Главная страница

Сочинение по Евгению Онегину. Читательский кругозор как средство характеристики персонажей в р. Читательский кругозор как средство характеристики персонажей в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"


Скачать 10.25 Kb.
НазваниеЧитательский кругозор как средство характеристики персонажей в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
АнкорСочинение по Евгению Онегину
Дата09.05.2022
Размер10.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЧитательский кругозор как средство характеристики персонажей в р.docx
ТипКнига
#518867

Читательский кругозор как средство характеристики персонажей в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
"Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты" - зачастую именно посредством литературы, которую мы читаем, формируется наш характер, представление о мире и людях вокруг, образ мыслей. Книги способны "воспитать" человека и раскрыть его потенциал, выявить цели и стремления, утвердить моральные принципы. Кто-то находит в книгах покой и умиротворение, кто-то - мотивацию к действию; для кого-то литературные герои - просто вымысел автора, а для кого-то - идеальная модель поведения и пример для подражания.
Читательский кругозор в 19 веке был одной из важнейших характеристик личности. Читательские интересы юношей и девушек служили неким индикатором, критерием их культуры. Именно книги закладывали фундамент знаний и принципов, которыми люди руководствовались.
Так, в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" очень подробно описан читательский кругозор двух главных героев - Евгения Онегина и Татьяны Лариной - и его изменение на протяжении истории. В течение произведения именно книги влияли на образ их действий и характеры.
Из первой же главы романа мы узнаём, что Евгений много читал, хотя это занятие его не очень привлекало. Он интересовался экономическими проблемами, не был равнодушен к общественным вопросам, вступал в споры о французских политиках и просветителях. Участие в таких беседах характеризует Онегина как человека, внимательного к актуальным вопросам своего времени, к основным направлениям европейской философской и общественной мысли.

Пушкин пишет, что Евгений «бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита...», мог «потолковать об Ювенале», «да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха...».

Неподдельный интерес к экономике и тематической литературе развили в нём холодность, расчётливость, беспристрастие, интерес к оболочке, а не к внутреннему миру человека. Однако, одному поэту-романтику - Джорджу Байрону - Онегин всё же отдавал предпочтение. Недаром в кабинете Евгения Татьяна видит портрет поэта. Да и характер героя, которого Пушкин называет «москвич в Гарольдовом плаще», близок романтическому мироощущению байроновской поэмы. Можно с уверенностью утверждать, что увлечение Онегина произведениями Байрона сильнейшим образом повлияло на его характер. Евгений во многом похож на героя поэмы Байрона - Чайльд Гарольда. Поэт пишет о своём герое: «как Child Harold, угрюмый, томный». Онегин страдал от хандры, но «застрелиться, слава богу, попробовать не захотел».
А вот Татьяна Ларина - юная красавица, эмоциональная и чувствительная девушка - имела прямо противоположные читательские интересы, что определяло её характер и представление о мире. Книгам Татьяна безраздельно верит и привыкла судить о жизни и людях, оценивать свои переживания, основываясь на прочитанных романах и образах их главных героев:
Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо…
Действительность, окружавшая Татьяну, не удовлетворяла её пытливый ум и требования, сформированные прочитанными книгами. В них она видела других людей, другую жизнь - более насыщенную и интересную, чем в её родной деревне. В сентиментальных произведениях, которым девушка поначалу отдавала предпочтения, любовь описывалась как высочайшее чувство, герои были благородными, непохожими на других людей. Таким и представляла себе Татьяна своего будущего избранника - таким же показался ей и Евгений Онегин. Она влюбилась в молодого человека, как героини её любимых книг.

Татьяна проста и доверчива, "любит без искусства", поэтому и решается на невиданный для девушки того времени поступок - отправляет Онегину наивное и в то же время откровенное признание в любви, в котором рассуждает о своих чувствах по шаблонам французских романов:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.
Для девушки в любви существует только два образа - "ангел-хранитель" и "коварный искуситель". Она ещё не знает о всём многообразии красок реальной жизни, живёт лишь мечтами об идеальном мире.
Однако, мировоззрение Татьяны меняется, когда она попадает в опустевший дом Онегина, в его библиотеку. Девушка читает книги Евгения, ведь именно в них она привыкла находить ответы на волнующие её вопросы. Эта литература совершенно не похожа на жестоко обманувшие её, сломавшие её видение мира сентиментальные романы. Здесь ей открылся мир книг, дающих беспощадную оценку суровой действительности:
Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна с жадною душой;

И ей открылся мир иной.
Возможно, именно в этих строчках кроется ответ на вопрос, так сильно мучивший Онегина, когда вместо "девчонки нежной" он вдруг увидел "законодательницу зал". Девушка смогла по-своему оценить характер Евгения, задуматься: "Уж не пародия ли он?" Литература, прочитанная Татьяной в его библиотеке сделала своё дело - именно эти книги, новые, незнакомые, такие правдивые - привели её к перерождению из наивной деревенской девочки в холодную светскую даму. Однако, ничто не смогло заставить забыть её свою первую и, пожалуй, самую сильную любовь.
Меняется и читательский кругозор Евгения. Но, на мой взгляд, если изменение интересов Татьяны влияет на её характер, мысли, чувства, то в случае с Онегиным, скорее, наоборот. Ощущая перемены в себе после встречи с изменившейся Татьяной, он садится за книги и читает "без разбора" - и любовные, и исторические романы. После их прочтения он как бы утверждается в своих намерениях, в новых, проснувшихся в его душе чувствах.

Однако, поздно - теперь они с Татьяной будто поменялись ролями - он научился чувствовать и любить по-настоящему, она же научилась холодному расчёту и анализу ситуаций. Они по-прежнему остались слишком разными, чтобы что-то изменить.
Можно с уверенностью сказать, что именно книги влияли на формирование и изменение характеров главных героев романа. Книги решили их судьбы, постепенно открывая героям новые грани самих себя и мира вокруг.


написать администратору сайта