Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое объективное и субъективное

  • Чем отличается метафизика от диалектики

  • Каковы отличия между рационализмом и иррационализмом

  • Что представляет собой материя

  • Что подразумевает философия под идеей

  • Какие исторические типы прошла философия в своем развитии

  • Список используемых источников

  • философия. Раздел1 Задание2 Игнатьева С-27. Чем отличаются взгляды материалистов от идеалистов


    Скачать 20.52 Kb.
    НазваниеЧем отличаются взгляды материалистов от идеалистов
    Анкорфилософия
    Дата15.12.2021
    Размер20.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаздел1 Задание2 Игнатьева С-27.docx
    ТипДокументы
    #304850

    1. Чем отличаются взгляды материалистов от идеалистов?

    Поскольку материализм рассматривает материю как первичное, а сознание, как вторичное, то ощущение, как образ в сознании, также рассматривается материализмом, как вторичное. Соответственно, идеалисты видят ощущение, как первичное. В этом и различие.
    Различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов заключается в том, что идеалисты считают первичным идею, а материалисты – материю. Используя органы чувств, мы получаем ощущение, воспринимаем материальное. Ощущение – форма чувственного познания. Чувственное познание имеет опору на определенные образы в сознании, полученные в результате действий органов чувств.

    1. Что такое объективное и субъективное?

    Субъективность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности.
    Этот термин противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата
    Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

    1. Чем отличается метафизика от диалектики?

    Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

    Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
    Метафизика обычно противопоставляется диалектике, которая рассматривает явления в процессе их становления, развития и уничтожения и во взаимосвязями с другими явлениями природы.
    В философской литературе установилось отрицательное отношение к метафизике как к ненаучному методу, неправомерно упрощающему действительность. В этом есть определенная доля истины, поскольку каждое явление на самом деле находится в непрерывном изменении и поскольку ни один предмет и ни одно явление не могут существовать изолированно от других предметов и явлений.
    Однако одновременно следует заметить, что попытка проанализировать любой предмет или явление во всем многообразии их качеств, да еще с учетом всех изменений и во взаимосвязи со всеми другими предметами и явлениями заранее обречена на провал: число свойств у каждого предмета и у любого явления бесконечно велико, число взаимодействующих с ними окружающих других предметов и явлений тоже бесконечно велико, и учесть все их невозможно. А поэтому описание любого предмета или явления носит ограниченный характер и, следовательно, метафизично. То же относится и к любым исследованиям.
    Из изложенного следует, что при изучении явлений метафизический подход так же необходим, как и диалектический метод, и что они должны рационально сочетаться.
    При этом при решении каждой конкретной задачи исследователю приходится формулировать граничные условия, чтобы отрешиться от всей системы внешних воздействий, а также начальные условия, чтобы отрешиться от тех процессов, которые имели место в системе до начала рассматриваемого этапа движения тела. Таким образом, имеет место этапности развития представлений об изучаемом явлении: сначала представление о статическом устройстве системы, а точнее об его физической модели, затем представление о формах ее движении, затем представление о граничных и начальных условиях этого движения, затем представления о сопутствующих этому движению обстоятельствах, например, о трении в местах соединения частей системы и т.д. И на каждом этапе этого рассмотрения приходится обосновывать тот круг явлений, который учитывается, потому что учесть все обстоятельства, связанные с каждым этапом, невозможно в принципе. Это и есть метафизика. Но сам факт поэтапного уточнения поведения системы по мере учета ее динамики с привлечением все большего числа обстоятельств есть диалектика. Из приведенного примера видна принципиальная необходимость сочетания методов метафизики и диалектики, а вовсе не их противопоставления.
    К этому же вопросу примыкает проблема абсолютной и относительной истин.
    Абсолютная и относительная истины – философские понятия, отражающие процесс познания реальной действительности. Диалектический материализм рассматривает познание как исторический процесс движения от незнания к знанию, от знания отдельных явлений, отдельных процессов к более полному знанию. На примере развития механики - это хорошо видно. Однако то же происходит во всех областях знания.
    На каждом этапе развития мы узнаем любой предмет или явление лишь частично, да еще в зависимости от поставленной исследователем цели. Смена цели вполне может привести к смене представлений о предмете, когда будут изучаться не те стороны предмета, которые были изучены в связи с ранее поставленной целью, а другие. Это справедливо для всех предметов и явлений: на всех уровнях организации материи.
    Анализируя процесс познания, Ленин заметил, что «В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится все более полным и точным».
    К этому можно добавить, что никакая область науки не должна останавливаться в своем развитии. Наука, переставшая систематически развиваться, перестает быть наукой, вырождаясь в систему догм, заведомо ограниченных по их применимости.

    1. Каковы отличия между рационализмом и иррационализмом?

    Иррационализм – философское направление, ограничивающее или даже отрицающее возможность рационального познания действительности. С точки зрения И. в мире царит хаос, слепая случайность. Познание его разумными средствами неадекватно или даже невозможно. Поэтому главную роль в познании играют иррациональные источники: религиозное откровение, мистическое озарение, интуиция, эмоции, воля. Тем самым И. абсолютизирует познавательные возможности сферы бессознательного, иррационального и принижает возможности разума, сознания. Позиция И. характерна для философских учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, экзистенциалистов и др.
    Рационализм в противовес Иррационализма отстаивает познавательные возможности разума, рационального знания.
    С точки зрения Р. именно разум является основой познания и поведения людей.
    Позиция Р. предполагает закономерность, причинно-следственную обусловленность явлений бытия, необходимость логики, обоснованности положений, строгих определений, выполнения других норм научной рациональности в познании. Позиция Р. характерна для таких мыслителей как Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и др. Диалектическое мышление требует преодоления односторонних крайностей Р. и И.
    В реальном процессе познания необходим синтез, как рациональных, так и иррациональных источников знания.

    1. Что представляет собой материя?

    Материя (лат. materia — вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
    Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.

    1. Что подразумевает философия под идеей?

    Идея — в древней философии — умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению.
    У Канта идея есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума — завершать высшим единством всякое рассудочное познание.
    У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова идея с упразднением их ограниченности: его идея есть Платоновская сущность, но не вне процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя.
    У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, идея сохранила чисто психологическое значение: идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления.

    1. Какие исторические типы прошла философия в своем развитии?

    Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались.

    Если мысленно оглянуться в прошлое духовной культуры человечества, то нашему взору представится огромное разнообразие философских школ и направлений, идей и воззрений. На первый взгляд может сложиться мнение, будто это множество представляет собой неорганизованное, стихийное взаимодействие различных философских концепций, порой не связанных друг с другом. Но это не так. Эволюция философских идей - это процесс, несомненно, противоречивый. Но в конечном счете поступательный и прогрессивный. В целом история философии представляет собой «книгу мудрости», которая, если вдумчиво читать ее, может дать очень многое для решения современных проблем. Вот почему вначале следует уяснить, как философия возникла, какие этапы в своем историческом развитии она прошла и чем является сегодня. Анализ этих проблем целесообразно осуществить на примере классической философии.

    Понятие «классический» происходит от лат. classicus - первоначальный, образцовый. Классическую философию можно было бы охарактеризовать как совершенную, признанную образцовой.

    Основными общими чертами классической философии являются:
    - гармоничность соотношения мировоззренческого и рационально системного ее аспектов;
    - достаточная развитость всех основных разделов философского знания;
    - стройность философских концепций, их завершенность;
    - богатое содержание философских учений;
    - способность философии приобрести самостоятельность (как самостоятельное духовное явление в обществе она имела социальный авторитет);
    - связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь с искусством, религией, политикой, моралью, правом;
    - развитый понятийный аппарат.

    В широком смысле под классической философией понимаются философия Античности V-IV вв. до н.э. и западноевропейская философия Нового времени. При этом особая роль признается за немецкой классической философией XIX века.

    Список используемых источников:

    http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-na-jekzamen-po-filosofii/226-predmet-i-metody-filosofii

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

    http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-na-jekzamen-po-filosofii/226-predmet-i-metody-filosofii

    https://works.doklad.ru/view/RO063lEHuhw/2.html

    https://terme.ru/termin/irracionalizm-i-racionalizm.html

    https://www.esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

    http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F_(%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8)

    https://works.doklad.ru/view/RtT7eJjAsBE.html


    написать администратору сайта