ирррттооог ооо. гребнева. Д. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией
Скачать 63.32 Kb.
|
Сердцем я болею, да чем пособить? Что всегда разлучно И без тебя скучно! Легче б тя не знати, Нежель так страдати Всегда по тебе!.. – и т. д. В сборниках XVIII в., рядом с народными песнями и кантами, много анонимных любовных песен такого рода. Кроме таких восторженных стихов, встретим мы и грустные, полные жалоб на «фортуну-разлучницу», на людей, на неверность милой. Все эти нескладные произведения – и разобранные повести, и приведенные стихи без размера, смесь виршей, народной песни и монолога из любовного романа – ценнее для нас, чем те книжные искусственные произведения, которые написаны «по правилам» поэтики и которые, к сожалению, до сих пор в наших историях литературы совершенно закрывают собою то оригинальное творчество, которое росло и пробуждалось именно в этих детских попытках выразить словами музыку своей души, взволнованной новыми ощущениями! 6. В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры. Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха. При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительства России. В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, - правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы. Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских "низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. 7. В РЛ с нач 30-50х гг – период становления К, который становится господствующим. К – достойный наследник эпохи Возр-я: строгость, отсутствие мистики, античные мотивы и тп. Первый лит-й труд о К 1851 итал. ученый Юл Цезарь Скрибет. Просуществовал примерно 300 лет. Расцвет К – Франция (Людовик 14) 2ая полов. 17 в. Философская база К. Воззрение фр. Философа Рене де Карт – «картезианство» - учение о разуме как универсальном регуляторе между человеком и мире (рационализм). Разум – всемогущ и является первопричиной всех вещей (божественный разум), значит, и человеческий разум всемогущ. Идея выше материи, разум – чувства, идеал – воплощения его в жизни. В произведениях конструировали идеалы людей, отношений, государства. Для них идеал – абсолютная монархия, которую строил Л14. вскоре кл-ты разочаровались в Л14, но это не отвергло их мечты об идеальном монархе, который не заботится о себе. Черты классицизма: отличается пафосом гражданственного служения: идеальный человек – послушный обыватель или герой, способный пожертвовать личными интересами ради государства (общее выше частного). В конфликте между чувством и разумом побеждает последнее. Если иначе – подвергается осмеянию (комедия), неодобрению ( трагедия). такое отношение к человеку породило 2 особенности: принижение личного начала (1 менее выжжен, чем коллектив); отсутствие категории лирического героя (автор изображает себя). ЛГ воспринимается либо как служитель добра, либо как посыльный зла (полутонов нет: либо плохой, либо хороший). кл-ты не страдали от упрощения человеческой природы, тк чем проще изложение, тем лучше можно донести мысль. Дидактизм и назидательность для просвещения людей и исправления недостатков. они не знакомы с понятием «историзм», пэ их обращение к истории является декоративным (не достоверно), обращаясь к истории, чаще всего, говорят о настоящем. Для них исторический процесс цикличен, те он идет по кругу (все возвращается на места свои), а люди не меняются. \жанровое мышление – жанр диктует писателю эмоциональный настрой, те кл-ты установили нормы на все жанры: ода – радостная, на победу, воодушевляет; элегия- грусть; трагедия – печаль, катарсис. Личные ощущения автора не имеют значения, подчиняются чертам жанра. Особенности русского К: Изначально К поздней просветительской теории (развитой обогащенный просветительской идеологии) повышенный интерес к национальной истории (эпопеи, трагедии раскрывают русскую историю), повышенный патриотизм. традиционный конфликт между чувством и долгом стал неактуален в России, пэ он трансформировался в конфликт между государем и обществом. русская трагедия была сильно политизирована ( оппозиционная окраска) не был никогда хвалебным, угодлив власти, очень редко возникают сатирические произведения. Требовали смягчить помещичий гнет, хорошего отношения к крестьянам, просвещения простого народа (оппозиция власти) русский К был более демократичным, не отказывается от Ф-ра, не избегали просторечия, народных вставок (диалектизмов, идеале и тп), пэ более эмоционален и демократичен. 30-е-50-е годы 18 века - появление классицизма. Это появление закономерно, и на определенном этапе прогрессивно для русского литературного процесса. Рус. классиц. тесно связязан с западным. Первоначально это направление возникло во Франции, в середине 17 века. Идеологом к. Был Декарт. В России он появился именно тогда, когда стал соответствовать по своей идейной направленности основным задачам исторического развития. Философия Декарта – деизм: мышление первично, материя вторична («Подражание природе, следуя разуму»). Основные идеи классицизма - это гражданский пафос, сатирико-обличительные линии, проповедь общегосударственных идей, просветительская тенденция. В основе к. Как литературного явления лежит такой принцип оценки жизненных явлений, чтобы «мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего». «Образы без лиц», типичные собирательные образы. Характер, изображенный к - ми должен был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах. Единство времени, места, действия «вне пространства и времени». Мысль, а не чувство обеспечивает познание действительности. Строгая жанровая и стилевая регламентация, стеснявшая творческую свободу писателя. Классич. трагедия - не драма действия, а драма разговоров. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. культ государства, 2. в основе творческого метода – восприятие действительности с точки зрения разума абстрактного – отвлеч. хар-ра (сатира). 3. строгая нормативность жанров и стилей, 4. изображая хар-ры, не стремились через общее передать индивидуальное, 5. идеи просвещенного абсолютизма (Россия – образ Петра. Борьба за нац. госуд-ть и нац. культуру), 6. простота и ясность языка, 7. культ разума. Отличительные черты русского к.:1)Наиболее отчетливо выраженный гражданско-патриотический пафос,2)Ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция,3)связь с фольклором. Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам(Кантемир, Ломоносов, Сумароков). Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. Каждое крупное литературное направление, сходя со сцены, продолжает жить в более поздней литературе. Классицизм завещал ей высокий гражданский пафос, принцип ответственности человека перед обществом, идею долга, основанного на подавлении личного, эгоистического начала во имя общих государственных интересов. 8. Основные периоды русского классицизма Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем: 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович) 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов) 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин). |