Даша стоицизм
Скачать 30.07 Kb.
|
ДАША Стоицизм представлял собой философскую школу раннего эллинистического периода. Стоики частями философии называли физику, логику и этику. Причем этика являлась как бы венцом данного учения. Часто стоики представляли философию в виде сада, где логика была его оградой, физика – деревом, а этика его плодами. Логика защищала собой физику и этику. Учение стоиков— логика, изучала предмет выводов, сделанных при высказываниях. Душа, по мнению стоиков, имеет материальное составляющее, которое запечатлевает все понятия и накладывает их одно на другое. Кроме того, все материальные образы проходят сквозь сознание человека. Таким образом, понимание достигается материальным составляющим души и работой сознания. Этика стоиков базируется на понимании того, что человек не может влиять на ход внешних событий и все, что ему доступно – это совершенствование внутреннего мира. Целью человека есть достижение счастья, которое рассматривалось стоиками, как покой, свобода от сильных влечений. К числу влечений стоики относили удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Этика стоиков — это атараксия — учение о невозмутимости, автаркия — учение о самодостаточности, аскетизм. По мнению стоиков, самое лучшее состояние человека – это апатия. Влечения связаны с желаниями, которые возникают в сознании человека. Поэтому следует обучать свое сознание видеть истинные и ложные ценности мироздания. Так как счастье – это внутреннее состояние, представленное работой сознания, никакие внешние обстоятельства не могут привести к нему. Все вещи стоики делили на добро, зло и безразличие. Добро ведет к счастью, зло – ему противоположно, а безразличие ничего не значит для счастья. Основой для достижения счастья стоики считали добродетели. Главной добродетелью было нравственное понимание сути вещей, все остальные добродетели формировались через нее. Добродетель должна быть осознанной, тогда она становится частью человека. Правильное понимание природы вещей приводит к появлению гармонии, а она и есть счастье. По мнению стоиков, человек чаще всего не может повлиять на события, которые с ним происходят, но он песет ответственность за свои действия и за реакцию на эти события. Идеал стоического мудреца. Каждое живое существо, в том числе и человек, находится в расположенности (oikeiosis) к самому себе. Такая расположенность согласна с природой живого. В силу этой расположенности человек отделяет себя от внешнего мира, заботится о своих нуждах, о том, чтобы добиться лучшего для себя и реализовать свою природу наилучшим образом. Следование своей собственной природе характерно для всего живого, однако человек как разумное существо по мере своего морального и интеллектуального взросления прогрессирует от простого следования своим нуждам и заботы о своей безопасности до способности к общественным отношениям и развитию нравственных качеств, в которых проявляется его рациональная природа. Для такого прогресса поступки человека должны быть основаны па знании мира и места человека в мире и на способности различать истинное и ложное. Поэтому образцом счастливого человекав этике стоиков выступает мудрец, который выбирает свои цели и осуществляет действия в соответствии со своим пониманием собственной природы и космического порядка. Способность совершать рациональный выбор и располагать свои душевные стремления в зависимости от этого выбора стоики называют добродетелью. При этом мудрец не впадает в аскезу и не отказывается от материальных благ, если их приносит ему судьба, но практикует такое искусство жизни, которое позволяет ему быть в гармонии с общим ходом вещей, т.е. с судьбой. Такое искусство жизни основано на следующих практиках. 1) Определение ценности вещей.Стоики делили вещи на истинные, ложные и индифферентные. Истинные вещи следует предпочитать, ложных следует избегать, а индифферентные вещи могут быть предпочтительны, если они в согласии с человеческой природой, или же избегаемы, но не должны быть предметом настойчивого стремления. Например, здоровье и благосостояние предпочтительно, так как благоприятно для человеческой природы, но не должно быть целью человеческих действий. 2) Воздержание от страстей. Учение о страстях стоики разработали на основании собственных представлений о человеческой душе. Они определяют страсти как иррациональные движения души, подкрепленные неверным представлением о положении вещей и о ценности вещей. Стоики различали две первичных страсти: влечение и страх. Они возникают в сочетании с тем, что кажется нам хорошим или плохим, и ассоциируются с двумя другими страстями: удовольствием и страданием. Совершая рациональный выбор и воздерживаясь от страстей, мудрец добродетелен и самодостаточен (autarkes) — именно эти две характеристики являются залогом счастливой жизни. Мудрец счастлив даже в том случае, если он не обладает вещами, которым оказывает предпочтение, поскольку он не вкладывает свою страсть в эти вещи и не испытывает страдания от их отсутствия, воспринимая существующее положение вещей как благое провидение. Ценностью оказываются не те или иные вещи и блага, а сама добродетель как реализация собственной рациональной природы. Человек наделен разумом, который дает ему превосходство над животными, поэтому для человека «жить согласно разуму в действительности означает жить по природе. Вот почему определение Зенона высшей цели жизни - соответствовать природе - означает жить добродетельно: ведь именно к добродетели ведет нас природа, с другой стороны, добродетельная жизнь есть жизнь, согласная с приобретаемым опытом знания того, что происходит в природе, так как наша природа есть часть общей природы. Поэтому высшая цель - жить в согласии не только с собственной природой, но и природой Универсума, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все; он же присущ и Зевсу, устроителю и управителю всего сущего»4. Стоики отвечали, что человек существо разумное и поэтому, хотя он и будет в любом случае следовать законам природы, он обладает привилегией знать эти законы и подчиняться им сознательно. Отсюда вытекает и цель моральной проповеди: человек волен изменять свое внутреннее отношение. Стоическая философия создала образ человека, живущего разумно, принявшего на себя служение людям, способного стать выше обычных земных радостей и легко переносить трудности и неприятности. Последующие поколения такому человеку дали имя «стоик». Этика В этике стоиков мир-бог служит образцом, примером для поведения человека. Это объясняет основную посылку стоической этики: счастье человека в том, чтобы «жить сообразно природе». Названный принцип имеет много значений: 1. жить разумно 2. просто 3. согласно добродетели и т.д. Обобщенно он выражен Цицероном: «Жить с разумением тех условий, которые создаются самой природой, выбирая то, что сообразно с природой, и удаляя то, что ей противно». Условие разумной жизни - подавление страстей, всякого рода треволнений. Отличительной особенностью этики стоиков является их теория страстей. Стоики делили их на четыре вида: · печаль · страх · вожделение · удовольствие Все они иррациональны и противны природе, и потому вопрос стоит не в том, чтобы научиться ослаблять или управлять ими, а в том, чтобы избавиться от них и достичь состояния апатии (бесстрастия). Надо постепенно избавляться от страстей, по крайней мере тогда, когда они уже превратились в привычку. Поэтому этика стоиков на практике представляла собой главным образом борьбу со страстями в попытке обрести моральную свободу и стать хозяином своей жизни. (Впрочем, некоторые стоики отходили от этой крайней позиции, допуская, что мудрый человек может испытывать определенные дополнительные рациональные чувства - например, удовольствие.) Женя Цель жизни, или счастье, заключается в Добродетели (в том смысле, в каком понимали его стоики), то есть в естественной жизни или жизни в согласии с природой, в соответствии человеческих поступков законам природы, или человеческой воли божественной воле. Отсюда знаменитое изречение стоиков: «Жить в согласии с природой». Для человека подчинять свою жизнь законам Вселенной в широком смысле означает то же самое, что подчинять свое поведение требованиям своей натуры или разума, поскольку сама Вселенная подчиняется законам природы. Таким образом, этическая цель для стоиков состояла в подчинении человека установленному Богом порядку в мире. Единственное, что может человек, - это выработать надлежащее (спокойное) отношение к неизбежным событиям, так как все равно ничего не изменить, но важно сохранить бесстрастное состояние духа, не мучиться от переживаний. Этим мы должны руководствоваться, например, в нашем отношении к смерти. Дальнейшие шаги к разумной жизни и добродетели следующие: 1. отказ от того, что стоики считали противоположным добру, злом и пороком. Это - неразумие, необузданность, несправедливость, трусость, скорбь. 2. пренебрежение всем тем, что обычно вызывает у людей немалые эмоции, как положительные, так и отрицательные. Это жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье и т.д. Отношение со стороны стоиков к обычным житейским радостям и горестям как к безразличному означало: 1. отрицание; чувственных благ, т.е. гедонистической этики; 2. призыв к аскетическому образу жизни(есть известия, что Клеант писал книги против роскоши); 3. допущение добровольного ухода из жизни, самоубийства как средства решения жизненных трудностей; как бегства от зла 4. противопоставление мудреца большинству людей, неспособных стать выше радостей и печалей и, следовательно, быть нравственными. Стоики выражали; это весьма резко: только мудрый является свободным, богатым, красивым, оратором, пророком, правителем. Он автаркичен (греч. -самоудовлетворенный). Основной инстинкт, которым природа наделила животных, - это инстинкт самосохранения. Для стоиков следование этому инстинкту означало то, что мы назвали бы самосовершенствованием или саморазвитием. Добро и зло Все вещи в мире делятся на добрые, злые и безразличные. Людям следует остерегаться крайностей, к каковым относятся: удовольствие, отвращение, страх и вожделение. Чтобы успешно избегать зла и крайностей стоики предлагали вести жизнь в аскетизме, довольствуясь только самым необходимым для нее. Ни один поступок сам по себе, строго говоря, нельзя считать ни правильным, ни неправильным, ибо детерминизм не оставляет места для добровольного действия и моральной ответственности; поскольку в монистической системе зло - это всего лишь зло, то, если рассматривать его с определенной точки зрения - с точки же зрения вечности, - все правильно и хорошо. Стоики, похоже, придерживались взгляда, по крайней мере, теоретически, что нет неправильных поступков, как таковых. Согласно стоикам, добродетель уже сама по себе благо в полном смысле этого слова - все, что не является ни добродетелью, ни пороком, не является также ни благом, ни злом, но чем-то индифферентным. "Добродетель - это согласное расположение [души], она существует в силу самой себя, а не в силу страха, надежды или чего-то внешнего" Отрешенность от внешних страстей и удовольствий – это путь у внутренней свободе. Человек, таким образом, понимает самого себя и свои поступки. Поступки делятся на плохие, хорошие и средние (нейтральные). Совершать поступки люди должны исходя из собственной природы, согласуясь с внутренними желаниями. Путь познания себя и поиск добродетели связан со знанием, которое человек должен получать в течение всей своей жизни. Согласно Сенеки – «знание, это добро, а незнание – зло». Знание законов природы, общественной жизни, изучение культурного опыта способствует развитию личности человека, приближает его к Богу и помогает поиску добродетели. Смерть стоики не считали злом, напротив, она была выходом для людей, которые не могли жить достойно. В этом случае достойная смерть искупала все. В самых трагических периодах жизни и в самых тяжелых ситуациях стоицизм позволял сохранить свою нравственность и достоинство, а также принимать мир таким, каким он есть. Долгое время стоицизм был основной религией древнего Рима. Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Стоик стремится возвыситься над страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного. Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым. Что конкретно стоицизм понимает под добродетелью? Блага-это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие. Зло- это противоположное: неразумие, несправедливость. Ни то, ни другое-это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность. Однако внутри безразличного-адиафоры выявляются определенные различия: одни являются предпочтительными, так как полезны человеку, а другие избегаемы, потому что вредны, а третьи безразличны. Предпочтительные вещи относятся к разряду относительных благ. Действия, направленные на достижение этих относительных благ, называют надлежащими. Справедливость Он говорит, что из справедливого одно относится к распределению, а другое – к исправлению и [все] это имеет место у тех, кто сопричастен безотносительным благам, у каковых [людей] бывает и счастье. Безотносительные же блага –это блага по своей собственной природе, в остальном являющиеся инструментальными и потенциальными благами для тех, чье состояние согласно с природой, а не тех, у кого оно противоречит природе. Это те [блага], в которых возможны избыток и недостаток, например – богатство, почести, властные полномочия. Ведь в них избыток и недостаток, в случае с ними [можно] и присваивать лишнее, и недополучать. Ведь невозможно, чтобы кто-нибудь, подобно деньгам, имуществу и многочисленным почестям отнял добродетель другого [человека] , забрав [ее у него] или причинив насилие. На это-то и указывает [формулировка].Ведь справедливое имеет место благодаря тому, что кто-нибудь может иметь этих благ как больше, так и меньше по сравнению с их равным распределением. Ибо справедливое относится к установлению равенства в этих благах и их разделу, поскольку во всяком случае для тех, для кого подобное – благо дело не обстоит так, что ничто из названных вещей не является справедливым. А вот для тех, для кого ни богатство, ни слава, ни власть и ничто из подобных [вещей] не есть благо, каковые [вещи] он и назвал “частями” нет и ничего справедливого, относящегося к распределению или исправлению. Ибо распределительная или исправительная справедливость [состоит] в пропорционально равном распределении чего-то благого или полезного, если уж она восстанавливает равенство между присвоившим лишнее и обделенным. Ведь присвоивший лишнее уделил себе больше не чего попало, а некоторого блага. Потому и те, кто говорят, что подобные вещи безразличны для людей и, более того, не придают им никакой ценности , говоря, что они [стоят] наравне с противоположными [им вещами]. они, конечно же, еще и объявляют справедливость совершенно бесполезной. В самом деле, справедливость не распределяет блага, относящиеся к добродетелям, и не вознаграждает ими, а стремится к чему-то из тех совершенно безразличных вещей – бесполезно. |