Главная страница

вваукпурЦЫСкпр. Человек. Техника. Природа. Проблема взаимодействия


Скачать 36.18 Kb.
НазваниеЧеловек. Техника. Природа. Проблема взаимодействия
АнкорвваукпурЦЫСкпр
Дата11.02.2023
Размер36.18 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_867633.rtf
ТипДокументы
#930831

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-строительный институт

ЭССЕ

По теме «Человек. Техника. Природа. Проблема взаимодействия»


Выполнила:

Ботулу Валерия

Группа: СБ14-61Б

нанотехнология техника человек

г.

Влияние техники на человека и общество в целом в современном мире огромно. Технические средства являются неотъемлемой частью жизни, постоянно развиваются и усложняются. Техника является условием деятельности, фактором становления, существования и развития человеческого общества.

Человек всегда мечтал покорить окружающий мир, победить болезни и смерть. Новые знания, в первую очередь научные, и новые технологии позволяют приблизить осуществление данных мечтаний. Многое из того, о чем раньше только мечталось, сегодня уже воспринимается не как мечта, а как вполне обычное техническое задание. Люди полетели в космос, покоряют глубины океана, научились лечить многие болезни, восстанавливают утраченные или дефектные от рождения органы... Но им этого мало, и люди пытаются занять место Творца, создавая не только новые технологии, но и новые материалы, и формы жизни. Новые в том смысле, что таких в природе не существует.

В то же время сегодня уже как банальное воспринимается утверждение К. Ясперса: «...техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло».

Техника окружает нас повсеместно и имеет ярко выраженное влияние. Таким образом, появляется одна из составляющих искусственных систем, вместе с естественной подсистемой образующая систему объективной реальности, - техническая реальность. Техническая реальность - это целостность, включающая социум, технологию, используемые материалы, продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.д. Она отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). В техническом творчестве техническая реальность - все материальные объекты (и их информационное отображение), которые созданы человеком непосредственно или с использованием технических изделий.

На современном этапе можно говорить о возникновении информационной цивилизации и, как следствие, информационной экономики, в основу которой положено изменение соотношения физических и умственных сил человека при сохранении основной цели - производства и потребления материальных и духовных благ.

Каждый день по телевидению нам предлагают окунуться в атмосферу радости и комфорта, ощутить себя частью истории, и, забыв про настоящее, пройтись семимильными шагами к светлому вот-вот уже наступающему будущему. Отчасти это является правдой: что казалось совсем недавно лишь смелым фантастическим прогнозом, теперь является обыденной реальностью, которой уже никого не удивишь. Мало того, масштаб технического воздействия на социальный мир, в том числе и природный, достиг такой величины, что кардинально изменил условия человеческого существования.

Получив благодаря технике огромное количество возможностей, человек вместе с ними приобрел и новые формы зависимости. Потребляя огромное количество информации, человек пытается систематизировать ее, перестроить свое мышление на алгоритмизацию и стандартизацию входных информационных потоков с целью выявления устойчивой модели человеческого существования. Он ищет технологию жизни, следуя уже существующим стандартам и алгоритмам, который годится для всех. От свободы остался лишь призрак, и тот покорно преклоняется перед техникой. Парадоксально, но пытаясь преодолеть ее детерминированное положение, человек ищет спасение в более совершенной технике. Х. Сколимовски верно замечает: «Техника при современном порядке вещей - часть нашего светского мировоззрения. Наша привязанность к ней и захваченность ею - … это след долгой интеллектуальной традиции, нашей жажды свободы посредством нами же созданного и усовершенствованного. Парадоксальным образом инструмент этот оказывается наделен чем-то большим, нежели простые инструментальные функции: он стал постигаться как инструмент освобождения, как орудие свободы».

Развитие техники и технологий начало размываться граница между человеком и машиной, между телом и технологией.

Сегодня благодаря развитию био- и нанотехнологий воплощаются в жизнь утопические идеи конструирования и реконструирования человека. Высказываются предположения, что нанотехнологий будут менять человеческое тело так, как потребуется. Например, В.М. Кишинец полагает, что использование нанороботов в медицинских целях, прогнозируемое уже через 10-15 лет, станет началом перехода человека из эволюционно-биологической формы хомо сапиенс в совершенно новое, технологически саморазвивающееся существо - нано сапиенс.

Например, Ю. Такер подчеркивает, что биотехнология, в отличие от других областей биологии и медицины, опирается не на внешние технологии (протезирование, инструментальная диагностика, хирургия), а на идею о том, что собственные процессы тела могут быть перепрограммированы на достижение нужных результатов. Нанороботы, внедренные в организм человека, предположительно способны стать не только машинами, служащими для лечения заболеваний или продления жизни. Медицинские устройства со временем могут позволить относительно легко изменять структуру мозга или осуществлять стимуляцию определенных его отделов для получения эффектов, имитирующих любые формы психической активности. Другими словами, через целенаправленное воздействие посредством наноробота на определенные участки коры головного мозга, отвечающие за определенное поведение или эмоции, можно сделать из человека «нанотехнологического наркомана» или принуждать его к определенному поведению. Выпустив однажды джинна и «впустив» его в себя, человек сам может превратиться в ту лампу, в которой и живет джинн, исполняющий прихоти того, кто этой лампой владеет.

Проблема конструирования и модификации человека сегодня касается не только воздействий на телесность человека. И дело не только в том, что высокие технологии обостряют проблему идентичности человека, которая приобретает тотальный характер. «Перепрограммировано» может быть и сознание человека с помощью Hi-Hume (высоких гуманитарных технологий). Условия жизни в быстроменяющемся мире приводят к онтологическому нигилизму. Место трансцендентных ценностей, придающих смысл индивидуальной жизни и культуре, стремятся занять Hi-Hume, в первую очередь маркетинговые технологии. Появляются утверждения, что в сознании людей брэнды занимают место религии. Например, к таким выводам пришли лидер рекламного мирового рынка компания Young & Rubicam и лондонская консалтинговая фирма Fitch. В качестве примеров верообразующих брэндов Young & Rubicam называет Calvin Klein, Gatorade, IKEA, Microsoft, MTV, Nike, Virgin, Sony Playstation и Yahoo.

При этом Hi-Hume - современные технологии манипуляции сознанием - стали настолько совершенны, что позволяют разрушить в человеке полученное от реального исторического опыта знание и заменить его искусственно сконструированным. Строится некий иллюзорный мир, который человек воспринимает как настоящий. Реальная жизнь начинает восприниматься как сон, достаточно неприятный, но сон. А те образы мира, которые навязываются человеку рекламой, пропагандой и СМИ, воспринимаются им как реальность.

Итак, Ясперс говорил, что человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Вызывает опасение то, что технологическим объектом становится не только тело человека, но и его сознание. И уже есть технологии, которые позволяют оказывать управляющие воздействия на эти объекты. Причем сложность заключается в том, что направления этих воздействий далеко не всегда очевидны и трудно вычленяемы. Особенно это проблематично выявить в случае с Hi-Hume.

Таким образом, с появлением высоких технологий в новых человеко-машинных системах человек начинает уже выступать не тем, кто управляет, и не просто одним из факторов во взаимодействии с машиной (как в индустриальном обществе), а тем, кем управляют. Отвергнув ограниченные рамки экзистенции человека, техника создала свою собственную искусственную реальность, которая наиболее пригодна для ее существования. Человек уже не может ничего противопоставить техносфере, поскольку сам загнал себя в технологическую западню. Да, техника разрушила стену между человеком и природой, о чем давно мечтал человек. Но какой ценой? Взамен она установила барьер (что-то вроде фильтра, пропускающий только то, что удовлетворяет ее условиям, и ничто иное), через который проходят разнородные коммуникативные потоки, выгодные, прежде всего, самой технике, поскольку необходимы для ее функционирования. Это несёт опасность в утрате истинности человека, его собственной сущности, на что указывал Хайдеггер: «Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических аппаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе. Господство постава грозит той опасностью, что человек окажется уже не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаенного и услышать голос более ранней истины».

Например, возьмем «Волны Кондратьева», он рассматривает эволюцию технического прогресса на определенных этапах времени. За точку отчета он берет 1800 год и выделяет пять циклов. На своем графики он показывает, как на смену одного технического прогресса приходит другой. Пятый цикл приходиться на наше нынешнее время, этот цикл характеризуется информационными технологиями, большим количеством товаров и услуг. Прогноз таков, что человеческое общество и окружающая среда не в силах адаптироваться к такому потоку информации, к изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому перед цивилизацией стоит острая проблема, как сделать так, чтобы не только человечество смогло существовать в комфортных условиях, но и природа. Необходимы интерактивные методики, для разрешения данных проблем.

Высокие технологии и техника, с одной стороны, позволяют управлять микро- и макрообъектами, подкрепляя веру человека в собственное могущество, в способности преобразовывать не только природу, но и самого себя. А с другой стороны, данные технологии эти же идеалы и разрушают, так как демонстрируют хрупкость и незащищенность человека перед лицом им же порожденной мощи.


написать администратору сайта