Даосизм. Даосизм Проверил Преподаватель Иваненко Алексей Игоревич
Скачать 38.26 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования и Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ
Проверил: Преподаватель Иваненко Алексей Игоревич Выполнил: Студент гр.416 Сотников.И.П. Даосизм содержаниеВведение 4 Философия Даосизма: заражение, развитие и современное состояние 6 Заключение 11 Список использованной литературы 13 ВведениеИ для европейца, и для россиянина даже с интеллектуальным уровнем выше среднего, словосочетание «китайская философия» представляется чем-то близким к китайской грамоте – длинно, пафосно и малопонятно. И даже те, кто в какой-то мере знаком с философией, включая даже составителей философских энциклопедий и словарей объясняя практически любой термин, постоянно говорят и пишут о его «многозначности», «неопределенности» и т.д., попутно ссылаясь на «сложности перевода». Причем вопрос о том – как сами китайцы разбираются в своей собственной философии, обычно тонет в рассуждениях о великом множестве их философских школ, каждая из которых любое положение трактует не так, как их собратья по разуму. И это – на фоне многолетней, охватившей весь цивилизованный мир моды на все восточное – на йогу, иглоукалывание, у-шу, постоянно возникающие в самых разных местах ашрамы, веганство, трактуемая в духе буддистских традиций ахимсы, и, наконец, все еще появляющиеся на улицах городов бритоголовые субъекты в оранжевых простынях, под барабанчики, пронзительную флейту – почему-то на пару с отечественным баяном танцующие и выкрикивающие что-то малопонятное. И что характерно: просьбы сколько-нибудь рационально объяснить подобный образ жизни чаще всего наталкивается на туманные рассказы о «тысячелетней мудрости», необходимости постигать ее через сложнейшие «духовные практики» и прочие малоубедительные, но крайне пафосные разговоры. Да, европейская медицина и философия признали очевидную пользу значительного числа используемых новоявленными адептами восточной философии телесных практик. Но сами китайцы и их соседи относятся к подобному остаточно скептически, заявляя, что все внешние проявления их древней мудрости бессмысленны без главного – постижения сути Дао, без которой все прочее, даже тщательно повторенное, принесет мало пользы и останется, в лучшем случае, профанацией их великой культуры. И при этом достаточно обидными являются их заявления о том, что люди, воспитанные в европейской культурной традиции в принципе не способны постигнуть восточную. Хотя, понятно, основную массу людей это волнует крайне мало, и они, в лучшем случае, обходятся краткими выжимками и популярными пересказами (обычно через вторые и даже третьи руки) основ учения о Дао. А для Китая даосизм был, да и сегодня остается идейной основой его нынешней стабильности. Философия Даосизма: заражение, развитие и современное состояниеСогласно концепции Льва Гумилева, Евразия в середине первого тысячелетия до нашей эры поверглась некоему воздействию некой «энергии космоса», которая не только привела в движение массы людей от Средиземного о Желтого моря, но и способствовала быстрому прогрессу духовной жизни. Именно поэтому в Элладе появилась сначала ранняя, а затем и классическая философия, в Индии – Буддизм, а в Китае (причем практически одновременно) – Даосизм и Конфуцианство. Для Поднебесной это была эпоха страшная, оставшаяся в истории как период Чжаньго – «Время сражающихся царств» (480–221 годы до н.э.)1. Но непрерывные войны, которых сами китайские историки насчитали более 1200, гибель массы людей и культурных ценностей ничуть даже не приостановили невиданного взлета философии. А ее идеи, благополучно пережив тысячелетия, здравствуют и поныне. Так что, по-видимому, критики гумилевской теории «пассионарного толчка» 2 в чем-то не правы… Главным учителем древнекитайской философии считается Хуан Ди, по прозванию Желтый император. Время его жизни приходится на последние десятилетия IV в. до н.э. – время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. О жизни Хуан Ди сохранилось крайне мало информации, к тому же она крайне противоречивая и похожа скорее на миф. Он считался величайшим из мудрецов своего времени, и после смерти его физического тела он, согласно мнению последователей, переродился и обрел вечное бессмертие. О происхождении «отца Даосизма» Лао-Цзы сложено такое количество легенд, что даже обожествленный своими последователями Кун-Цзы кажется рядом с ним эталоном реального человека. Понятно, что по-восточному цветистая история о том, что мать Лао-Цзы, проглотив кусок горного хрусталя, восемь десятилетий вынашивала своего чудо-ребенка, роившегося сразу седобородым старцем у критически мыслящих людей вызовет, в лучшем случае, скептическую ухмылку, но адепты китайского философа верят в нее также, как христиане – в воскресение Спасителя. Из более или менее достоверных сведений о жизни Лао-Цзы имеется информация о том, что он долгое время работал архивариусом, а также встречался с Кун-Цзы с которым, несмотря на заметную схожесть мировоззрений так и не сумел найти общего языка3. Пишут также, что он после долгих странствий, разочаровался в китайцах и через пограничную заставу ушел в степь. Больше его никто не видел и ничего о нем не слышал. Иногда Даосизм даже именуют китайской национальной религией, но это не совсем верное определение. Во-первых, он распространён и среди некоторых других народов, живущих с китайцами по соседству. Во-вторых, сами даосы не проповедовали специально своей религии, а, наоборот, скрывали от непосвященных свои воззрения и мирянам не позволяли даже присутствовать на особенно важных молебнах. Более того, сам даосизм был всегда раздроблен на массу самостоятельных групп, в которых «искусство Дао» передавали ученику от учителя втайне от непосвящённых. Некоторое время Даосизм в Китае соперничал по влиянию с Конфуцианством. Однако власть предержащие куда больше поддерживали ясную, важную с точки зрения государственности этическую систему Конфуция. Именно это, судя по всему и стало причиной отъезда Лао-Цзы за пределы Серединной империи. А вот сложное, основанное на мистике учение Лао-Цзы оказалось популярным среди значительной части просты ханьцев, благодаря чему и сохранилось до сегодняшнего дня. Основы философии Лао-Цзы излагаются в главном трактате даосизма: Дао-дэ цзин (датируется IV-III веками до н.э.). В центре его рассмотрения – учение о великом Дао, всеобщем Абсолюте и Законе. К другим авторма трактатов даосизма относят Ле-цзы и Чжуан-цзы4. Центральными понятиями этой философии являются Дао и дэ. Дао в даосизме понимается в двух основных значениях: 1) безымянная и вечная сущность мира и природы, заключенная в естественной гармонии всех элементов (безымянное Дао); 2) первоначало, «мать всех вещей», «корень земли и неба», источник развития мира (именуемое Дао). В даосизме существует два Дао. Первое из них даже не имеет имени, визуальным его воплощением – является Уроборос. Он видится вселенским драконом, пожирающим собственный хвост. Символизирует Уроборос бесконечный цикл жизни. Поскольку человеку не дано понять истинную сущность круговорота жизни, то он в состоянии только созерцать его. А вот Дао с именем доступно сознанию людей и символизирует конечность земной жизни. И лишь принявший временность и скоротечность своего физического существования станет частью вечности, познав Дао. Путем Дао идет каждый человек, но делая это неосознанно. Дабы духовно развиться, люди обязаны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит познанию через созерцание своего внутреннего мира, а уже через него – соединению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао – погружение в божественное Дао. Достичь это можно только через многолетние практики медитации, особой гимнастики и специальных, изменяющих сознание дыхательных упражнений. Дао – основа гармонии мира, это невыразимая в форме пустота. Дао присуща собственная творческая сила – дэ, через которую оно проявляет себя в мире. Дэ – индивидуальная конкретизация вещей, благая мощь Дао, проявляющаяся в мире объектов. Мир, согласно Дао, находится в спонтанном неопределенном движении многочисленных частиц, или «зерен» бытия. Все в мире изменяется благодаря взаимодействию двух вечных принципов – ян и инь. Свойства Дао – это совершенство, небытийность, вездесущность, пустотность, неактивность, естественность, спонтанность, непостижимость, спокойствие, неисчерпаемость и т.д. Дао неосознаваемо, непостижимо и неопределимо рационально. Все попытки его увидеть, назвать, ухватить ведут лишь к иллюзиям и «не есть настоящее Дао». Дао порождает мир спонтанно, а не целенаправленно, наполняя все сущее силой – бездействуя. Поэтому движение в направлении к Дао человека также связано со воздержанным, спокойным, гармоничным следованием естественной природе, которая не требует умножения, дополнения, трансформаций, являя собой совершенство без усилий. Тело и Душа в даосской традиции рассматривают как воплощения ян и инь, друг без друга не существующих. Человек обладает целым комплексом душ (всего их насчитывается семь), которые после смерти тела растворяются в небесной пневме. Отвергая возможность бессмертия души после смерти, даосизм утверждает уникальную идею обретения бессмертия личности (сянь) через соединение с Дао, субстанциональной основой космоса. Космос сравним с огромной печью, переплавляющей все сущее, и смерть – только одна из таких «переплавок»5. В даосизме основная его сущность – это поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обретя при этом просветление. Дао многозначно и бесконечно, оно – универсальный закон бытия. Его невозможно познать через органы чувств, и лишь просветленный в состоянии постичь великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека – достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма. И, поскольку человек и мир – это единая система, то, соответственно, поскольку мир является вечным, то и человек, его уменьшенный аналог - может быть вечным. Обретение бессмертия – это путь следования Дао, путь исключительных, избранных личностей. Для этого нужно обладать способностью особого, внерационального постижения мира через прямое проникновение в природу вещей и соблюдать главный принцип поведения – недеяние (у вэй) либо действие, но без нарушения меры вещей. ЗаключениеУчение о Дао древнее авраамических религий, окутано тайной история его происхождения. Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция. Даосизм представляет в Китае важнейшую традицию, которая едина на двух уровнях – философском и религиозном. Основными объектами философии даосизма является онтология (космос и природа), антропология (человек как существо духовное и телесное), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе). Китай сложно назвать страной, полностью свободной от религиозных конфликтов – было время, когда там серьезно преследовали пришлых буддистов, выходящих за рамки местных вероучений и философской традиции. Это вынуждало их ухолить в отдаленные районы страны и строить там свои монастыри, попутно совершенствуя не противоречащую их вероучению технику самообороны. Но это был лишь один эпизод из долгой истории великой страны. А в целом для Китая характерна все-таки редкая религиозная терпимость, когда представители разных учений не борются друг с другом, а работают в некоем симбиозе: буддисты считается лучшими лекарями, конфуцианцы – учителями в делах государственных и семейных. А вот на долю даосов выпала роль проводников в иной мир. Именно эта синкретичность не позволяет со сколько-нибудь приемлемой точностью назвать общее число даосов в Китае, поскольку каждый китаец и немножко буддист, и во многом конфуцианец, и, в определенных ситуациях последователь учения Лао-Цзы. И это, наверное, гораздо лучше сначала раздираемой религиозными войнами, а сегодня – охваченной толерантностью Европы. Список использованной литературыДуховная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. T. 1 Философия. – М.: Восточная литература РАН, 2017. – 728 c. История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие / А.А. Акулова и др. – М.: Прометей, 2014. – 801 c. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования / Сост. А.Е.Лукъянов; Отв. ред. М.Л.Титаренко. – М.: Восточная литература, 2003. – 247 с. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 384 с. Семенов, Н. С. Философские традиции Востока / Н.С. Семенов. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2015. – 304 c. Титаренко М.Л., Кобзев А.И., Лукьянов А.Е. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Том 1: Философия. – М.: Восточная литература, 2006. – 368 с. 1 Семенов, Н. С. Философские традиции Востока / Н.С. Семенов. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2015. – 304 c. 2 История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие / А.А. Акулова и др. – М.: Прометей, 2014. – 801 c. 3 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 384 с. 4 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 384 с. 5 Семенов, Н. С. Философские традиции Востока / Н.С. Семенов. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2015. – 304 c.
|