать, что меня должна грызть совесть, он говорил, что человек без совести — это уже не человек. Причем он доказывал мне это почти с пеной у рта, я не стал спорить, я просто перестал с ним общаться, так как это типичное поведение манипуляторов, попытка надавить на совесть и заставить вас чувствовать, как будто вы кому-то что-то должны.

    Есть авторы, точка зрения которых состоит в том, что пришло время научиться жить без чувства вины, для эмоционально зрелого человека чувства вины не существует — вместо этого у него есть ответственность за принятые решения, за свой выбор, а также ответственность за то, что он может отказываться от своего выбора, признав его неверным.

    Как отмечает Д. Вайсс, вина может стать малоадаптивной, иррациональной и патогенной, когда для нее нет оснований, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она неоднократно связана со стыдом. В этом случае вина вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. Поэтому «вредность» вины заключается не в том, что она есть как таковая, а в том, что человек позволяет себе постоянно терзаться этим переживанием. С точки зрения здравого смысла это бесполезно. Целесообразнее сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.

    2. Дайте ответ на следующий вопрос: Почему этот феномен актуален в современном мире?

    Исследуя чувство вины на базе исследований различных авторов и подходов, можно прийти к интересному выводу: вина – это эмоция, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ее феномен заключается в многогранности, так как у каждого человека она проявляется совсем не так как у другого. От чего же это зависит и почему при всей неприятности этой эмоции она все же так необходима? На самой заре цивилизации, в структуре человеческого мышления появилась так называемая «цензура» (или, по К. Г. Юнгу, «коллективное бессознательное») — различные системы табу и запретов, свойственные разным культурам. Иногда личность называет это общественным мнением. А в качестве своеобразного «наказания» за асоциальное поведение в ходе эволюции на «коллективно-бессознательном» уровне сформировалось чувство вины. Важно отметить, что вина также зависит и от личных установок, так как не все преступники считают себя виноватыми за преступления, понятия о которых нет в их системе ценностей.

    Чувство вины – это же по сути своей «хорошо» и «плохо» с точки зрения самого человека, но формируется оно, действительно, с помощью ближайшего окружения: сделал что-то – молодец, а нет – значит сам виноват, недостаточно хотел или вообще не старался, а если при всем этом тебе еще и не стыдно перед людьми? Значит, отсутствует совесть, как категория «Супер-Эго». Кроме этого, мимика, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как мимическое выражение любой другой отрицательной эмоции (стыда, злости, удивления и т.п.). Поэтому людям так хочется доказать человеку, что он виновен. Совестливые, ответственные люди вызывают уважение в обществе, даже если они не справились с заданием, но: им за это очень стыдно, их даже могут начать успокаивать, вместо традиционной критики. Чувство вины является регулятором социальной жизни, механизмом взаимодействия с другими и т.д.

    Исследователи Зан-Уокслер, Радке-Ярроу и Кинг (Zahn-Waxler, Radke-Yarrow, King, 1979) изучали реакции детей от полутора до двух с половиной лет на чужое огорчение (на чужую печаль, неудобство, боль). Исследователи обучили матерей технике наблюдения. Матери регистрировали реакции детей и свои собственные реакции на обыденные ситуации, связанные с огорчениями, свидетелями которых становились дети. Под руководством экспериментаторов матери разыгрывали сценки, в которых либо они, либо экспериментаторы, притворялись огорченными. Главный вывод – в возрасте полутора лет дети демонстририровали очевидные признаки понимания последствий своего поведения. Понимание проявляется либо вербально («Это я тебя обидел?»), либо в поступках, при помощи которых дети пытаются исправить ситуацию, вызывающую огорчение. Кроме того, исследователи обнаружили, что реакция ребенка на огорчение другого человека в значительной степени обусловлена теми воспитательными методами, которые применяет мать для социализации своего ребенка, в особенности теми, которые связаны с объяснением роли ребенка в огорчении другого человека. Например, дети, воспитание которых опиралось на физические методы воздействия, гораздо реже проявляли желание исправить последствия своих поступков, чем дети, чье воспитание было построено на эмоциональном и содержательном участии родителей.

    Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) выдвинул три психологические предпосылки развития эмоции вины:

    1. принятие общих моральных ценностей;

    2. интернализация этих ценностей;

    3. способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречия между реальным-поведением и ин-тернализированными ценностями.

    Также Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) также выделил некоторые общекультурные механизмы усвоения вины и обусловленного виной поведения. В корнях этой общности лежат:

    1. базовые аспекты взаимоотношений между родителями и ребенком;

    2. минимум навыков социализации ребенка, предполагаемый в каждой культуре;

    3. определенная последовательность этапов когнитивного и социального развития.

    Вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку, переживание вины сопровождается самоосуждением, снижением самооценки, раскаянием и, по мнению Осьюбела, особой разновидностью морального стыда. Многие предпосылки идут родом из детства и вина – не исключение. Одним из методов и одновременно целью воспитания, является акцент на совести. Но проблема в том, что для ребенка понятие «хорошо» и «плохо» очень размыты, и взрослому придется приложить немало усилий, чтобы донести это до сознания ребенка. К сожалению гораздо чаще взрослые, действуют быстрее и «эффективнее», вырабатывая чувство вины вместо совести. Распространенная манипуляция поведением детей – лишение любви: если ребенок провинился, мать может просто не замечать ребенка, не давать ему никаких эмоций. Такое отношение вызывает панику у ребенка — естественно, он чувствует себя виноватым и стремится все исправить, в последствии уже взрослый человек, сформировавшаяся личность, может страдать от чувства вины, постоянно бояться кого-то обидеть и т.п. Вследствие этого формируется не только чувство вины, но и ощущение постоянного долженствования кому-то и сложности в выражении своих чувств. «Ты плохой; ты непослушный; ты сам виноват в том, что мы тебя наказываем, ругаем, не любим». С помощью мыслеобраза вины человеком легко манипулировать. Как легко обвинить человека во всем, в чем угодно, если он уже привык к тому, что он всегда виноват. Обвинить, а потом получить психологическую компенсацию (извинения, унижения) вместо желаемых любви, уважения, благодарности. Чтобы родители не лишали любви не бросили, ребенок готов признать себя виноватым и униженно просить прощения. Так формируется ложное убеждение, умозаключение – «Я во всем виноват».

    Родителями в данном случае могут двигать различные причины:

    1. Желание вырастит идеального, послушного ребенка – «чтобы не стыдно было показаться в обществе». Это характерно для людей, ориентированных на мнение общества, они и сами испытывают сильное напряжение, если не соответствуют общим стандартам. Таким образом, чувство вины возникает от несоответствия образа и реальности;

    2. Взрослый сам вырос в постоянном напряжении и с этим ощущением – семейный миф предполагает, что «человек в определенном возрасте должен вести себя так-то…» — если же это не совпадает, возникает чувство вины из-за несоответствия.

    Далее мы рассмотрим виды вины и их особенности, независимо от из разновидностей: можно с уверенностью сказать, что эмоция вины в любом случае это – несоответствие поведения или события «правильному» образу себя и своего поведения. Вина в чем то похожа на стыд, однако, есть существенное различие: стыд может появиться только в присутствии другого человека, вина же – это сформированные стереотипы «Супер-Эго» которые влияют на личность независимо от того, знает ли кто-либо о содеянном или нет.

    Функции вины

    Чувство и ожидание вины становится основой личностной ответственности. Одной из функций эмоции вины является стимулирование человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Такое поведение – эффективный способ разрешения внутреннего конфликта, порожденного виной. Эмоция вины, даже ее перцепция, помогает также развить эмпатию и сочувствие, а так же перцепцию относительно своего поведения. Еще одна особенность: если эмоция стыда временно затуманивает рассудок, то эмоция вины, напротив, стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и перебором возможностей для исправления ситуации – это непосредственное погружение в переживание. Итак, выделяют следующие виды вины, которые могут стать причиной невротических состояний:

    «Вина» родившегося ребенка

    Это достаточно распространенный семейный миф современного «аристократического» общества. Ребенку, когда он начинает осознавать себя и пытаться понять откуда он взялся и «зачем», мама (а то и другие родственники) рассказывают в красках, с каким трудом он маме достался, как тяжело протекала беременность, как она при его появлении на свет мучилась и страдала, сколько перенесла неприятностей – и все для того, чтобы дать тебе жизнь! Нетрудно догадаться, чем такой рассказ заканчивается: «а ты, неблагодарное дитя» подтекст – теперь всю жизнь должен «оправдывать» эти страдания и быть верен своей матери. Получается, что ребенок виноват уже в том, что родился. Данное утверждение часто провоцирует аналитический эдипов комплекс: «ребенок», сколько бы ему не было лет, не может «предать» родителя и часто остается одинок до собственной старости. Такое утверждение манипулятивно и часто не имеет под собой достаточно веских оснований, однако, очень эффективно, так как такими упреками достигается полное подчинение и послушание ребенка; подобным чувством вины мать пытается привязать ребенка к себе. Фактически обвинение в тяжелых родах – это нежелание признавать ребенка, как самостоятельную личность. Стоит отметить, что эти переживания, как правило, неосознанны.

    «Вина» социального плана

    Ощущение этой вины формируется, как правило, после кризиса, потери работы и тому подобных неприятностей – всего, что касается социального взаимодействия. Человек убежден, что его уволили не из-за общего сокращения, а потому, что именно он такой нехороший, не умеет понравиться начальству; еще и родственники начинают обвинять его во всех подобных грехах, а это свойственно: почему-то многие люди считают критику толчком, который заставит человека изменится. Такое положение дел очень непродуктивное и вредное, оно заставляет «застревать» в прошлом, ругать себя за уже совершенные ошибки. Такое застревание может спровоцировать сверхценную идею вины и ответственности за все происходящее, которая в дальнейшем может заблокировать активность в данном направлении. Это чувство не позволяет жить настоящим и, что самое неприятное, не дает возможности формировать будущее. Все мысли подчинены только самообвинению, и на то, чтобы думать, как улучшить свое положение, ни сил, ни ума не остается.

    «Вина» жертвы насилия

    К сожалению, в подавляющем большинстве случаев разговор об изнасиловании так или иначе завершается выводом по принципу «сама виновата» опять же кто то знает как правильно поступить (поздно не ходить и т.д.), а на самом деле все слишком спорно. Более того, жертвы изнасилований, если остались в живых, нередко сами лишают себя жизни – именно из-за чувства вины, а не потому, что им тяжело пережить сам факт насилия. У них просто не хватает сил дальше жить под гнетом всеобщего порицания (опять-таки, далеко не факт, что эти порицания были, но это внутреннее ощущение). Те же, кто действительно пытается повесить чувство вины за насилие на жертву, скорее всего таким образом защищаются собственной беспомощности «со мной такого не может случиться».

    «Вина» как последствия смерти близкого человека

    Это очень разнообразная и распространенная разновидность. Поскольку утрата близкого человека невосполнима, вина за то, что не сделал или не понял порой невыносима. Большой спектр переживаний: что ты сам косвенно виновен в смерти, если злился на умершего или (к примеру, плохо ухаживал за больным); страдания, что перед смертью не смогли прийти и попрощаться «как следует»; и особенно гнетущее чувство возникает после самоубийства близкого человека – это наиболее страшные угрызения совести так как кажется что «должен был что-то заметить, спасти и т.д.»:

    «Вина» за грех или преступление ценностей

    Через негибкую концепцию «совершенства» религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации конкретного священного Писания. Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство – это «хорошо», а несовершенство – «плохо». Некоторые религии, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Писание, приговорили своих верующих к неудаче в их исканиях. Человеку, убежденному в том, что все грешное «плохо», трудно увидеть ценность и красоту, — да, даже красоту! — в грехах и ошибках. Религия утверждает, что грех – это «плохо», однако немногие священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Религия, как никто, может формировать устойчивое чувство вины: в любой религии есть правила и ограничения, которые практически каждый хотя бы однажды, преступал. С чувством вины непосредственно связано понятие «греха» и «наказания». Религия выступает в роли значимой персоны. Контроль над личностью здесь очень скрытый: вроде бы это выбор каждого, а с другой стороны – без веры человек не может жить но вместе с ней приобретает и ответственность и вину. Человек берет на себя ярлык «грешника» вместе с верой. Посты, традиции и прочие правила, далеко не всегда приятны, так как никогда не учитывают личностные особенности и сказывается на самочувствии (психосоматика). Естественно, не для всех это так, но человек, который считает, что грешен, обязательно должен и будет наказан за содеянное, ждет этого. Некоторые люди даже ведут внутренний диалог сами с собой, проговаривая про себя, что они заслуживают наказания. И в большинстве случаев они находят такую ситуацию, в которой они «искупают свою вину». И потом радостно сообщают всем, что их наказал Бог за их грех или они отработали кусочек своей кармы. На самом же деле это – рационализация, а с другой стороны, способ напрямую приобщиться к источнику своей веры, ведь «сам Бог меня наказал».

    Вина «родители – ребенок»

    Если родителям не нравится то, что делает или говорит ребенок ему говорят в разных вариациях, что он недостаточно хорош. Осуждая годами ребенка или кого-то другого в его присутствии с позиции «хорошо»-«плохо», оценивая людей долгие годы «хорошее» и «плохое», «правильное» и «неправильное» и т.д. они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде «что подумают соседи?», «ты позоришь нас!», «ты разочаровываешь нас!», «ты мог бы добиться большего!», «где твои манеры?». Этот список можно продолжать до бесконечности. В результате человек вырабатывает схему поведения, направленную, в первую очередь, на удовлетворение моральных норм окружающих.

    Вина «ребенок – родители»

    Дети манипулируют чувством вины взрослых с ранних лет. Большинство взрослых хотят быть «хорошими» и многие поступки совершают, чтобы быть «хорошими родителями», испытывая вину, если не могут соответствовать этому званию. Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде «на самом деле ты не любишь меня!» или «родители такого-то разрешили ему это». Он также напоминает старшим о том, что они делали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины. Эта стратегия была перенята от взрослых и отражает окружение ребенка.

    Вина через любовь

    «Если бы ты любил меня» — каждый человек хотя бы раз в жизни говорил эту фразу. Это распространенная фраза, используемая для манипуляции своим партнером. Перевод этой фразы такой: «ты виноват, потому что не сделал этого» — или: «если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему». Кроме того, многим кажется, что чувством вины можно привязать партнера, и он не сможет бросить. Это давление на эмоциональную сферу: жалость к партнеру или долженствование партнеру также будут вызывать чувство вины у человека, если он решит уйти. Этот тип отношений подразумевает, что любовь зависит от особого поведения, которого человек добивается от своего партнера.

    Вина, внушаемая обществом

    Все начинается в школе, когда человек оказывается неспособным удовлетворить требования учителей и продолжается в течении всей жизни. Общество внушает необходимость подчинения. Если человек делает или говорит то, что считается социально неприемлемым, его тормозит чувство вины. Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет оглядываться, как другие отнесутся к поступкам. В этом случае достижение индивидуальных целей становится весьма затруднительным, так как это будет оцениваться. Поэтому в обществе так сильны правила этикета. Для большинства людей вопрос: «с какой стороны тарелки класть вилку?» — в буквальном смысле вопрос жизни и смерти! Вся их жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что они не могут вынести чувства вины (несоответствия норме). К несчастью, люди чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.

    Сексуальная вина

    Сексуальная вина долгое время была частью американского способа жизни. Прошлые поколения жили с сексуальными ценностями, несовместимыми с естественным желанием. Принуждаемые религиозным воспитанием, где все формы сексуального самовыражения были снабжены ярлыками «хорошо» или «плохо», «естественно» или «грешно», люди передавали свои убеждения от поколения к поколению, как заразную болезнь. Если ваша система ценностей включала какую-либо форму сексуальности, считавшуюся морально неприемлемой, вас принуждали испытывать чувство вины и стыда. Такие вещи, как мастурбация, внебрачный секс, порнография, гомосексуализм, аборты и т. д., были «плохими» и «грешными». В результате сегодня существует множество сексуальных табу, порожденных подавляемым чувством вины. Для среднего человека, с детства воспитанного на представлениях о «грязности» и греховности секса, невозможно наслаждаться любым сексуальным удовлетворением, не испытывая чувства вины. До тех пор, пока партнеры не поймут, что любая форма сексуального самовыражения, находящаяся в пределах системы ценностей человека и не наносящего физического вреда другому, правильна, — независимо от того, что говорят или думают остальные, они никогда не приобретут богатого и полного сексуального опыта.

    Самонакладываемая вина

    Это наиболее деструктивная форма вины и наиболее индивидуальная. Человек берет ее на себя, чувствуя, что нарушил свой моральный кодекс или моральный кодекс общества. Вина возникает, когда человек оглядывается на свое прошлое и видит, что совершил неразумный выбор или поступок. Рассматривает содеянное – было ли это неконструктивной критикой или чем-то еще, в свете теперешней системы ценностей. В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что поступки небезразличны и человек о них сожалеет, а, значит, можно что-то изменить. Но при этом застревает в прошлом, бесконечно повторяя события в памяти. Невротик всегда испытывает чувство вины. Сбалансированная цельная личность учится на примерах из прошлого. Между первым и вторым существует огромное различие.

    Перекладывание чувства вины Очень неприятно чувствовать себя виновным, тем более за объективные факты, поэтому вина тесно связана с механизмом рационализации, а так же некоторой агрессии. Примерно такие утверждения транслирует человек, когда хочет снять с себя ответственность и мучительное чувство вины:

    1. Жизнь становится все хуже, земля катится под откос.

    2. Определенно я неудачник, всю жизнь наступаю на одни и те же грабли, не сумел достичь того, что другие. Вон как другие живут, а я.

    3. Мне просто не везет, судьба такая, и спорить с ней бесполезно.

    4. Я безнадежно одинок, никому не нужен, все чувствуют, что во мне что-то не так.

    5. Люди добрые, посмотрите, как я казню себя, до чего я несчастен!

    6. Во всем виновата судьба проклятие, другой человек, обстоятельства.

    7. Это не я оно само так сложилось.

    8. Я не в силах, что либо изменить.

    Все приведенные схемы отражают неуверенность человека в собственных силах и снятие им с себя ответственности. Какой бы ни была форма вины, это всегда опасения за некоторые отношения. Как правило, переживание вины происходит, когда индивид понимает, что его поступок вступает в противоречие с его характером. По мнению многих исследователей, в переживаниях, связанных с виной, весомую роль играет страх и печаль, связанные с возможным разрывом отношений и одиночеством. Большая часть тягостных размышлений человека, испытывающего вину, связана с ожиданием возможной реакции человека, перед которым он провинился. Переживание вины интересно еще и тем, что в отличии от страха, стыда и т.д., приковывает внимание человека к источнику вины, не отпускает человека. Умение балансировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушенную чувством вины, можно рассматривать как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения.

    Итак, вина является важной функцией социализации личности и активно участвует в формировании личности. Основа ее закладывается в детстве: будет ли эта структура совестью или невротической виной, зависит от характера этих отношений. Для того, чтобы ребенок мог испытывать чувство вины, он должен научиться понимать, что его поступки могут причинить вред другим людям. Ребенок может уяснить, что он способен управлять своим поведением и что он отвечает за него, но ему это нужно объяснять.

    То же верно и для зрелой личности: взрослый человек, испытывая вину, в первую очередь может задать себе вопрос: «это моя вина?» или навязанная кем-то и, что можно сделать для исправления и нужно ли вообще что-то исправлять.

    Используемая литература:

    Изард К. Эмоции человека – М., 2008 г.

    Эйбл-Эйбесфельдт И. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики – М., 1995 г.;

    Мид М. Культура и мир детства – М., 2008 г.

    Холлис Джеймс Душевные омуты Swamplands of the Soul – М., 2010 г.


    написать администратору сайта