Что такое толерантность. Общественнополитическая лексика. Стилистические фигуры
Скачать 129.14 Kb.
|
Занятие 3. Тема: Что такое толерантность. Общественно-политическая лексика. Стилистические фигуры. Толерантность – это источник мира, а отсутствие толерантности – это источник беспорядка и неурядиц. (Пьер Бейль) Посмотрите, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Выдержки из толковых словарей. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, доброта, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Задание 1. Работа с текстом. Составить простой и сложный план текста. Историческая справка. 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой чётко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia- терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений". Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованьям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т. д... Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Построение синквейна. Вспомните: что такое синквейн? (Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме) Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Для слов «доброта» и «толерантность» приведены примеры синквейна. Доброта Отзывчивый душевный Поддерживает помогает облагораживает Доброта спасёт наш мир Душевность Толерантность Терпимый снисходительный Принимает располагает прощает Способствует уважению личности Терпение Задание 2. Попробуйте составить синквейн на темы «Уважение» и «Эгоизм» Задание 3. Используя дополнительный материал раскрыть понятие “толерантная” и “интолерантная” личность. Записать в таблицу качества толерантной и интолерантной личности.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Публицистический стиль речи. Слово публицистический образовано от латинского слова, что значит общественный государственный. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Цель публицистического стиля – ИНФОРМИРОВАНИЕ передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читатели слушателя, УБЕЖДЕНИЕМ его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления публицистического стиля речи – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. Для публицистического стиля речи характерны логичность образность эмоциональность оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение – выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, даются обобщения и выводы. Материал располагается в строгой логической последовательности, используется ОБЩЕНАУЧНАЯ терминология. С другой стороны для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование предъявляемое к публицистике – общедоступность, она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. Стилистическая фигура – это «специальное средство усиления изобразительности, состоящее из двух компонентов – сопоставляемого и сопоставляющего, которые, объединяясь, формируют общее сложное представление». Традиционно под стилистической фигурой принято понимать оборот речи, синтаксическую конструкцию, которые используются в целях выразительности. Задание 4. РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ. Прочитайте. Согласны ли вы? Обоснуйте. Запишите, раскройте скобки. 1)Не спорьте с тем кому важнее поспорить а (н...) разобраться. 2)Плохих людей нет. Есть люди на которых у вас (н...) хватило душевной мощности. 3)Научитесь сначала себе самому (Н..) прощать (н..) единой промашки А уж после кричите врагу своему Что он враг и грехи его тяжки. (Н..) в другом, а в себе побеждайте врага А когда преуспеете в этом (Н..) придётся уж больше валять дурака Вот и станете вы человеком. (Булат Окуджава) Задание 5. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Определите тему, основные мысли текста. Как вы относитесь к позиции автора? К какому стилю относится данный текст? Докажите, используя признаки данного стиля. 1) Тот кто совсем (н..) знает что такое дух и (н..) умеет любить его тот (н..) имеет и п...триотизма. 2)Но тот кто чует духовное и любит его тот знает его (сверх)национальную общечеловеческую сущность. 3)Он знает что великое русское- велико для всех народов и что г..ниальное греческое г..ниально для всех веков и что г...роическое у сербов- заслуживает пр..клонение со стороны всех национальностей и то что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов,- глубоко и мудро перед лицом всего ч..ловечества. 4)Но именно (по)этому настоящий п..триотизм (н..) способен (н..)навидеть и пр..зирать другие народы потому что он видит их духовную силу и их духовные д..стижения. 5) Истинный п..триот любит в своём народе то что должны любить и будут любить когда узнают и все другие народы правда он любит у своего народа то что другие народы (н..) полюбят однако и он вовсе (н..) пр..зван любить у других народов всё но лишь то что составляет истинный источник их величия и славы. (И.А. Ильин «О национализме» Д/З: Используя текст из первого задания, выделить основную и детальную информацию используя органайзер.
|