Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Анализ нулевого – семантического уровня

  • Анализ первого – лингвокогнитивного уровня

  • Не боитесь ли говорить о политике с вашими героями

  • Анализ второго, высшего – мотивационного уровня

  • — Нет ли противоречия в том, что ваше шоу спонсирует Мэрия Москвы, но при этом вы высказываетесь оппозиционно по некоторым вопросам

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Научная статья. Научная статья 2022. Д. С. Макашутина Научный руководитель Г. А. Тихомирова, доцент ргу им. С. А. Есенина речевой портрет ирины шихман аннотация. На сегодняшний день жанр интервью


    Скачать 27.33 Kb.
    НазваниеД. С. Макашутина Научный руководитель Г. А. Тихомирова, доцент ргу им. С. А. Есенина речевой портрет ирины шихман аннотация. На сегодняшний день жанр интервью
    АнкорНаучная статья
    Дата31.08.2022
    Размер27.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаучная статья 2022.docx
    ТипИнтервью
    #657763

    Д.С. Макашутина

    Научный руководитель - Г. А. Тихомирова, доцент РГУ им. С. А. Есенина

    РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ИРИНЫ ШИХМАН

    Аннотация. На сегодняшний день жанр интервью достаточно популярен. К нему обращаются как журналисты при подготовке материала для СМИ, так и блогеры при создании контента для YouTube-канала. Успех жанра обеспечивает не только респондент. В значительной мере он обусловлен интервьюером, в том числе его речевым портретом. Данная работа посвящена речевой характеристике Ирины Шихман в ее авторской программе «А поговорить?».
    Ключевые слова: Шихман, видеоблог, журналист, речевой портрет, интервью, речевой имидж, коммуникативная стратегия.

    Высокий темп жизни в настоящее время диктует обращение журналистики к «оперативным» жанрам, поэтому все большей популярностью пользуется именно жанр интервью, который служит, в основном, для передачи аудитории новой информации.
    Несмотря на простоту получения информации аудиторией, для интервьюера это большая работа, которая заключается в правильном выстраивании коммуникативной стратегии. Посредством коммуникации интервьюер должен достичь той цели, которую ставит перед собой в конкретном интервью. Одним из главных инструментов в результативном выстраивании диалога становится речевая стратегия интервьюера, определяющая его «речевой портрет».
    По мнению С.В. Леорды, «речевой портрет — это воплощенная в речи языковая личность» [5] Анализ речевого портрета является частным направлением исследования языковой личности. Е. В. Осетрова отмечает большую роль речевого портрета как составляющей облика говорящего в формировании целостного образа личности [6].

    Речевой портрет включает в себя возрастной, гендерный, психологический, социальный, этнокультурный и лингвистический аспекты. Она отражает имиджевую составляющую личности, социальную или профессиональную группу, к которой она относится.
    Объектом нашего исследования является речевой портрет российской журналистки, телеведущей и видеоблогера Ирины в ее авторском шоу на YouTube «А поговорить?».
    Анализ речевого портрета журналистки проводился на основании учения Ю. Н. Караулова об организации языковой личности [4]:


    1. Анализ нулевого – семантического уровня

    Исследование данного аспекта касается словарного запаса личности, использования в речи клише или паттернов (стереотипных сочетаний).

    Лексикон Ирины Шихман можно считать объемным, характерно, что в беседе с респондентами или в авторских фильмах она использует разговорную лексику. Ее работа рассчитана на массового потребителя, которому хочется быть чуть ближе к злободневным темам, поэтому язык намеренно упрощен. По этой же причине в речи преобладают паттерны, например, «бессменный ведущий», «неприкосновенная репутация», «как правило».
    В ее речи можно встретить и заимствования, популярные среди молодой части населения: «кайф», «хейтер».


    1. Анализ первого – лингвокогнитивного уровня

    Ключевым понятием для данного исследования является концепт – «многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны. Данный уровень представляет собой иерархию ценностей языковой личности. Здесь можно выделить понятие «Концепт». Существует множество концертов, например «гражданин», «власть», «мораль». Нам представляется, что концептом Ирины Шихман является «правда» или «польза». Например, ее ответ в интервью журналу «Журналист»:
    Не боитесь ли говорить о политике с вашими героями?
    Если вы хотите заниматься настоящей журналистикой, которая доносит до людей какие-то смыслы и задает честные вопросы, выбирайте — бояться или нет. Я снимала о шоу-бизнесе, спрашивала: «А каково быть родителем?» и остальные веселые вопросы, но, когда пришла на ютуб, вспомнила, о чем на самом деле моя профессия. Когда я делаю серьезное кино про тюрьму и мне столько писем пишут с благодарностью за работу, вспоминаю, что могу быть полезной обществу. И тогда начинает работать фраза — «ну, страшно, а мне нравится».


    1. Анализ второго, высшего – мотивационного уровня


    Он включает в себя описание целей и движущих мотивов. На этом уровне стереотипным текстом является текст прецедентный, например, цитата, ставшая крылатым выражением.
    У Ирины Шихман есть определённая установка на донесение истины до зрителя. Именно это является двигателем ее журналисткой деятельности и ее собственным ориентиром. Она часто задаёт риторические вопросы респондентам или в такой форме даёт ответы, находясь в этой роли. Это указывает на то, что она пытается найти тот самый ответ у людей:

    — Нет ли противоречия в том, что ваше шоу спонсирует Мэрия Москвы, но при этом вы высказываетесь оппозиционно по некоторым вопросам?


    —У вас не возникает противоречия, что «Эхо Москвы» существует на деньги «Газпрома», например? Давайте так: нашей власти нужны такие «прикрывашки».

    — Вы правда не знаете, почему у власти сейчас такой образ?
    Анализируя выпуск с участием Дани Козловского, нельзя не отметить и то, что в ее речи преобладают устойчивые выражения, например, «набивают оскомину зрителю», то есть предельно надоедают, или «с грехом пополам» в значении кое-как. В этом же выпуске отметим и устаревшие слова: «тамошний», «скука смертная». Эти словесные детали характеризуют речевой портрет Ирины Шихман как разносторонний, обширный.
    Особенностью речевого поведения Шихман является и то, что используемая лексика соответствует личности респондента. Например, в интервью с Даней Козловским она может использовать жаргонизмы «стремно», «драться в сопли», «говеные фильмы». В то же время в интервью с Николаем Дроздовым лексика Шихман отличается сдержанностью. Это показывает высокий уровень профессионализма интервьюера и способность подстроиться под собеседника даже на языковом уровне.
    Для придания речи оттенка или выражения чувствительности Шихман использует модальные частицы и дискурсивные слова, например «как бы», «короче». Прилагательное «короче» помогает интервьюеру в окончательном утверждении точки зрения респондента. А частицу «как бы» Шихман использует в тех случаях, когда хочет задать личный или каверзный вопрос, тем самым сгладив углы в диалоге с респондентом. Так в интервью с Даней Козловским Ирина Шихман задает вопрос о дочери: «Правильно ли я понимаю, что как бы…ну, у тебя дочь сейчас в Америке, ты здесь, и это, как бы, тебя очень сильно тревожит?».
    Нередко Ирина Шихман использует в своей речи и производную форму «чё» местоимения «что». Но снова обратим внимание на то, что только с определенным визави.
    Важно отметить, что для самой Ирины Шихман YouTube стал свободной площадкой для реализации своего шоу. Поэтому в своих интервью она затрагивает проблемные темы, многие из которых недоступны зрителям ТВ. Так, в речи Шихман используется нецензурная лексика. Но к ее употреблению в своей речи она прибегает лишь тогда, когда понимает, что в данной ситуации с данным респондентом это можно себе позволить.
    Анализ языковой личности остается одним из наиболее перспективных исследований в лингвистике, и он требует от ученого знаний в разных областях гуманитарного знания. Доказательством тому, что актуальность вопроса остается на повестке дня, является возникновение целых исследовательских центров по изучению вербального поведения журналиста.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Дейк Т.А. «Язык. Познание. Коммуникация», 1989

    2. Иссерс О.С. «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи», 2002

    3. Караулов Ю.Н. «Общая и русская идеография», 1976

    4. Караулов Ю.Н. «Русский язык и языковая личность», 2006

    5. С.В. Леорда «Речевой портрет современного студента», 2006

    6. Осетрова Е.В. «Неавторизованная информация в современной: речевой аспект», 2010




    написать администратору сайта