Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки

  • Дисциплина

  • Модернизм

  • К.Д.Бальмонт В.Л.Соловьев З.Н.Гиппиус Р.Ф.Соловьев Андрей Белый Иннок.Анненский М.Волошин

  • Ф.Соловьев (стр.443) Саша Черный З.Гиппиус Характерно

  • Гумилев Н.С. – стр.476,477 Ахматов А.А. – 483 -484 Кузмин М.А. – 495 С.М.Городецкий М.Н. Занкевич А.А.Блок

  • Футуризм

  • Символизм Постмодернизм Импрессионизм

  • В.Нарбикова

  • Образ

  • Титульный лист (История русской литературы 19-21вв.) (1). Д. С. Мережковский (стр. 364 Манифест) кризисное состояние действительности и человеческого духа, неприятие собственнических форм существования, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как


    Скачать 119.67 Kb.
    НазваниеД. С. Мережковский (стр. 364 Манифест) кризисное состояние действительности и человеческого духа, неприятие собственнических форм существования, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как
    Дата22.05.2022
    Размер119.67 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТитульный лист (История русской литературы 19-21вв.) (1).doc
    ТипПрограмма
    #543116

    Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

    Программа профессиональной переподготовки

    Учитель русского языка и литературы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (1108) new

    Дисциплина: История русской литературы XIX-XXI веков

    Практическое задание 3, Модуль 3. Русская литература XX - XXI в. Реализм и модернизм – две тенденции развития в русской литературе XX в. - XXI в.


    Выполнил:

    слушатель Кабанова Светлана Владимировна

    Преподаватель:

    Ледовская Инна Викторовна

    г. Москва - 2022
    Задание 1: Изучите Приложение «Основные направления русского модернизма». Приведите конкретные цитатные примеры, иллюстрирующие сущность каждого из направлений. 
    Модернизм – направление в литературе, искусстве, философии, религии, для которого характерно отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.
    Модерн – (современный, новый) – конец 19 – начало 20 в. Это стиль в европейском искусстве, противопоставлявший себя в качестве нового стиля. (Основное – противопоставление реализму)
    Символизм (от греч.Sumbolon – знак, символ)

    Акмеизм (адамизм)

    Футуризм (кубо-, эго-)

    В. Брюсов (стр.617 – автобиогр.) – «метр», создатель школы символизма.

    К.Д.Бальмонт

    В.Л.Соловьев

    З.Н.Гиппиус

    Р.Ф.Соловьев

    Андрей Белый

    Иннок.Анненский

    М.Волошин

    Вячеслав Иванов

    Д.С.Мережковский (стр.364 – «Манифест») кризисное состояние действительности и человеческого духа, неприятие собственнических форм существования, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как объединяющему людей началу, предчувствие социальных переломов и способствовано созданию (рождению) этого направления.

    В.Я.Брюсов писал, что все мы живем в вечности. Те вопросы бытия, разрешить которые может искусство, никогда не перестанут быть злободневными.

    Характерно:

    1. Это интерес к внутреннему миру человека, который является показателем трагического состояния мира, «страшного мира».

    2. Это символпророчество, углубление в недра тайн. На первом плане идея, дух. Благодаря символистам мы чувствуем близость неизвестного нам.

    3. Мистическое содержание. Отрешенность от реальной действительности. «Объявим войну реалистам. «Знания», к черту реализм! И политику вместе с ним. Сто лет политиканили – устали, надоело. Все хотят романтики, лирики, метафизики, углубления в недра тайн, в кишки дьявола» (М.Горький «Жизнь Клима Самгина»)

    4. Поэзия, в которой органично сливаются два содержания: а) скрытая отвлеченность; б)очевидная красота.

    Настроение пассивности и безнадежности в философии, искусстве, литературе. Мучительный поиск личности выхода из нравственного тупика, в котором оказалось общество в эпоху войн и революций. Упадничество в настроении, пассивность, безнадежность настроения, конец надежд.

    Ф.Соловьев (стр.443)

    Саша Черный

    З.Гиппиус

    Характерно:

    1. Обостренное внимание к личности, ее внутреннему миру.

    2. Индивидуализм как своего рода бунт против антигуманной действительности, разрушающей красоту искусства.

    3. Хороший язык, знание психологии души, фантастичность, мрачность настроения.

    4. «Человек любит себя как Бога», «Единственная реальность – наше я». (Фр.писатель Баррес)

    5. М.Горький «Мудрец» (в борьбе с декадентской литературой – стр.445,463,467). «Декаденты и декаденство – явление вредное, антиобщественное явление, с которым необходимо бороться» (М.Горький) Плеханов «Искусство и общественная жизнь». «Молитва» - стр.438. «Беспощадна моя дорога,

    Она меня к смерти ведет

    Но люблю я себя как Бога,

    Любовь мою душу спасет». (стр.439)

    Акм – (высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора)

    Адамизм – мужественный, твердый, ясный взгляд на жизнь, во всяком случае требующийй большого равновесия сил. Один из принципов – идти по линии наибольшего сопротивления.

    Они увидели нерасторжимое единство земли и человека (в теле человека есть все микроэлементы, что и в земле). Это как бы микрокосмос в человеческом теле.

    Человек увидел себя «как зверя, лишенного когтей и шерсти».

    Гумилев Н.С. – стр.476,477

    Ахматов А.А. – 483 -484

    Кузмин М.А. – 495

    С.М.Городецкий

    М.Н. Занкевич

    А.А.Блок

    Прославление жизни, человека.

    Мир принят во всей совокупности красот и безобразий ( и уродство может быть прекрасно).

    Т.е. проповедует любовь к миру. И первый этап проявления этой любви – экзотика. В поэзию хлынули звери: слоны, львы, жирафы, попугаи и др.
    Футуризм – будущее (революционное преобразование действительности)
    В.Маяковский

    В.Хлебников

    Лившиц

    А.Крученых

    В.Каменский

    И.Северянин

    Н.Бурлюк

    «Это пощечина общественному вкусу»

    Характерно:

    1. Отсутствие содержания; свободное содержание звуков, линий.

    2. Отрицание синтаксиса, правил грамматики.

    3. Отсутствие рифмы (размер живого разговорного языка (учебник))

    4. Богатство словаря поэта – его оправдание.

    Из манифеста футуристов (стр.502):

    1. Только мы лицо нашего времени.

    2. Прошлое тесно. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.

    3. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

    4. Мы приказываем чтить права поэтов:

    а) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами. (Словоновшество).

    б) На непреодолимую ненависть к существовавшему до нас языку.

    в) Мы презираем славу.

    г) Мы новые люди новой жизни: дыр, бур, щил, убещур, скум, вы, со, бу, р, л эз. (стр.505-516)
    Символизм

    Постмодернизм

    Импрессионизм

    А) Символисты – всегда мыслители «Наслаждайтесь… новизной и роскошью картин. Если вы любите сложное впечатление, читайте между строк – тайные строки выступят и будут говорить с вами красноречиво.

    Б) Расширенная художественная впечатлительность действует на сердце сквозь красоту символа.

    роскошные картины

    звуки, краски

    текучесть слов

    метафора

    звукозапись

    цветосветовые выражения

    новизна

    роскошь картин

    1. Особый язык богат интонациями, подобно музыке и живописи возбуждает в душе сложное настроение.

    2. «Мысль изреченная есть ложь».

    В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль… одухотворённым, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры.

    Символы м.б. и характеры: Фауст, Гамлет, Дон-Жуан, Дон-Кихот.

    Символы: «Парус» (Лермонтова) – мятежные страсти человеческой души. «Анчар» Пушкина.

    1. «Эта жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей, идеальной поэзии (К.Д.Бальмонт)

    («новое сознание») 70-90г 20в.

    Это формирование «нового сознания» в литературе, во многом противопоставленному «старому», реалистическому типу мышления («запредельному», апокалиптическому). Литература утрачивает образность вместе с реальностью.

    Герой – человек – «сомнамбула», представляющий собой «последнюю фазу развития типа «лишнего человека».

    В.Нарбикова «Видимость нас», Т.Толстая «Сомнамбула в тумане» и др.

    Это искусство метафизических прозрений, устремление к реальностям высшего порядка, необходима мистическая интуиция художника.

    В.Сорокин «Роман» – произведение о языке.

    Характерно:

    1. Утрата веры в высший смысл и надличностную цель человеческого существования, уверенного в непознаваемости действительности и отсутствии абсолютной истины, т.к. каждый человек – есть истина.

    2. «Размытость» образа повествователя, это поток письма, лишенного «сюжета», «композиции» и жанра в общепринятом смысле.

    3. Многоголосие, сталкивание и соотношение разных языков культуры, стилей разных эпох.


    Образ – англ. Image 

    С.Есенин

    В.Шершеневич

    А.Б.Мариенгоф

    Характерна:

    1. Самоценность поэтического «образа как такового», «поедание образом смысла».

    2. Нарушение выражающих смысл грамматических форм и деформация метра стиха, широкий свободный стих без внутренней ритмической организации.

    (от франц. impression – впечатление)

    Характерно:

    1. Воспроизведение «впечатления» от предмета, изображение изменчивости, текучести явлений, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, придающего разный облик одному и тому же предмету.

    Сначала – в живописи.
    Задание 2: Какие новаторские решения Вы обнаруживаете в стихотворениях Серебряного века? Приведите цитаты или укажите названия стихотворений, подтверждающих Вашу концепцию.
    В том, что появился целый пласт авторов, раздвинувших представление о поэзии. Появились новые литературные течения - акмеизм, символизм, футуризм и. т. д Почти вся русская поэзия 19 века поддерживает позитивистские тезисы. В начале 20 века в общественной жизни произошел надлом, который не мог не сказаться на поэтах - они стали более меланхоличными. Именно в поэзии наиболее ярко проявилось декадентство.

    Выражение «наступать на горло собственной песне» пришло к нам из поэмы Владимира Маяковского — «Во весь голос»:


    И мне
    агитпроп
    в зубах навяз,
    и мне бы
    строчить
    романсы на вас,—
    доходней оно
    и прелестней.
    Но я
    себя
    смирял,
    становясь
    на горло
    собственной песне.


    написать администратору сайта