философия. Что такое патристика
Скачать 18.43 Kb.
|
Что такое патристика? Патристика (лат. «pater» — отец) – это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии. Результатом их деятельности стало формирование фундаментальной основы христианского вероучения. Период патристики завершился созданием набора теологических и философских доктрин, авторами которых были крупнейшие христианские мыслители того времени – Отцы Церкви. Принадлежность к категории «Отцов Церкви» зависела от соблюдения канонов религии, выдвижения на первый план религии и получения признания со стороны Церкви. Их главная цель — защита и правильное истолкование христианской религии. Патристику принято разделять на греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий Августин), каждая из них внесла свой вклад в развитие и распространение христианской религии. Краткая характеристика патристики В общем виде патристика – это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью патристики является преобладание религии над рациональностью. В период Патристики мыслители отказывались от необходимости свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять, а нужно обосновывать, разъяснять. С позиции Христианства патристика – это единое учение, содержание которого было сформировано различными авторами. Преобладание религиозной составляющей как духовного явления требует от мыслителей приверженности к теоретическому конформизму. Основа патристики – это авторитет, который в свою очередь подразделяется на несколько составляющих, среди них можно выделить: Откровение, церковную норму и личный авторитет конкретного «отца». Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания христианского вероучения, который является результатом деятельности множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании канонов религии. Исследователи выделяют три основных периода патристики: 1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о философствовании апологетов, яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания заслуживает вклад Оригена. Апологеты – это христианские мыслители II столетия, которые предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его становления с помощью своих трактатов — с ними они обращались к правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути; 2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке. 3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее представители начали предпринимать попытки к обозначению разработанных и внедренных религиозных догматов. В качестве основного источника толкования положений Патристики выступала Библия. Речь идет о сборнике текстов, которые отражали истины, донесенные Богом до простых смертных. Философы предпринимали попытки анализа библейских сюжетов с целью получения ответов на актуальные для того период времени вопросы. Мыслитель выдвигал на первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских текстах и его отражения в своих трудах. Этапы развития патристики Чтобы лучше понять, что такое патристика и в какую роль она сыграла в средневековой философии, давайте более подробно разберем этапы развития патристики: Ранняя патристика (II-III вв.) Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — в их трудах были обозначены основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же этапу можно отнести гностические учения 2 века. На втором этапе центральное место занимала философская теология, выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того периода начала осуществлять постепенный переход к формированию универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь идет об Александрийской и Антиохийской школе; Классическая патристика (IV-V вв.) В этот период были предприняты активные попытки теоретического оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские соборы способствовали приданию теологии догматического измерения. Патристика начинает расширяться — это стало возможным благодаря появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики. Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров разной направленности; Заключительный этап (VI-VIII вв.) В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться потребность в систематизации. В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля. Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и Западе. Представители патристикиК числу наиболее видных фигур патристики относятся: Ориген (185-254гг.)Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном. Василий Великий (330-379 гг.)Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими. Григорий Нисский (335-394 гг.)Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте. Августин Аврелий (354 — 430 гг.)Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией. Боэций (480-524 гг.)Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии. ЗаключениеВ патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни. |