Название цивилизации
| Географическое положение и климат
| Политические особенности (система управления)
| Экономическое развитие
| Социальные отношения (группы населения)
| Достижения культуры и религия
| Древний Египет
| Расположен на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил.
В послеледниковый период климат Египта становился всё более сухим и жарким; саванны исчезали, превращаясь в пустыни. При этом долина Нила была, в сущности, гигантским оазисом. Особенностью водного режима Нила, предопределившей развитие Древнего Египта, явились его периодические разливы, достигающие наивысшего уровня осенью. Почвы нильской долины, представлявшие собой отложения плодородного ила, были благоприятны для земледелия, поэтому населявшие Египет племена рано перешли к сельскохозяйственному производству.
| Фараон был абсолютным монархом страны и обладал полным контролем над её ресурсами. Он был верховным военачальником
и главой правительства.
Вторым лицом в государстве после фараона был чати. Функции чати были сложны и многочисленны. В его ведении находилась «золотая палата», и др.
Главой правовой системы официально был фараон, который был ответственен за принятие законов, исполнение правосудия и поддержание законности и правопорядка, древние египтяне именовали это Маат, судебные документы показывают, что египетские законы были основаны на общепринятой точке зрения, о добре и зле.
| Большая часть экономики была централизованной и строго контролировалась. Хотя древние египтяне не использовали монеты до Позднего периода, они использовали разновидность денежно — бартерной системы[92], состоявшую из стандартных мешков зерна и дебен, весом примерно 91 г. из меди или серебра, образовывавших общий знаменатель[93]. Рабочим платили зерном; простой рабочий мог заработать 5 ½ мешков (200 кг) зерна в месяц, в то время как мастер — 7 ½ мешков (250 кг). Цены были фиксированными по всей стране и заносились в списки, для облегчения торговли, например рубашка, стоила пять медных дебен, в то время как корова стоила 140 дебен. Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла. Египет был богат строительным и декоративным камнем, медью и свинцовыми рудами, золотом и полудрагоценными камнями. Эти природные ресурсы позволяли древним египтянам строить памятники, возводить статуи, изготовлять орудия труда и ювелирные изделия[17].Бальзамировщики использовали соли из Вади-Натрун для мумификации и гипс, необходимый для изготовления штукатурки Древние египтяне были одними из первых, кто использовал такие минералы, как сера, в качестве косметических веществ Медь была самым важным металлом для изготовления инструментов в древнем Египте, её выплавляли в печах из малахитовой руды, добываемой в Синае[21]. Рабочие добывали золото, промывая самородки из осадка Высококачественный строительный камень был в изобилии в Египте; древние египтяне добывали известняк по всей долине Нила, гранит в Асуане, базальта и песчаник в вади Восточной пустыни. Восточная пустыня была усеяна месторождениями декоративных камней, таких как порфир, граувакк, алебастр и сердолик, их добывали ещё до Первой династии. Египтяне научились строить вдоль берегов реки плотины, в которых делали специальные отверстия с отводами воды на поля. Большой прогресс в развитии ирригационной системы и оросительных работ произошёл в эпоху Среднего царства. Площадь орошаемых земель заметно увеличилась, что сразу же повлияло на количество собираемого урожая. Наивысшего подъёма земледелие достигло в период Нового царства животные, как одомашненные так и дикие, являлись важнейшим источником духовности, общения и средств к существованию, древних египтян. Наиболее почитался крупный рогатый скот. Администрация собирала налоги на крупный рогатый скот в регулярных переписях, а размер стада отражал статус и важность усадьбы или храма, который владел им. Древние египтяне также держали овец, коз и свиней. Птиц, например, уток, гусей и голубей ловили сетями и разводили на фермах, где их для откормки насильно кормили тестом[101]. Нил предоставил обильный источник рыбы. Пчелы также были одомашнены, по меньшей мере во времена Древнего царства, они давали мёд и воск[102].
Древние египтяне занимались торговлей с соседними странами, откуда привозили минералы, соль, растения, дерево, кожи, птиц, в частности голубей[105].
Постепенно египетская торговля стала проникать и в более далёкие страны.
В эпоху Нового Царства торговля Египта с соседними странами всё более и более расширяется.
| Египетское общество было высоко стратифицированным, где социальный статус явно отображался[54][55]. Мужчины управляли домом с участием женщин и выбирали наследников по желанию. Старейшины проводили консультации и почитались после смерти[56]. Браки были моногамными (хотя встречались случаи двоеженства и многоженства среди фараонов) и не утверждались религией. Мужчины с более высоким экономическим статусом, возможно, наряду с законной женой (nebet-per — «хозяйка дома») имели и наложницу, которая рассматривалась как признак богатства. Тем не менее, женщин, имевших более одного мужчины наказывали Древние египтяне рассматривали мужчин и женщин, людей из всех социальных классов, за исключением рабов, равными перед законом, и даже самый непритязательный крестьянин имел право подать прошение чати и его двору. Хотя рабы в основном использовались в качестве слуг, они могли покупать и продавать, или получить свободу и даже стать знатью, и, как правило, на рабочем месте их лечили врачи.[60]
И мужчины, и женщины имели право владеть и продавать собственность, заключать договоры, вступать в брак и разводиться, получать наследство и оспаривать свои права в суде. Супружеские пары могли владеть совместной собственностью и обезопасить себя от развода, заключая брачные контракты, которые предусматривали финансовые обязательства мужа перед женой и детьми после окончания брака., Как правило, после смерти отца престол и титул фараона наследовал старший сын, однако в случаях, когда у фараона были только дочери, старшая должна была выйти замуж, чтобы её муж занял трон[6
| В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явленияВ разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис[114].
Богам поклонялись в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона.
Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера хорошо обращались с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Вместе с шумерской литературой египетская литература считается первой литературой мира[126]. К периоду Старого царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. В начале Среднего царства (XXI—XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература. Началась «революция средств» в результате возвышения интеллектуального класса писцов, новых культурных чувств индивидуальности, беспрецедентных уровней грамотности и большего доступа к письменному материалуНа протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений[129]. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости. Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена[134]. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трёхтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений
В области науки, медицины и математики, Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте. Египтяне создали собственную письменность и десятичную систему.
| Вавилон ( Междуречье)
| Исторический Вавилон располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. В древности русла Евфрата и Тигра здесь пролегали параллельно (что и обуславливает принятое среди ряда учёных синонимичное название этой области — «Двуречье») и раздельно впадали вПерсидский залив, воды которого тогда начинались значительно севернее. Изначально Вавилон находился на берегах одного из ответвлений Евфрата — канале Арахту (аккад.Araḫtu), воды которого текли с севера на юг и терялись в песках юго-западной пустыни. Низкий уклон долины и слабая оформленность русел великих рек, приводили к частым наводнениям, результатом которых стало формирование в Нижней Месопотамии мощного слоя речных отложений — аллювия. При использовании соответствующих технологий аллювий отличается необычайно высоким плодородием Однако условия для жизни здесь по-прежнему достаточно тяжелые: высокие температуры сочетаются с влажностью в районе болот и стариц, обилием вредных насекомых, особенно москитов икомаров — переносчиков малярии, а также других опасных для человека животных — змей, скорпионов. Местный климат в целом жаркий, тропический, характеризующийся общейаридностью. Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей В хозяйственной жизни Вавилонии крупное место занимало скотоводство. В самой Месопотамии было много хороших пастбищ. Обширные степи, простирающиеся к западу от Евфрата, и горные склоны к востоку от Тигра давали возможность кочевым племенам разводить различные породы скота. Вавилонский законодатель заботливо охранял имущественные интересы богатых владельцев стад.
| Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй , самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не стал.
Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности.
Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко - чужими руками. В конце концов, вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкли к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли.
Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".
В 689г. до н.э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрел невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605 – 562 гг. до н.э.). Управление страной строго централизовано. Верховная власть, не только судебная, но и исполнительная, законодательная и даже религиозная, в конечном счете сосредоточена в руках царя. В управлении страной царь опирался на сложный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отраслями центрального управления, другие управляли от имени царя городами или областями. Большими городами управляли особые наместники царя. Население обязано было уплачивать различные налоги
| Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вел долговых записей на глиняных табличках.
Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами решали, что им выращивать - ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.
Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских.
Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъем.
Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.
К 1800 г. до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.
| Большое значение все еще сохраняла патриархальная семья, в которой возникли древнейшие формы угнетения и господства и в связи с этим оформлялись древнейшие виды скрытого рабства. Полновластным хозяином в патриархальной семье считался отец и муж. Ему обязаны были повиноваться все члены семьи. Обычай многоженства ставил жену в приниженное положение. правовое положение замужней женщины в древнем Вавилоне «было ослабленным по сравнению с полноправными людьми, что позволяло в некоторых случаях с точки зрения права относиться к ней, как к предмету». По законам Хаммурапи за супружескую неверность жена каралась гораздо строже, чем муж, В случае неверности мужа жена могла взять свое приданое и вернуться в дом своего отца. Но в случае неверности жены ее следовало «бросить в воду». Судя по брачным контрактам, если жена отказывалась от своего мужа, то муж имел право ее продать как рабыню. Право собственности жены было ограниченным. Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом: по законам Хаммурапи она не имела права отчуждать свое имущество после смерти мужа, ибо оно считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на преимущественную долю наследства. Таким образом, законодатель, защищая интересы богатых патриархальных семей, стремился сохранить все имущество в руках одной семьи. Судя по документам, детей часто продавали в рабство. В одном документе говорится, что некто Шамаш-Дайян продал в уплату своего долга кредитору всех членов своей семьи и принадлежавших ему рабов и рабынь. Ребенок считался собственностью отца. По ст. 14 законов Хаммурапи, кража малолетнего сына свободного человека каралась смертной казнью. Однако в Вавилонии рабовладельческий способ производства не достиг полного развития. Длительное сохранение общины, а также остатков родового строя обуславливало медленное развитие общественных отношений и государства. Некоторые статьи законов Хаммурапи указывают на сохранение в Вавилонии этих пережитков. Так, по ст. 23, если грабитель не был схвачен, все убытки должна была возместить «местность» (алум), в которой жил грабитель. Следовательно, «местность», вернее, община, связывала круговой порукой всех своих членов.
| Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. Пророк Исаия предрекал гибель Вавилона, сравнив его с Содомом и Гоморрой (Исаия 13:19). История о Вавилонской башнебыла записана во времена Ассирийского царства.
Культура Вавилонии сложилась на традициях шумерской и аккадской культур: в это время по Ближнему Востоку широко распространилась шумерская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина,астрономия, математика, хотя все они ещё были тесно связаны с магией.
Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на 360 градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причем отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности. Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен а его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне также почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов. К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей "висячие сады", в которых деревья как бы взбирались под самое небо.
Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли свое значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились. В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.
В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти.
Мощным средством воздействия жречества на народные массы была магия. Путём магических формул жрецы-заклинатели “спасали” людей от болезней и несчастий, “вызванных” злыми духами, ведьмами и колдунами. Жрецы-предсказатели якобы предвещали своим искусством человеку грядущую беду и пытались предотвратить её при помощи колдовства.
| |