Главная страница

Цивилизации


Скачать 75.07 Kb.
НазваниеЦивилизации
Дата20.02.2022
Размер75.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла0009af4a-bed65674.docx
ТипДокументы
#367976
страница2 из 4
1   2   3   4
1   2   3   4

Древний Китай

Самоназвание этой страны, установившееся с древности – Чжун-го, то есть Центральное, Срединное государство, или Тянь-ся – Поднебесная страна. Жители этого государства были убеждены в том, что они обитают в центре Земли и на самой возвышенной ее части, поднятой к небу. На востоке естественной границей Китая выступают Желтое и Восточно-Китайское моря, на юге Древний Китай заканчивался долиной реки Янцзы. На севере его границами оказываются пустыни Алашань и Гоби. На западе природной границей Китая является горная система Тибета. Китай пересекают реки Хуанхэ (Желтая), более 5 тысяч км и Янцзы (Длинная), более 6 тысяч км. Они образуют обширные естественно орошаемые долины, удобные для высокопродуктивного земледелия. Хуанхэ образует мощные лессовые отложения, доходящие до 400 м глубиной и отличающиеся высоким плодородием. Китай богат уникальными флорой и фауной. Он является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Китай располагает месторождениями меди, олова, никеля, высококачественных глин, однако лишен запасов золота и серебра.

Во главе государства стоял правитель – ван, титул которого передавался иероглифом , что символизировало три сферы мироздания: подземное царство, землю, небо и волю государя, пронизывающую их. Ван считался всемогущим, медиатором между миром земным и миром небесным; ему подчинялись не только все китайцы, но и варвары и все другие народы Земли. Вану были подвластны природные стихии. Он имел сакральное значение, предводительствовал в церемониях, ритуалах, возглавлял войско. Первоначально ван избирался из представителей старшего поколения. В чжоускую эпоху установилась традиция престолонаследия, когда правитель называл своего преемника из сыновей, племянников, внуков или других ближайших родственников. Символом божественной силы вана был желтый цвет, который кроме него не мог использовать никто из смертных. Основой его власти была постоянно действующая армия, формировавшаяся в ходе периодических призывов мужского населения. Управление государством осуществлялось через посредничество многочисленных чиновников – чэнь, которые обозначались иероглифом, что указывало на их рабское происхождение. Они осуществляли переписи, сбор налогов, распределение общественных работ и пр. Особую роль в управлении играли жрецы – си и бу, так как ни одно государственное действие не осуществлялось без предварительных пророчеств и гаданий на костях или черепашьих панцирях.

Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китае возделывали просо, пшеницу, сорго, рис. Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение.

Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.

Торговля в силу примитивности натурального хозяйства носила меновой характер.

Войны и долговая кабала пополняют количество рабов. Работорговля становится одной из статей доходов древнекитайских государств.

Высокого уровня в государстве Чжоу достигли производство оружия и снаряжения, текстильное ремесло, в частности - производство шелковых тканей.

В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.

Возникновение крупного землевладения привело к разорению мелких и средних землевладельцев, что явилось причиной отмирания общинной собственности. Долговая кабала привела к возрастанию количества рабов и как следствие - к развитию активной работорговли.

В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов.


Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI – V века до нашей эры). Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син). Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. насчитывалось уже более 3000 иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они были разделены на 250 групп. Писчим материалом был шелк, писали тушью. Во II веке до нашей эры была изобретена бумага. Иероглифика является отражением совершенно иного типа мышления. Письменность стала основой развития литературы. Уже в чжоускую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. В ханьскую эпоху зародился театр. В столице возводились специальные арены с местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры, акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами, павильонами, колесницами и даже кораблями.

Высокого совершенства достигли пластические искусства. Самой громкой сенсацией века стало открытие в 1974 году в окрестностях города Сиань усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов, пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция, индивидуальные черты лица. В чжоускую эпоху существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. В Ханьскую эпоху зародилась светская живопись на проклеенном шелке.


Древняя Индия

В Южной Азии, где когда-то существовали великие индийские цивилизации, в наши дни находится несколько государств: Индия, Непал, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка.

Климат здесь жаркий и влажный. Самые высокий на Земле Гималайский горный хребет защищает Южную Индию от потоков холодного воздуха с севера.

Основную часть северо-западной части этого региона занимает долина крупнейшей реки Инд и ее притоков. Здесь плодородные равнины чередуются с полупустынями.

На северо-востоке расположен бассейн реки Ганг. Здесь, в условиях повышенной влажности, растут буйные тропические джунгли – непроходимые заросли деревьев и кустарников. В сезон дождей в долине Ганга часто бывают наводнения, а в дельте реки есть много болот. Люди стали осваивать этот район позже, чем бассейн реки Инд.


Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Основой индийского общества были городская и сельская общины. Городские общины были самоуправляемыми. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, сгруппированных в шесть коллегий. Одна коллегия осуществляла надзор за ремеслами; вторая - за иностранцами; третья - за рождаемостью и смертью горожан; четвертая - за торговлей; пятая - за торговлей теми ремесленными изделиями, на которых ставился казенное клеймо; шестая - за взысканием торгового пошлины. Важной особенностью формирования феодальных отношений в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты — замкнутые общественные группы, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни, принадлежность к которым членов общества определяется их происхождением и наследуется,— существовали в той или иной форме и у некоторых других народов древности (например, в Египте с конца Нового царства). Но в Индии кастовый строй сложился в наиболее законченном виде.

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством. В некоторых поселениях были найдены остатки риса. В речных долинах широко использовали ирригацию. Были уже приручены домашние животные, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, были одомашнены собака, кошка, осел. Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения. Наличие произведенной избыточной продукции в Индии способствовала развитию торговли. Особое место занимала внешняя торговля. Еще в Індський период (XXIII-XVIII вв. до н. э.) население поддерживало тесные торговые связи со своими близкими и дальними соседями - с Южной Индией, Афганистаном, Белуджистаном, Ираном, Средней Азией, Месопотамией, сбывая им хлопчатобумажную ткань, золото, слоновую кость, ценную древесину и покупая у них металлы, драгоценные камни и т.д. Уже в VII в. до н. э. в государстве Магадха появились первые металлические деньги, которые властно подчиняли себе торговое жизни страны, вытеснив с него примитивную обменную торговлю. С переходом к денежно-товарных отношений индийское купечество в буддийский период (VI-III вв. до н. э.) при поддержке государства наладила стабильные торговые связи с Цейлоном, Бирмой, Южной Аравией, отправляло традиционные индийские товары в страны эллинистического мира. Индийские купцы, профессия которых считалась в обществе одной из самых престижных, всегда больше продавали своих товаров, чем покупали чужих. Именно благодаря активному торговому балансу индийские раджи, вельможи, купцы на протяжении веков накопили огромные богатства. Они были основными кредиторами и ростовщиками. Исключительно важную роль в экономической жизни Индии того периода продолжала играть свободная крестьянская община. Расчистка джунглей и строительство оросительных систем были под силу только общине. Однако заимки свободных земель отдельными семьями приводили к укреплению частнособственнических элементов в общине. Росла имущественная дифференциация свободного населения.
Классовое расслоение общества порождает государство. Племенные вожди-раджи превращались в монархов. Государство собирало налоги и присваивало общинные пустоши. Землей владели общины, которые платили подати. Сельские старосты занимались сбором для раджей пищевых продуктов, плодов, напитков, лекарств, топлива и бытовой утвари. Эксплуатация свободного крестьянства государством становилась систематической.

Ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в рабскую зависимость стали попадать члены той же общины. Рабство было тогда еще неразвитым, патриархальным, ведийское общество стояло на уровне родоплеменной организации. бщество жило трудом преимущественно свободных крестьян и ремесленников, однако в нем существовали также различные категории зависимого населения. Использовался рабский труд, в основном в государственном хозяйстве. Согласно Законам Ману рабы делились на 9 разрядов, а по более поздним Законами Совещания - на 15. За рабами хранились права и привилегии их варны или касты. Наемники-кармакари, в отличие от рабов, работали на хозяина лишь оговоренный срок и получали от него договорную плату. труд на других своим священным долгом. Как и рабы, они делились на несколько разрядов. Религиозно-этические нормы позволяли хозяину бить наемника, держать его в тюрьме, морить голодом и жаждой, калечить, сажать на кол, сжигать заживо.

Важным свидетельством культурного уровня индской цивилизации является наличие письменности. Надписи сохранились на керамике, на металлических вещах и главным образом на печатях. И об искусстве этой цивилизации мы знаем недостаточно.

На высоком уровне находилось ваяние; находки бронзовых и каменных статуэток позволяют утверждать это. Ювелирные изделия и игрушки, сделанные с большим художественным вкусом, свидетельствуют не только о мастерстве работников, но и об уровне эстетических потребностей населения.

Данных о религиозных верованиях сравнительно немного. На основании находок большого числа женских терракотовых статуэток предполагается существование культа богини-матери. Это вполне вероятно, поскольку такой культ очень прочно держится и в современной Индии. Трехликое божество, окруженное животными, изображенное на некоторых индских печатях, напоминает позднейшего бога Шиву в образе Пашупати — «Владыки скота».

Раскопки могильников позволяют составить некоторое представление о похоронных обрядах. Строгого единообразия не существовало; чаще всего захоронение производилось прямо в земле, иногда с покойником помещали предметы домашнего обихода.

Таковы дошедшие до нас сведения. Не сохранилось никаких погребальных сооружений, сколько-нибудь подобных древнеегипетским. Нет ли одного строения, которое можно было бы уверенно считать храмом или молельней. Это заметно отличает индскую цивилизацию от одновременных с ней великих цивилизаций в Месопотамии и долине Нила, в городах которых культовые сооружения составляют самый важный элемент.

С очень раннего времени она находилась в тесных историко-культурных контактах со многими странами Востока и античным миром. Достижения индийской цивилизации оказали значительное воздействие на арабскую и иранскую культуры и науки. Многие античные писатели и философы стремились посетить Индию, чтобы познакомиться с ее оригинальными учениями о мироздании и месте в нем человека. Большую роль в духовной жизни Древней Индии играла религия. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии); корни этой религии уходят в глубокую древность. Развивалась философия, литература, театр. Архитектурные же сооружения были деревянными и не сохранились. Существовали школы скульптуры и иконографии. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи Впечатляющими были успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Их научные достижения оказали немалое воздействие на культуру других народов, но особенно они повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки; сделанные индийцами открытия предвосхитили многое из того, к чему позднее пришла и европейская наука Нового времени. Почетное место в истории мировой математики и астрономии занимает имя Арьябхаты (V — начало VI в. н. э.). Индийскому ученому было известно значение числа π, он предложил оригинальное решение линейного уравнения, которое близко к современным методам математики. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, которые постоянно совершенствовались. Независимо от античной науки Арьябхата высказал догадку о вращении Земли вокруг своей оси. До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (наука о долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека, значительное внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне стояла хирургия: в древнеиндийских медицинских трактатах первых веков нашей эры упоминается о 300 различных операциях и 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской аюрведы. Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.


написать администратору сайта