Главная страница
Навигация по странице:

  • Укажите, в каких философских учениях можно обнаружить позиции агностицизма и скептицизма. Скептицизм

  • Агностицизм.

  • 2.В чем состоят особенности эмпиризма, сенсуализма и рационализма в философии познания ХVII – ХVIII вв.

  • В чем оригинальность и новизна постановки гносеологических проблем в учении И. Канта

  • Вопрос 1. Что такое гносеологический оптимизм и какие доводы можно привести в пользу этой позиции


    Скачать 23.58 Kb.
    НазваниеЧто такое гносеологический оптимизм и какие доводы можно привести в пользу этой позиции
    Дата06.12.2021
    Размер23.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопрос 1.docx
    ТипДокументы
    #294198

    1. Что такое гносеологический оптимизм и какие доводы можно привести в пользу этой позиции?

    Гносеологический оптимизм предполагает, что отдельные методы познания, познавательные способности ограничены, но в совокупности они обеспечивают полноту и достоверность познания. Познание неограниченно развивается. Всегда есть нерешенные проблемы, но нет проблем, неразрешимых в принципе.

    Гносеологический оптимизм традиционно разделялся большинством философов в эпоху, когда познание рассматривалось натуралистически, а создание, в конечном счете, завершенной системы полного и исчерпывающего знания о мире казалось естественной ориентацией науки. Предметное исследование процесса познания обнаружило его реальную сложность; стало очевидным, что для сохранения позиции гносеологического оптимизма требуется не простая убежденность в могуществе человеческого разума, а специальное обоснование. Основной логический аргумент в пользу гносеологического оптимизма – наша способность на основе имеющихся знаний конструировать, воспроизводить вещи, явления. Если созданный нами искусственный объект по свойствам подобен исходному, значит, наше знание о нем является полным, «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» совпадают.

    Укажите, в каких философских учениях можно обнаружить позиции агностицизма и скептицизма.

    Скептицизм. Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, охватившая период  от  IV в.  до н. э.  по  III в. до  н. э.  и  затем  от  I в.  до  н. э.  и  до  II в. н. э.

    Скептицизм получает наибольшее распространение в те периоды развития  общества, когда  старые  общественные  идеалы  уже  расшатаны, а  новые еще не укрепились. В качестве философской доктрины он  возник  в  период  кризиса  античного  общества  как  реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко  вступая  при  этом  в  противоречия  друг  с  другом.

           Родоначальником  скептицизма  был  Пиррон  (ок. 365--275 до н. э.).   По учению Пиррона, философ - это тот человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимости и в отсутствии  страданий. Желающий  достигнуть  счастья  должен  ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую  выгоду  получим  мы  из  нашего к  ним   отношения.

        Агностицизм. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностицизм  (от греческого agnostos -  непознаваемый; а - отрицание и gnosis - знание) - такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную   возможность  познания  объективного  мира  человеком,

    выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь  к  отражению  внешних  явлений.

    Первой  исторической  формой  агностицизма был античный скептицизм. В Новое время наиболее известными агностиками были английский  философ Д. Юм, Д. Беркли, а позже  и  немецкий  философ   И. Кант, согласно  которому  предметы, хотя  и  существуют  объективно, но  представляют  собой  непознаваемые  «вещи-в-себе».

    2.В чем состоят особенности эмпиризма, сенсуализма и рационализма в философии познания ХVII – ХVIII вв.

    Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента. Принцип: в разуме нет ничего, чего уже до этого не было бы в чувствах. Ведущим методом получения нового знания полагал индукцию.

    Эмпирический подход был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой. («Знание — сила»)

    Эмпиризм получил развитие в Англии. Последователи Бэкона — английские философы-эмпиристы Томас Гоббс и Джон Локк развивали материалистическое учение об обществе и человеке. Т.Гоббс — автор теории «общественного договора», который заключают между собой люди, находившиеся в первобытном, «естественном» состоянии «войны всех против всех». Теория полагает, что люди, обладающие естественными правами на защиту себя и своей собственности, для прекращения «войны всех против всех», передают эти права государству, которое отныне единственное может применять законное насилие. Это — материалистическое понимание государства, философ полагает, что естественные права есть у отдельных людей, а не у монархов, и они принадлежат людям от рождения. Дж.Локк развивал идеи Гоббса об общественном договоре, но полагал, что люди, заключая его и передавая права в пользу государства, не утрачивают их и могут в определенной ситуации ими воспользоваться (идея неотъемлемых прав человека). Т.е. Локк допускал возможность восстания народа против власти, нарушающей договор. Для предотвращения узурпации власти в одних руках он предложил идею разделения властей по функциям — законодательство, исполнение и контроль. Выдвинул материалистическое понимание сознания, отрицал возможность врожденных идей (Декарта) и считал, что ребенок рождается с пустым сознанием (tabula rasa, т.е. «чистая доска», на которой опыт оставляет следы, которые запечатлевает сознание), он ни зол, ни добр по природе.

    Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Основоположник — Рене Декарт (1596 — 1650). Доверие разуму — основной принцип рационализма. Доверие разуму должно базироваться на принципе очевидности знания, и это предполагало ориентацию на роль субъективного начала в познании. Во всем можно усомниться, корме самого сомнения. Сомневаться может только мыслящий субъект (человек). Следовательно, я существую. («Я мыс­лю, следовательно, я существую».) В познании главную роль отводил методу дедукции. В процессе познания следует опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.

    Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. С. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 — начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума.

    1. В чем оригинальность и новизна постановки гносеологических проблем в учении И. Канта?

    Гносеология Канта

    Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

    В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Классифицирует само знание на апостериорное — то знание, которое получает человек в результате опыта, априорное то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе» внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность. Это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

    Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии.

    1. В чем состоят определенные преимущества марксистской теории познания перед другими учениями? Насколько теорию отражения можно считать состоятельной в решении проблемы сущности познания? Какие у нее недостатки?

    В марксистской философии познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира – природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальность. Указывается, что познавательная и мыслительная деятельность людей неразрывно связаны между собой, постоянно переходят друг в друга. Их можно разделить только в абстракции в целях их анализа, учитывая при этом характер их связи.

    Если сознание толкуется как способность практически действующих и взаимодействующих между собой людей отражать мир и таким способом познавать его и мыслить о нем, то познание характеризуется как непосредственный процесс отражения мира и воспроизведения его в человеческих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях.

    В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый характер процесса познания. Выделяются такие ступени познания как чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления) и рациональная (познание путем понятийного мышления, суждений, умозаключений). Подчеркивается диалектическая взаимосвязь данных ступеней познания.

    Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения человеком объективного мира с помощью органов чувств. Ощущения характеризуются как отражения отдельных свойств предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их взаимосвязи, в силу чего создается целостный образ предметов и явлений. Представление выражает факт, что человек может, благодаря своей памяти, воспроизводить в своем сознании отсутствующие в данный момент предметы, если ранее он их видел или воспринимал иным образом.

    Рациональная ступень познания. Понятие представляет собой обобщение, выделение наиболее существенных свойств тех или иных явлений. Смысл понятий раскрывается в суждениях, представляющих собой определенную связь понятий, составляющую некое утверждение или отрицание. Умозаключение характеризуется как логическое действие, в ходе которого из одних суждений (посылок) выводятся другие. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

    Недооценка проблемы человека как индивида, переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики - при рассмотрении общества, искаженное представление о законе отрицания отрицания (акцент на негации в процессе его применения, а не синтезе всех сторон предыдущего развития), абсолютизация борьбы противоположностей в развитии (вместо теоретического "равноправия" "борьбы" и "единства" противоположностей), абсолютизация скачков-взрывов (революций в обществе) и недооценка постепенных скачков (в обществе - реформ) и т.п.; на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.


    написать администратору сайта