Главная страница

даосизм. Даосизм. Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов


Скачать 16.84 Kb.
НазваниеДаосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов
Анкордаосизм
Дата09.10.2021
Размер16.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДаосизм.docx
ТипДокументы
#243987

Даосизм

Даосизм — китайское религиозно-философское учение, история которого насчитывает 25 веков. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э.

Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.

Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения.

В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал.

Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами.

Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.

Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении войн и хаоса. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всему Китаю, появились первые даосские школы, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.

Вместе с тем они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.

Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:

мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;

научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Они стремились получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они совершили много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);

этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм впитал некоторые элементы буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

ци (жизненная энергия);

шэнь (разумный дух);

цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесполезна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь вместе.

Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Образ жизни даосиста

Желающий познать Дао должен полностью забыть про свою личность, собственное «Я» и ощутить себя лишь частью Вселенной. Даосисты практикуют остановку потока мыслей: это препятствует увязанию в житейских хлопотах и мыслях о насущном.

В питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна. Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи.

Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования.

недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.


написать администратору сайта