Главная страница
Навигация по странице:

  • Сопыряев Даниэль, НТ-303о РЛТ

  • 2. Оценка Писарева образа Катерины.

  • 3. Критика эстетики и объективность оценки.

  • Писарев. Д. И. Мотив русской драмы Д. И. Писарев. Л. Художественная литература


    Скачать 20.07 Kb.
    НазваниеД. И. Мотив русской драмы Д. И. Писарев. Л. Художественная литература
    АнкорПисарев
    Дата04.12.2021
    Размер20.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПисарев.docx
    ТипЛитература
    #291455


    Писарев, Д.И. Мотив русской драмы / Д.И. Писарев. – Л. : Художественная литература, 1981.
    URL: http://gramota.ru/biblio/reading/?rub=rubric_295&text=27_279/ (дата обращения: 20.10.2021),
    Сопыряев Даниэль, НТ-303о РЛТ
    ПЛАН

    ТЕЗИС

    ЦИТАТЫ:

    1. А точно Катерина «луч света»?

    Писарев даёт краткий пересказ всей пьесы Островского, после чего задаёт противоречивые вопросы к образу Катерины, как бы сомневаясь в её действиях. Автор статьи пытается передать Катерину не как образ произведения, а как полноценное лицо, к которому можно подойти разные точки зрения: с точки зрения моралистов как объект безнравственный, или с точки зрения эстетиков – объект, заслуживающий уважения. К последнему, кстати, относится и Добролюбов, который не стал спокойно анализировать, прослеживать жизнь Катерины полностью, по мнению Писарева – хотя это позволило бы посмотреть на героиню с негативной точки зрения.

    Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?

    Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям.

    Нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительного закона и подвести итоги.

    Потом явились эстетики и решили, что Катерина — светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тотчас же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся с своими всегдашними противниками, и сошелся потому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.

    Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете.

    2. Оценка Писарева образа Катерины.

    Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты.

    Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности. Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!»

    3. Критика эстетики и объективность оценки.

    Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, которые эстетики прикрывают красивыми словами: страстность, нежность, искренность. Писарев соглашается с этими качествами Катерины, но вслед за этим указывает на устарелость мерки, согласно которой оценивают героиню.

    Она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

    Я совершенно согласен с тем, что страстность, нежность и искренность составляют действительно преобладающие свойства в натуре Катерины, согласен даже о тем, что все противоречия и нелепости ее поведения объясняются именно этими свойствами. Эстетики подводят Катерину под известную мерку, и я вовсе не намерен доказывать, что Катерина не подходит под эту мерку; Катерина-то подходит, да мерка-то никуда не годится, и все основания, на которых стоит эта мерка, тоже никуда не годятся; все это должно быть совершенно переделано.




    При оценке явлений нравственного мира мы ходим ощупью и действуем наугад, рассматривая бесконечные леса явлений, не составляющих ни греха, ни преступления, мы высказываем лишь личные вкусы, которые можно поделить на порицательные и хвалительные. При этом, у каждого человека есть в отношении к нравственным качествам свой особенный лексикон, который почти никогда не сходится вполне с лексиконами других людей. Поэтому, чем меньше слоев фраз наложено на явление, тем выше шанс уловить её истинную суть. Маленькая истина гораздо полезнее груды красивого вранья.

    Скупость и бережливость, трусость и осторожность, жестокость и твердость, глупость и невинность, вранье и поэзия, дряблость и нежность, взбалмошность и страстность, и так далее до бесконечности.

    Есть ведь такие озорники, для которых коммунист Бабеф был благородным энтузиастом, но зато есть и такие мудрецы, которые австрийского министра Шмерлинга назовут безумным фанатиком. И те и другие будут употреблять одни и те же слова, и теми же самыми словами будут пользоваться все люди бесчисленных промежуточных оттенков.

    Если он, располагая обширными сведениями, будет избегать увлечения фразами, если он к человеку и ко всем отраслям его деятельности будет относиться не как патриот, не как либерал, не как энтузиаст, не как эстетик, а просто как натуралист, то он наверное сумеет дать определенные и объективные ответы на многие вопросы, решавшиеся обыкновенно красивым волнением возвышенных чувств.


    написать администратору сайта