Главная страница
Навигация по странице:

  • Партия Кадетов- конституционные демократы

  • Партия Эсеров

  • Партия "Алаш".

  • Партия Үш жұз.

  • Шуро-и-ислами

  • СРС История. история 2 нед. Cтудент Балтабай Руслан Махмудович Группа 11701


    Скачать 16.29 Kb.
    НазваниеCтудент Балтабай Руслан Махмудович Группа 11701
    АнкорСРС История
    Дата04.12.2020
    Размер16.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория 2 нед.docx
    ТипДокументы
    #157008

    Cтудент:Балтабай Руслан Махмудович

    Группа:117-01

    Политические партии и течения в Казахстане.

    Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

    Партия Кадетов- конституционные демократы

    Были сторонниками единой, неделимой России и выступали за конституционную монархию и продолжение переселенческой политики.

    Партия Эсеров

    Имела организации во всех крупных уездных городах. Основной лозунг эсеров - «Земля - собственность всего народа». Осудив колониальную политику, они обеспечили себе на некоторое время определенную популярность в массах.

    Партия "Алаш".

    Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

    Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.

    Если говорить о политических позициях лидеров партии «Алаш», то многие из них не поняли значение Октября 1917 г. Но вскоре, в марте 1919 г., Байтуреынов, Дулатов, Жумабаев, Аймаутов, а затем и Букейханов переходят на позиции Советской власти.

     

    В первые годы Советское государство не преследовало своих так называемых политических врагов и даже приняло постановление «О прощении». На основании решения ВЦИК от 4 апреля 1919 г. ЦИК Казахской АССР от 20 октября 1920 года постановил: «Казахи и трудовое казачество, принимавшее участие в гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального правительства Алаш-Орды за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». Все они (кроме эмигрировавшего во Францию М. Чокаева). были допущены к советской работе на ответственных должностях. Габбасов, Ермеков были введены в состав военно-революционного комитета. Лидер Алаш-Орды А. Букейханов -- в состав Наркомзема, М. Дулатов стал редактором казахской газеты «Ак-Жол».

    Партия Үш жұз.

    Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

    Шуро-и-ислами

    «Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шуро-и-Ислами первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого"Шуро-и-Улема".


    написать администратору сайта