Главная страница
Навигация по странице:

  • Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год

  • Как появился ренессанс

  • Когда был ренессанс

  • Прибытие волхвов в Вифлеем. Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди. Флоренция, 1459–1460 годы

  • Ренессансный гуманизм

  • Возрождение. Что значит ренессанс Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год


    Скачать 3.11 Mb.
    НазваниеЧто значит ренессанс Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год
    АнкорВозрождение
    Дата13.04.2023
    Размер3.11 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозрождение.docx
    ТипДокументы
    #1060357

    Возрождение (Ренессанс) как культурно-историческая эпоха: сущность, основные идеи, этапы

    Что значит ренессанс?



    Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год

    Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за­вершившийся примерно в XVII столетии, — что-то вроде моста между европей­ской культурой Средневековья и Нового времени. Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз­рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел­лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар­варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про­рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.
    В 1855 году французский историк Жюль Мишле дал «кальку» итальянского термина в заглавии седьмого тома «Истории Франции». В 1860 году был опубликован труд швейцарского историка Якоба Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения». С тех пор слова «возрождение» и «ренессанс» стали синонимами и общепринятыми для обозначения переломной эпохи в истории культуры. В русскоязычной традиции не общепринято, но преимущественно используют слово «возрождение» в общем значении и в отношении итальянской культуры, а «ренессанс» — чаще в отношении культуры Франции.

    Как появился ренессанс?

    Падение Константинополя

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства, и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции. Рафаэль, Афинская школа (1511)

    Основой ренессансного движения был начавшийся переход от феодализма к капитализму, что проявилось в высоком уровне урбанизации Северной и Центральной Италии, где деревня была подчинена городу, широком размахе торговли, ремесленного производства, финансового дела. Новая культура стала принципиально иной: в отличие от аграрной религиозной культуры Средневековья культура Ренессанса стала городской, светской по своей общей направленности, отвечающей потребностям общественного развития.

    Однако стремление к самостоятельности социальной и художественной сопрягалось с такими чертами, как рационализм, расчетливость и стремление к чувственным радостям, противостоявшими аскетизму распространенной повсеместно церковной морали. Многочисленные противоречия эпохи Возрождения многими воспринимались как падение духовности, бывшей основой культуры Средневековья.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Этот рост светских настроений и интерес к потустороннему миру привел к изменению самоощущения человека и осознанию его личных способностей и, как следствие этого, росту его творческой активности. Теоцентрическое мировоззрение Средневековья сменяется антропоцентризмом Возрождения, и основным принципом становится гуманизм. Гуманизм (от лат. Humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

    Когда был ренессанс?

    Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь­ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко­ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по­лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон­куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на­следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре­формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати­летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци­вилиза­ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи­сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис­тории европейских государств. Международные отношения утратили стро­гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста­ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере­на­ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.



    Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно, и появился в Позднем средневековье с византийскимироманскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни ПизаноАрнольфо ди КамбиоАндреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (ЧимабуэДжотто) и Сиены (ДуччоСимоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объёмным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.



    Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена, южная стена. Джотто ди Бондоне

    Джованни Пизано “Голова бородатого мужчины”

    Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.



    Беноццо Гоццоли Прибытие волхвов в Вифлеем. Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди. Флоренция, 1459–1460 годы

    Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

    Творчество трёх великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).

    Рафаэль Санти “Афинская школа”

    Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”

    Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия утверждает, что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

    Франческо СальвиатиНеверие Св. Фомы. Ок. 1543—1547. ПарижЛувр

    Ренессансный гуманизм

    Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума­низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру­ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст­вуют и украшают человека» . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

    Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре­джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярные занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино­мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди­настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве­ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

    Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий:

    1. «Общение с образованными людьми» (litteratorum consuetudo)

    2. «Изобилие книг»

    3. «Удобное место»

    4. «Свободное время» (temporis otium)

    5. «Душевный покой» (animi vacuitas), особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению учёностью и мудростью.

    Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).

    В этой среде возник новый идеал личности, порождённый светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил своё развитие.

    Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворён по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределённостью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».



    «Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит». Фреска работы Донато Браманте


    написать администратору сайта