Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Основные идеи Ч. Х. Кули в теории «зеркального Я»

  • 2. Особенности формирования «зеркального Я» у человека

  • Список использованной литературы

  • Теория зеркального «Я». Данной работы теория зеркального Я. Данную теорию


    Скачать 45.02 Kb.
    НазваниеДанной работы теория зеркального Я. Данную теорию
    Дата11.01.2023
    Размер45.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория зеркального «Я».docx
    ТипРеферат
    #882107


    Содержание

    Введение 2

    1. Основные идеи Ч. Х. Кули в теории «зеркального Я» 3

    2. Особенности формирования «зеркального Я» у человека 7

    Заключение 12

    Список использованной литературы 13






























































    Введение

    Тема данной работы – теория «зеркального Я». Данную теорию разработал социолог из США Чарльз Хортон Кули.

    Актуальность данной темы заключается в том, что Ч. Х. Кули стоял у истоков развития целого нового направления в социологии, которое получило название «интеракционизм». В рамках этого направления рассматриваются особенности того, как человек взаимодействует с окружающими людьми и с обществом, и как общество в ответ влияет на человека, формирует его. Фундамент интеракционизма Ч. Х. Кули заложил с помощью своей известной теории «зеркального Я», которая и рассматривается в данной работе.

    Цель работы – выявить особенности и аспекты теории «зеркального Я», которую разработал Ч. Х. Кули.

    Задачи работы:

    1. Рассмотреть основные идеи и положения Ч. Х. Кули в теории «зеркального Я».

    2. Выявить различные особенности формирования «зеркального Я» у человека.

    Объект изучения – сущность социологической теории «зеркального Я», которую создал Ч. Х. Кули.

    Предмет изучения – особенности и аспекты теории «зеркального Я», которую разработал Ч. Х. Кули.

    Работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

    При написании работы использован труд Ч. Х. Кули «Человеческая природа и социальный порядок», в котором теория «зеркального Я» подробно описывается. Также, использованы актуальные научные статьи, которые рассматривают теорию «зеркального Я».
    1. Основные идеи Ч. Х. Кули в теории «зеркального Я»



    Ч. Х. Кули был одним из первых социологов и ученых, кто попытался рассмотреть такое явление, как социальное взаимодействие, то есть взаимодействие человека с окружающими его людьми, с обществом.

    При рассмотрении социального взаимодействия Ч. Х. Кули пришел к выводу, что человек формирует себя и осознает самого себя именно через взаимодействие с окружающими людьми. Как пишет Маслова Е. С., «личная идентичность формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми».1

    Создавая свою теорию, Ч. Х. Кули опирался на идеи другого социолога – У. Джеймса, который полагал, что человек обладает несколькими «Я», каждое из которых создается в человеке в ходе того, как человек взаимодействует с той или иной социальной группой.

    Например, когда человек находится на уроке в школе, то формирует в себе одно «Я», а когда находится в кругу друзей, то формирует в себе совершенно другое «Я».

    Это происходит из-за того, что мнение окружающих людей важно для человека и человек изменяет самого себя, изменяет свое поведение для того, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих людей.

    Ч. Х. Кули полагал, что человек смотрит на других людей и замечает их мнение о нем, их поведение в его присутствии, их реакции на его действия.

    Эти мнения, реакции и поведение становятся своего рода зеркалом для человека, в котором он видит себя. Человек воспринимает себя таким, каким его воспринимают окружающие люди. Поэтому, теория Ч. Х. Кули и получила название «зеркального Я». «Я» человека формируется, когда он смотрит на мнение других людей о нем.

    Как пишет сам Ч. Х. Кули, «подобно тому, как, видя свое лицо, фигуру и одежду в зеркале, мы проявляем к ним интерес, потому что они наши, и бываем довольны или не довольны ими в зависимости от того, отвечают ли они тому, какими мы хотим их видеть, или нет, так и в воображении мы рисуем себе, что другие думают о нашей внешности, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т. д., и это оказывает на нас самое разнообразное влияние».2

    Можно сделать вывод, что человек приобретает различные черты личности или особенности поведения в зависимости от того, что о нем думают окружающие его люди. При этом такое влияние оказывают на человека не все люди, а только те, чье мнение для этого человека является важным и значимым.

    Заслуга Ч. Х. Кули в том, что он был одним из тех ученых, кто изменил представления о том, как формируется личность человека и от чего зависят его черты характера.

    До XIX столетия распространенной идеей было понятие о том, что черты личности полностью зависят от наследственности и что человек рождается уже с определенным набором черт личности, которые сохраняет всю жизнь.

    Ч. Х. Кули стал одним из тех, кто полагал, что черты личности человека формируются в ходе его социализации, в процессе его вхождения в окружающее общество. Ученый обратил внимание на то, что в процессе формирования личности человека важен не только биологический компонент, но и социальный, культурный, нравственный.

    В концепции Ч. Х. Кули можно выделить три главных положения. Первое положение гласит о том, что когда люди взаимодействуют между собой в обществе, то они могут представлять себе то, как их видит тот человек, с которым они взаимодействуют.

    Второе положение гласит о том, что люди могут понимать характер того отношения, которое другой человек показывает во время взаимодействия. Например, воспринимают ли человека положительно или негативно, относятся ли к человеку агрессивно или же хотят его похвалить, восхищаются им.

    Третье положение гласит о том, что человек вырабатывает в себе определенные чувства в зависимости от того, как он видит самого себя в глазах других людей.

    Например, человек может становиться более гордым если полагает, что другие люди восхищаются им. Или же человек может становиться более подавленным, если полагает, что другие люди воспринимают его с насмешкой. Такие чувства подавленности или гордости и являются зеркальными отражениями отношения окружающих индивидов к этому человеку. Как пишет Ч. Х. Кули, «мы стыдимся показаться лживыми в глазах человека прямого и честного, трусливыми в глазах смелого, вульгарными в глазах утонченного и т. д.»3

    Важно то, что играет роль не столько реальное отношение окружающих к человеку, сколько воображение, представление человека об этом отношении со стороны окружающих. Как указывает Маслова Е. С., важнейшую роль играет именно «способность людей представлять, какими видят их другие люди, и прогнозировать их ответные реакции на себя».4

    То есть воображаемое отношение может отличаться от реального отношения, так как люди склонны скрывать свое реальное отношение к человеку в зависимости от обстоятельств.

    Ч. Х. Кули полагал, что основополагающую роль в формировании человеческой личности играют первичные социальные группы, к ним относится семья и наиболее близкие друзья. Как пишет Подвойский Д. Г., «первичные это группы, которые определяются сотрудничеством и принадлежностью»,5тогда как ко вторичным группам человек не принадлежит.

    Поддержка со стороны семьи и друзей всегда отражается на формировании личности, например, у ребенка или подростка. Человек, испытывающий такую поддержку чаще будет действовать так, как от него этого ожидают окружающие.

    И наоборот, человек лишенный поддержки со стороны семьи не будет стремиться соответствовать ожиданиям окружающих, может вести себя агрессивно и неуважительно. Если же за человеком закрепился негативный образ среди окружающих, то и сам человек в дальнейшем будет ориентироваться на этот образ в своем поведении.

    Например, если окружающие люди будут думать о человеке как о неудачнике, то и сам человек будет думать, что он неудачник в дальнейшем. И наоборот, если к человеку с детства относились как к добивающемуся успеха, то этот человек и во взрослой жизни может думать о себе, как об успешном человеке.

    Человек в повседневной жизни опирается на этот образ. Как указывает Рязанова Е. В., «индивиды получают самоидентификацию от общества и нуждаются в регулярном ее подтверждении и поддержке».6

    Как полагал Ч. Х. Кули, формирование такого образа проще всего отследить в ходе того, как человек взрослеет. Но уже у взрослых сформировавшихся личностей такие изменения может быть трудно отследить.

    Таким образом, Ч. Х. Кули создал социологическую теорию «зеркального Я», которая основана на идее о том, что личность человека формируется в зависимости от того, каким человек видит себя в глазах окружающих людей, семьи, друзей и т. д.
    2. Особенности формирования «зеркального Я» у человека


    Человек, который стремится добиться успеха или стремится исправить свое жизненные проблемы будет сознательно ориентироваться на то, как его воспринимают окружающие люди.

    Например, если человек хочет добиться повышения по службе, то он будет осознанно стремиться лучше выглядеть, более профессионально себя вести, более вежливо общаться и т. д.

    Ради этого он может отказаться от вредных привычек или выработать в себе более доброжелательное отношение к окружающим. Такой человек как бы сознательно «смотрит в зеркало», смотрит на отношение к нему других людей. Как указывает Лысак И. В., такое стремление к развитию связано с врожденной конкуренцией с другими. «Именно в условиях конкурентного взаимодействия с другими человек понимает, чем он отличается от других, выявляет свои характерные особенности».7

    Но многие люди также делают это неосознанно, это происходит даже в младенческом возрасте, когда на человека сильнее всего влияет отношение к нему родителей или сиделки. Как полагал Ч. Х. Кули, образ человека становится его собственностью, которой он может распоряжаться, если захочет этого. При этом, образ «зеркального Я» «не является в первую очередь чем-то индивидуальным, а затем социальным, а формируется в процессе двойственных отношений»8 между индивидуальным и социальным.

    Образ «зеркального Я» не формируется пассивно, наоборот, этот образ формируется, сопровождаясь многочисленными решениями со стороны человека.

    Человек оценивает значимость мнения тех или иных окружающих людей, избегает одних и прислушивается к другим. Зачастую только то мнение будет значимым, которое более-менее схоже с уже устоявшимся пониманием человеком самого себя.

    Кроме того, устойчивыми чертами личности становятся только те черты, которые человек видит у себя в глазах других людей постоянно, регулярно, каждый день.9

    Если, например, человек считает себя не слишком красивым, а кто-то из его окружения назовет его один раз красавцем, то особого влияния на данную черту понимания самого себя не произойдет.

    Если же человека с детства считают исключительным талантом и каждый день говорят ему об этом, то человек не начнет считать себя посредственным, даже если ему один или два раза скажут об этом. При этом является ли человек на самом деле исключительным талантом может быть не так важно, главное это то, видит ли он себя таким в глазах окружающих людей.10

    Также Ч. Х. Кули полагал, что в зависимости от половой принадлежности человека меняются и особенности формирования «зеркального Я».

    Социолог полагал, что девушки и женщины более восприимчивы к тому образу, который складывается о них у окружающих людей и чаще стремятся повлиять на этот образ.

    Также, социолог полагал, что женщины стремятся обрести такого спутника в жизни, в глазах которого будет сформирован ее устойчивый положительный образ.

    Хотя мужчины меньше ориентированы на сформировавшийся в глазах окружающих образ, их личностные качества все равно формируются и изменяются исходя из этого образа. Как считал Ч. Х. Кули, «никто не может выстоять в одиночку», ни мужчины, ни женщины, то есть никто не свободен от того, что на их личность влияет мнение окружающих людей.11

    Но важно не только то, что окружающие люди формируют личность человека и влияют на ее развитие. Также происходит и наоборот, человек в зависимости от своего «зеркального Я» ищет круг общения, который будет этому «зеркальному Я» соответствовать.

    Он вступает в социальную группу, люди в которой обладают схожими чертами «зеркального Я». Как полагал Ч. Х. Кули, таким образом люди сохраняют свою самоидентификацию.

    Поэтому в школе или на работе ученики или коллеги часто разбиваются на небольшие социальные группы. Люди в таких небольших социальных группах объединены определенными чертами своего «зеркального Я» и имеют общие интересы, похожий образ в обществе и т. д.

    Если же какие-либо окружающие люди открыто не согласны с самоидентификацией человека, то человек не будет стремиться общаться с такими людьми или будет полностью избегать взаимодействия с ними. Например, если женщина самоидентифицирует себя как красавицу, то она будет избегать взаимодействия с людьми, сомневающимися в ее красоте.

    Можно сделать вывод, что «зеркальное Я» работает в обе стороны. Личность человека формируется исходя из того, как он видит себя в глазах окружающих, но и круг людей, с которыми человек взаимодействует, будет зависеть от того, как человек себя самоидентифицирует. Как указывает Лысак И. В., Ч. Х. Кули хотел описать «неразрывную связь общества и личности, показывая, что общество формирует личности, а личности, в свою очередь, конструируют общество».12

    Самоидентификация это процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Даже пожилые люди меняют свой образ, так как меняется отношение к ним окружающих.

    Ч. Х. Кули стремился описать метод, с помощью которого социологи смогли бы лучше понять то, как формируется «зеркальное Я». Такой метод он назвал симпатическим самонаблюдением.

    Исследователь должен представить себя на месте человека, который попадает в ту или иную социальную ситуацию, а затем представить и осмыслить свое поведение в такой ситуации. Осмысление поведения поможет понять, почему те или иные люди сформировали в себе определенное «зеркальное Я».

    Исследование «зеркального Я» помогает лучше понять то, как у человека формируются понятия о своих физических и интеллектуальных возможностях, как человек видит себя с моральной и нравственной стороны, как возникают те или иные социальные группы, состоящие из людей, относящихся к определенному типу.

    Все это зависит именно от того, кем человек видит себя в глазах окружающих. Как считает Рагулина А. М., «идеи Ч. Х. Кули сегодня получится интегрировать в исследования первичных институтов социализации, таких как семья, школа, религиозные и этнические общности».13

    Ч. Х. Кули полагал, что все человеческое общество с самого своего появления основано на том, что между собой взаимодействуют люди, которые симпатизируют друг другу. Поэтому чтобы понять действия, поведение и причины этого поведения человека необходимо рассматривать не столько самого человека, сколько его окружение, симпатичных ему людей и т. д.

    Также Ч. Х. Кули полагал, что стремящийся к одиночеству и отрешенности человек, избегающий любого социального взаимодействия, не сможет сохранить свои человеческие личностные качества. Эти качества, как полагал социолог, сохраняются и появляются только в ходе общественного взаимодействия человека.

    Можно сделать вывод, что сама личность человека невозможна без общества. Человек в обществе приобретает целеустремленность, он движется вперед и развивается за счет того образа «зеркального Я», который он видит в глазах других. Маленький ребенок не сможет в полной мере осознать себя, если не будет видеть того, как к нему относятся окружающие люди. Его образ самого себя зависит именно от этого отношения, из этого отношения складывается понимание ребенком своего места во всем обществе, а не только в семье. После взросления человек продолжает опираться на образ «зеркального Я», который изменяется на протяжении всей жизни.




























    Заключение


    Таким образом, Ч. Х. Кули создал теорию «зеркального Я». Социолог в рамках данной теории хотел доказать, что личность человека и черты личности формируются в ходе социального взаимодействия человека с окружающими людьми.

    Человек смотрит на поведение, реакции, мнение других людей о нем и создает образ «зеркального Я», с помощью которого самоидентифицирует себя, воспринимает себя. Важной особенностью «зеркального Я» является то, что играет роль именно то, как человек видит себя в глазах окружающих, а не только то, что окружающие на самом деле думают о человеке.

    Наиболее значимыми для формирования «зеркального Я» являются люди из ближайшего окружения человека, из первичных групп, таких как семья и близкие друзья. Человек смотрит на то, как его видят другие, смотрят на реакции других людей на его поведение, словно смотрит в зеркало, в котором видит самого себя.

    Поведение человека начинает зависеть от сформировавшегося образа «зеркального Я». Человек будет становиться более подавленным или уверенным в себе в зависимости от своего «зеркального Я».

    Человек стремится окружить себя людьми, которые имеют схожие черты, стремится прислушиваться к мнению людей, которые согласны с его самоидентификацией. Людей, которые не согласны с самоидентификацией, человек наоборот, стремится избегать или игнорировать. Таким образом, личность человека зависит от окружающих, но и человек сам формирует свой круг общения в зависимости от сформировавшихся черт личности.

    Заслуга Ч. Х. Кули в том, что он показал будущим социологом значимость социальных взаимодействий человека, его социальных интеракций. Человек приобретает свои черты личности только тогда, когда взаимодействует с другими людьми. Это происходит на протяжении всей жизни, начиная с младенчества.
    Список использованной литературы




    1. Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — 274-278 с.

    2. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с.

    3. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — 130-138 с.

    4. Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — 87-94 с.

    5. Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — 825-834 с.

    6. Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — 78-84 с.

    7. Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — 194-199 с.

    8. Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — 17-20 с.

    1 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91

    2 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136

    3 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 136

    4 Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. — 2019. — №1. — С. 91

    5 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828

    6 Рязанова Е. В. Символическая сущность имиджа // ИСОМ. — 2017. — №2-2. — С. 197

    7 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132

    8 Подвойский Д. Г., Солеймани С. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — №4. — С. 828

    9 Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник ОГУ. — 2017. — №2 (202). — С. 18

    10 Королева Ю. А. Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью // КПЖ. — 2020. — №2. — С. 274

    11 Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 148

    12 Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — №38. — С. 132

    13 Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — №5 (97). — С. 81


    написать администратору сайта