СТАТИСТИКА. ыы. Четвёртый
Скачать 14.18 Kb.
|
оздания Земли принадлежит помощнику Ена голубю. Ему противостоит помощник Омоля ворон. Земля достается Ену, и поверженный Омэль просит лишь маленький клок земли, чтобы воткнуть туда кол. Из раны в земле он выпускает злых духов, гадов, вредных животных[1]. Ен творит небо, Омэль же его перекрывает вторым небом. Тогда Ен строит третье небо, Омэль не упускает случая насолить брату и строит четвёртое небо. И так до семи небес с победой Ена — так возникли цвета радуги. По другому мифу, Омэль сотворил медное небо, чтобы отстранить Ена от творения. Ен в порыве гнева низвергает Омоля со злыми духами, гадами, змеями. Они рассеиваются по Земле, превращаясь в ворсу, вакуля и их свит[1]. Четвёртый вариант мифа В начале времен Ен один плавал на лодке по Мировому океану. Ему некуда было пристать, и со злости он плюнул в воду. Моментально появился его двойник — Омэль, которого Ен из опасения превратил в гагару и приказал нырять на дно океана за землёй, а сам тем временем заморозил поверхность океана. Но гагаре чудом удалось выбраться на землю и вынести всего три песчинки. Из них Ен сотворил Землю[1]. Пятый вариант мифа Лягушка — положительное животное в мифах народа коми Ен и Омэль сидели в первозданном болоте в виде двух лягушек. Ен был слеп и глуп. Омэль, напротив, зряч и хитёр. Спасаясь от комаров, Омэль решил перебраться повыше на кочку, взяв с собой Ена. Но комары донимали их и там. Со злости Омэль толкнул Ена обратно вниз и упал сам. Они превратились в людей, и при падении Омэль выбил себе два зуба до крови, которые превратились в рожки. Из крови Омоля появилась женщина, которая стала его женой, а также животные[1]. Ену понравилась женщина и он решил её похитить, но потерпел неудачу. В порыве страдания он отгородился от брата и создал небо, где поселился вместе со своими верными голубями. Но их постоянно преследовала армия воронов Омоля. Однажды лишь один голубь смог прорваться к Ену, неся в клюве кусочек тины. Его догонял ворон, но его придушил Ен. Из тины возникла Земля, из воды, которая пролилась из горла ворона, возникли моря и океан[1]. Лягушка — положительное животное в мифологии народа коми. Лягушка не потеряла в процессе христианизации коми своего положительного характера. В мифе о Всемирном потопе она заткнула собою прохудившуюся щель в Ноевом ковчеге[1]. Антропологический миф С Еном и Омолем народы коми также связывали миф о происхождении человека[2]. Творцом человека был Ен. Однако сотворён он был в роговой оболочке, подобно пластине ногтя. Но и тут Омэль задумал свести на нет творение брата. Он соблазнил стерегущую первого человека собаку куском мяса, а сам тем временем оплевал человека и покрыл нечистотами[2]. Ену пришлось вывернуть не чистого человека наизнанку, оставив роговыми только ногти. С тех пор народ коми говорит, что человек посещает отхожее заведение, чтобы вернуть долг Омолю[2]. Собаке же было запрещено отныне жить в доме[2]. В схожем мифе о сотворении человека можно узнать о происхождении женских половых органов. Омэль плюнул на женщину, и именно от этого плевка они и произошли[2]. Другие творения Ена Кроме Земли, Ен создал камни, которые превращаются в горы. Также он сотворил солнце (Шонди). Это творение обуславливалось заботой о людях, которые сеяли на Земле хлеб, и он не прорастал от творения Омоля — луны[1]. Ен сотворил и ветер. Омэль выпустил его на волю. Он стал ломать дома, корёжить деревья, разбрасывать стога. Люди взмолились к Ену, и он успокоил ветер. Однако Омолю иногда удаётся освобождать ветер в виде вихря[1]. Противостояние Ена и Омоля продолжается и при сотворении животного царства. Ен создал белку, чтобы люди могли получать мех, а Омэль создал куницу, которая пожирала белок[1]. Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться и смогла бы охранять его жилище. Также он создал петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика, затем чтобы человек смог пропитать себя, охотясь за ними[1]. Иногда они творят вместе, так, например, была создана скрипка, появилось кузнечное ремесло[3]. Влияние христианства По мере распространения христианства образ Ена сливается с образом Бога-Отца, соответственно и мифол |