Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

  • 3.2. Этапы развития религии

  • 3.2. МОРАЛЬ И ПРАВО В КУЛЬТУРЕ

  • Литература, рекомендованная для изучения

  • Модуль религия и мораль в системе культуры


    Скачать 78 Kb.
    НазваниеМодуль религия и мораль в системе культуры
    Дата21.05.2022
    Размер78 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла02d7-0003bfde-0056ad9d.doc
    ТипДокументы
    #541829

    Модуль 3. РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
    Религия и культура. Теология культуры П. Тиллиха. Этапы развития религии. Политеизм и монотеизм. Анимизм и тотемизм. Религии древних цивилизаций. Основания современных религий.
    3.1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
    Понятие религии и основные подходы к определению ее сущности складываются в рамках науки о религии – религиоведении, выделившемся из контекста гуманитарной области знания. Но для культурологии они представляют не меньшую ценность. В соответствии с религиозными критериями в социологии культуры выделяются духовно-религиозные регионы-цивилизации: западно-христианская, восточно-христианская, исламская и индо-буддийская цивилизации.

    В теории культуры на основе отношения человека к духовному и материальному миру различают типы религиозной и светской культуры, основанные на диалектике священного (сакрального) и мирского (профанного).

    Философский и научный подходы, представляющие религию как субстанцию культуры, демонстрируют понимание Бога как высшего разума (философия деизма) или тождества Бога и природы (философия пантеизма). В философии культуры и в религиоведении как особый вид духовного познания принято рассматривать религиозный опыт (гносеологический подход). В концепции теологии культуры П. Тиллиха и сама культура понимается как форма религии. В теологических и религиозно-философских концепциях содержатся представления о надприродном, надчеловеческом и надобщественном статусе религии. В философии Г. Гегеля как три степени развития духа рассматриваются религия природы, религия духовной индивидуальности и абсолютная религия. Этимология понятия «религия» указывает на его определение как способа восстановления и воспроизводства утраченной когда-то связи человека с Богом.
    Социологические концепции религии Э. Дюркгейма и М. Вебера определяют место и значение религии в системе культуры. Религия описывается как форма социокультурной деятельности и созданный человеком социокультурный институт, дающий индивиду и обществу ценностную ориентацию.

    Религия, религиозность, религиозное мировоззрение, религиозный опыт, религиозное чувство, понятия души и духовности являются также предметом психологических концепций культуры (У. Джемс, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

    В типологии религий народов мира различаются религии природы, религии нравственности и религии спасения. Из многочисленных классификаций религий можно назвать разделение их на теистические и светские религии; авторитарные и гуманистические религии; племенные, национальные и мировые религии.

    Структурную основу религии как социокультурного феномена определяют религиозные институты и религиозный культ. В отношениях человека и религии связующим звеном являются религиозные чувства и религиозное мировоззрение, предполагающее сакрализацию пространства и времени. Вера может выступать как интуиция (А. Бергсон, С. Булгаков, А. Мень) и как жизненный ориентир. Воздействие религии (религиозных обрядов) на человека во многом происходит через произведения искусства (архитектура, скульптура, музыка).

    Происхождение современных религиозных представлений во многом объясняется благодаря контексту архаических культур. Магико-религиозные корни имеют многие современные запреты и нормы, порой сохраняющиеся как рудименты обрядовости, ритуальности культуры или суеверий в сознании и поведении.

    3.2. Этапы развития религии

    Согласно эволюционной теории Э. Тэйлора в процессе развития религии в мировой культуре можно выделить три основных этапа: анимизм, политеизм и монотеизм. Рассмотрим их кратко.

    Анимизм характеризует систему мировоззрения, сложившуюся в условиях родо-племенной жизни, и предполагает одушевление явлений и предметов окружающего мира. В контексте анимизма развиваются такие феномены как мифологичность сознания первобытного человека, тесно связанного с миром природы, тотемизм (представление о происхождении рода от предка-животного или растения), табу (запреты на бытовое использование частей тотемных животных и других предметов), фетишизм (поклонение предметам, символизирующим духов или божеств) и магия (воздействие с помощью различных приемов на предметы, которые символизируют людей, явления и объекты природы). В основе религиозных представлений первобытных людей находился культ Богини-Матери. В первобытном анимизме и древних религиозных верованиях существовали понятия о душе, которую изображали с помощью зоо- и антропоморфных образов. В архаических культурах сохранились представления о создании мира первопредками и о возникновении людей и различных предметов, которые используются в человеческой деятельности, из различных частей тотемных животных.

    Религия имела большое значение для организации социокультурной жизни первобытного общества. На этапе выделения родовой знати в эпоху разложения первобытного родового общества складывается первый религиозный институт - шаманизм. В условиях традиционной жизни шаман выступает как целитель и прорицатель - посредник между мирами людей и духов.

    Религии древних цивилизаций Египта и Месопотамии представляют этап развития политеизма. Истоки религиозных представлений древних египтян, их космогония и обрядовые практики были связаны с поклонением силам природы в процессе регулярной хозяйственной деятельности (роль солярных культов и культа Нила для земледелия). Религиозные культы укреплялись с развитием институтов политической власти (обожествление фараона), становились все более разработанными в иерархическом отношении. Особое значение имели представления о загробном существовании («Книга мертвых», «Сказание о Гильгамеше»).

    Политеистические религии греко-римской культуры берут начало в древнем крито-микенском культе Богини-Матери. В Древней Греции его дополняют культы сил природы, культы правителей и воинские культы (Ахейская эпоха). Их обоснование содержится в уникальной мифологической традиции, впоследствии ставшей основой европейской художественной культуры. Особенности древнегреческой религии заключались в необычайно активной культовой деятельности с многочисленными праздниками и мистериями.

    Феномен религии Древнего Рима состоит в заимствовании и последующем развитии древнегреческих традиций. Для древнеримских верований характерно поклонение различным духам, предкам и божествам – покровителям власти (вплоть до культа императора) и военных действий.

    О религии древних кельтов (сохранялась благодаря институту жрецов - друидов) и германцев (в основе – развитый пантеон богов) и культах славян (священная природа, домашние боги, женские божества, бог-громовержец, солнечные боги) свидетельствуют археологические источники, древние письменные документы и мифологические представления, сохранившиеся в устных и письменных памятниках и произведениях искусства.

    Религиозные культы в цивилизациях Центральной Америки (земледельческие и военные в культурах майя и ацтеков) опирались на представления о необходимости постоянно питать божеств, и потому были связаны с жертвоприношениями. Религиозные практики в империи инков (Южная Америка) были основана на земледельческих культах, у индейцев Северной Америки был широко распространен шаманизм.

    Национальные религии Востока также политеистические и включают индуизм, зороастризм, иудаизм. синтоизм и религиозно-философские учения конфуцианство и даосизм.

    Становление индуизма происходит в древнеиндийской культуре в ведийскую эпоху, когда складываются культы божеств Индры, Агни, Сурьи, Сомы. В поздний ведийский период оформляется брахманизм, который имеет большое значение для обоснования кастовой системы в индийском обществе. Основы индуизма излагаются в священных текстах Вед, Брахман, Упанишад, Араньяк, Пуран, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». Формируется культ Тримурти (Брахма, Шива, Вишну). Для индуизма характерны представления о перерождении (сансара, карма, мокша). До настоящего времени главными конфессиями в индуизме остаются шиваизм, вишнуизм, шактизм, рамаизм.

    Истоки зороастризма берут начало в культуре Ирана. Вероучение основоположника религии пророка Зороастра дано в священном тексте – «Авесте». Главным культом зороастрийцев является культ огня.

    Иудаизм, в отличие от других национальных религий, является монотеистическим. В его основе лежит концепция богоизбранного народа. Принято почитание пророков. В священных текстах иудаизма (Тора, Танах и Талмуд) изложены представления о живом общении Бога и человека. Принципы иудейского вероучения сформулированы Маймонидом Основными конфессиями иудаизма являются ортодоксальный иудаизм, караимство, хасидизм, реформированный иудаизм.

    Религиозные традиции Китая и Японии непосредственно связаны с мифологией. Для становления конфуцианства большое значение имели культ предков и культ природы. В учении Конфуция особое внимание уделяется вопросу воспитания у человека пяти добродетелей. Большое место в социальной жизни Конфуций отводил ритуалу. Конфуцианство играет важную роль в сфере образования, управления и культуры Китая. В основе даосизма лежит учение Лао-Цзы о Дао как о природе вещей, изложенное в трактате «Дао Де Цзин». В национальной религии Японии синтоизме принят культ богини Аматэрасу, почитаются духи ками и мировой порядок цуми. В религиозных представлениях и обрядах велика роль магии, тотемизма и фетишизма. Священными книгами являются летописи и мифопоэтические тексты «Кодзики» и «Нихонги».

    Буддизм - древнейшая мировая религия. Тхеравада, Махаяна и дзэн-буддизм представляют его основные направления в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийская этика опирается на концепцию благородных истин и восьмеричного пути, которая изложена в священных текстах (буддийский канон «Трипитака»). Буддийская община сангха является проводником вероучения, хранителем традиций и обычаев. Совершающиеся в рамках социокультурной деятельности буддистов обряды и. праздники объединяют религиозные представления с мифологическими..

    Христианство выступает как ведущая мировая религия. В основе учения Иисуса Христа лежит заповедь любви. Представления о загробном существовании в христианстве связаны с концепцией Царства Божьего. Становление христианского вероучения происходило в первые века новой эры. Большую роль в развитии и распространении христианства сыграли ученики Иисуса Христа – апостолы (Новый завет – Евангелия, Послания апостолов, Апокалипсис). Особое значение для формирования доктрины христианства имели Вселенские соборы.

    В период падения Западной Римской империи возникает западное христианство. Официальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло в 1054 году. Неотъемлемой частью истории римского католицизма в эпоху Средневековья становятся крестовые походы, инквизиция и ее борьба с еретическими учениями. В отличие от православия, в католицизме в представлениях о загробном существовании есть понятие чистилища; культовым элементом католического храма являются скульптурные изображения.

    Развитие учения о главенстве Папы Римского над всеми христианами лежит в основе института папства в Римской католической церкви. Особенности управления Римско-католической церковью заключаются в ее единстве (Ватикан как центр католицизма, Римская Курия как центральный административный аппарат Римской католической церкви).

    История православия берет начало в Византии, преемницей которой становится Русская православная церковь. Развитие православия на Руси начинается с Крещения Руси в 988 году. Особенности церковной организации в православии заключаются в существовании системы автокефальных церквей. Большое значение для хранения православных традиций в русской культуре всегда имела деятельность монашества. В православной церкви принято почитание святых и иконопочитание.

    Возникновение протестантизма знаменует собой новую эпоху в истории западной и мировой культуры – эпоху Реформации. Оно связано с именем Мартина Лютера (тезисы против Римской церкви, концепция об оправдании верой, о спасении человека по благодати Божьей). Решающую роль в быстром распространении протестантизма в странах Европы и Америки сыграли: представление об Иисусе Христе как о единственном источнике спасения, отрицание культов Богородицы и святых, почитания икон, крестного знамения; трактовка Библии как единственного источника вероучения; отказ от посреднической роли Церкви; признание священства всех верующих с правом на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии. Направления протестантизма включают лютеранскую церковь, кальвинизм (основан на концепции Ж. Кальвина о предопределении), англиканскую церковь, баптизм, адвентизм, пятидесятничество, свидетелей Иеговы. Протестантская этика опирается на этику труда и хозяйственную этику. Она становится основой этики в эпоху развития капитализма и современной западной цивилизации в целом.

    Ислам является самой молодой из мировых религий, второй по числу последователей в современной России. Ее основателем считается пророк Мухаммад, получивший откровение от Аллаха. С начала укрепления и распространения ислама в мусульманских культурах Ближнего и Среднего Востока идет отсчет времени новой эпохи. Мусульманские обряды совершаются в культовых сооружениях - мечетях. Основы мусульманского вероучения изложены в священной книге Коран. Мусульманская этика рассматривается как доктрина о праведности, большое значение в социокультурной жизни мусульман придается действию и намерению. Основы права в исламе (предписания и запреты шариата) закреплены в школах исламского правоведения (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Направлениями в исламе являются суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм. Главный социокультурный институт в исламе – община. В России руководство мусульманской общиной осуществляется духовными управлениями мусульман.

    В современную эпоху происходят процессы секуляризации и модернизации религий, создаются новые неохристианские и неовосточные религиозные движения, в которых присутствуют эклектические тенденции. На иной культурной почве возрождаются старые языческие и возникают неоязыческие культы. С религиозными течениями сосуществует оккультизм. Развивается атеистическое сознание, на основе которогопоявляются наукообразные религиозные течения.

    В разных странах мира создаются религиозные организации Римской католической церкви, Русской православной церкви, мусульманские и буддийские организации, организации иудаистов, деятельность которых заключается в распространении религиозных учений.

    В конце ХХ – начале ХХI веков сложной оказывается религиозная ситуация в России (внутриконфессиональные противоречия, проблемы межконфессиональных отношений, сектанстство и антисектантское движение). В настоящее время в жизни российского общества возрастает роль Русской православной церкви.
    3.2. МОРАЛЬ И ПРАВО В КУЛЬТУРЕ

    Передача жизненного опыта личности, группы и общества происходит с помощью стандартов и стереотипов культуры в процессе социализации индивида. Ранние формы социальной регуляции поведения индивида и социальной группы характеризуются синкретизмом. Самыми простыми типами социокультурного поведения людей являются обычаи. В качестве механизма трансляции и сохранения обычаев и других форм социокультурной деятельности выступает традиция. В рамках традиций складываются нормы - узаконенные культурные установления, средство осознанного сотрудничества и общения людей. Процессы нормотворчества в культуре происходят постоянно. Для понимания его особенностей весьма важными являются понятия предела нормативности и нарушения норм.

    Наиболее важными системами нормативной регуляции в культуре являются мораль и право. Следует отличать друг от друга правила поведения, моральные норм и, правовые нормы. В культурологии выделяются универсальные (общие) и частные (в т.ч. профессиональные), побуждающие и запрещающие нормы. Классификация норм по сферам деятельности содержится в теории Т. Парсонса, который различает: нормы поведения; нормы хозяйственной деятельности; политические нормы; собственно культурные нормы.

    Определяющим аспектом культуры, общим обоснованием человеческой деятельности, движущей силой социальных и межличностных отношений является мораль или нравственность. Нравственные нормы и принципы, основанные на представлениях о добре и зле и их ценности, служат регулированию культурной деятельности. Иерархия нравственных ценностей в культуре лежит в основе социокультурных систем норм и запретов, формирующихся в рамках моральных кодексов.

    В соответствии с эволюционными и циклическими теориями культуры в процессах культурного развития народов периодически наступают периоды кризисов, разложения нравственности или этического вакуума, сменяющиеся моральными революциями, которые, в свою очередь, ведут к прогрессу в этой области. Нравственность играет большую роль в процессах интеграции сообществ.

    В отличие от морали право как система социокультурных норм и отношений охраняется силой государства. Правовые нормы отличаются от правил поведения и норм морали, заключая в себе минимум морали. Нормы права действуют в определенных социокультурных сферах. Понятие права в культурном контексте соотносится с понятиями справедливости, закона и силы. Право занимает место в иерархии социокультурных ценностей. Правовой статус личности является показателем положения личности в обществе и государстве.
    Литература, рекомендованная для изучения


    1. Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/index.php
    1. Гидденс Э. Социология Глава. 14. Религия. С. 322-344. . – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/14.php


    1. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/girc=interpret_cult.pdf

    2. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:
      Высш. шк., 1994.- 368 с. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_Index.php

    3. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий.М.: Юрист,1995.Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Tillih/_HristVstr_01.php




    написать администратору сайта