план конспект технология. план-конспект технология. Декоративноприкладное искусство
Скачать 27.85 Kb.
|
План-конспект уроков раздела «Художественные ремесла», 5 класс. Раздел: «Художественные ремесла» Тема: «Декоративно-прикладное искусство» Класс: 6 Целеполагание: Предметные УУД: Познакомить с понятием «декоративно-прикладное искусство»; Ознакомить учащихся с элементами национальной культуры; Познакомить учащихся с мобильной выставкой народных кукол, в том числе с куклой-оберегом «Крупеничка (зерновушка)»; Зарисовать эскиз куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)». Метапредметные УУД: 2.1Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки зарисовки эскиза; 2.2 Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других; 2.3 Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество. Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской идентичности. Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайнер одежды. Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: Кабинет технологии; Компьютер, мультимидийный проектор; Принадлежности для создания эскиза куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)»: альбом для рисования, карандаши, линейка. Дидактическое обеспечение: Презентация на тему «Декоративно-прикладное искусство» (приложение №1); Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд (приложение №2); Мобильная выставка кукол в народных костюмах (приложение №3); Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.; Рабочие тетради. Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации (приложение №1), показ выставки работ народного творчества (приложение №3). Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная. Словарная работа: декоративно-прикладное искусство, фольклор, национальный фольклор, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество, кукла-оберег «Крупеничка (зерновушка)». Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике. Ход урока. Организационный момент (2 мин.) Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих с помощью дежурных, объявляет на тему занятия и проверяет наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей и необходимых принадлежностей для создания эскиза куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)»: альбом для рисования, карандаши, линейки. На прошлом уроке ученикам было задано: повторить изученные в начальных классах виды художественных ремесел. Актуализация новых знаний (3 мин.) Вид проверки: Устная. Форма проверки: Фронтальная. Вопросы: - Какие виды художественных ремесел вы изучали в начальных классах? (работа с природными материалами) - Назовите направления народного творчества умельцев России. (вышивка, ковроткачество, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани и др.) - Как вы думаете, что такое национальная культура и в чем она может проявляться? (народное творчество народов, в танцах, песнях, сказках, одежде, архитектуре и др.) Изложение нового материала (20мин.) Художественные ремесла. Декоративно-прикладное искусство. Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. В далеком прошлом все изделия декоративно-прикладного искусства несли национальный характер. Давайте выясним, что такое национальная культура? Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, способ выражения народного самосознания. Но это не только устное народное творчество как песни, пословицы, поговорки, сказки, анекдоты и предания, но так же фольклор — это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог, а фермер на наследственном поле учит сына работать на земле или как предсказать по луне или ветру погоду при посеве или уборке урожая. Наша страна является многонациональной, на территории Российской Федерации проживает более 190 народов. В нашем Поволжском Федеральном округе наиболее распространенные 4 национальности, это – русские, татары, чуваши, мордва. И конечно же, у каждого народа свои особенные черты фольклора. Свои песни, свои сказки, свои народные костюмы и т.д. Через эти элементы национального фольклора мы можем наблюдать всю красоту нашей многонациональной страны. Темой нашего сегодняшнего занятия будет декоративно-прикладное искусство. Но для начала, вам нужно будет разгадать ключевые слова нашей темы, а сделать это с помощью ребусов. 1.узорное ткачество; 2.вышивка; 3.кружевоплетение; 4.вязание; 5.роспись. Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro- «украшаю»)– не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека. Это все возможные изделия для интерьера, архитектура домов, так же это элементы в одежде. В последние годы модные дизайнеры увлеклись этносом, и все чаще и чаще в коллекциях известных кутюрье можно встретить национальные мотивы. Русский стиль в одежде давно уже привлекает внимание мировых домов моды своей яркостью, самобытностью и незабываемым колоритом. И все чаще, мотивы русского народного творчества можно увидеть на подиумах. Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы, металл. Постепенно форма изделий совершенствовалась, появлялись особые рисунки, орнаменты, цветовая гамма. Создание всех изделий народного творчества сопровождалось устным фольклором. Национальная культура содержит в себе все знания, умения, навыки предков, которые в процессе деятельности передаются из поколения в поколение с помощью песен, преданий, сказок, пословиц, анекдотов, танцев, архитектуры, театра, декоративно-прикладного искусства и т.д. Давайте посмотрим приложение №2 с известными пословицами и поговорками и проговорим их. Народное искусство хранит вековые традиции и передает их из поколения в поколение. С давних пор и до наших дней существует народная традиция отмечать все самые значимые события в жизни. В семье – это рождение, свадьба, похороны. В хозяйстве и труде – праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбора урожая. Они сопровождались обрядами и народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. Например, на свадьбу невеста надевала самый нарядный костюм, а потом хранила и берегла его всю свою жизнь, передавая дочери, внучке. В русской избе красный угол украшали длинными полотенцами с вышитыми или узорными концами. В таких изделиях мы можем увидеть фольклор в интерьере дома того времени. Современные произведения декоративно-прикладного искусства служат для оформления быта и интерьера. Это одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и применением устного фольклора при изготовлении изделий народного творчества. Узорное ткачество. В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением. Отсюда произошло название ткани – домотканое полотно. Более сложным мелкоузорчатым переплетением с использованием цветных ниток ткали края полотенец, пояса, ленты, тесьму, дорожки, элементы одежды. Такое ткачество называлось узорным). Вышивка. Вышивка – самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными (по счёту нитей ткани) и сквозными (по разреженному полотну) швами. Счётными швами: набор, роспись, счётная гладь, крест – украшали полотенца, скатерти, постельное белье, одежду. Знаменита вышивка «орловский спис». Такая вышивка характерно для многих областей России. Наибольшее распространение она получила в Орловской губернии (области). Выполнялась вышивка прямыми стежками нитками красного цвета. Иногда в узоры добавляют синий цвет. Рисунок этой вышивки разнообразен: орнаменты из цветов, листьев с изогнутыми толстыми стеблями, изображения птиц и животных причудливой округлой формы. Для выполнения сквозных вышивок часть нитей полотна выдергивалась, а на остальных выполнялась легкая, изящная, ажурная вышивка. Самая знаменитая из них – крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые розетки, звезды цветы, образующие декоративный узор. Кружевоплетение. Изумительно красивы кружева, сплетенные из тонких нитей на коклюшках (деревянных палочках). Кружева называют «застывшими красками северной зимы». Все основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой «вилюшка». Считается, что в России начали плести кружева в XVI-XVII вв., подражая западноевропейским мастерам. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Волгоградской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дрожки а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, косынки и шарфы. Вязание. Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава. Вяжут такие изделия, как платки, шапки, шарфы, свитеры, варежки, носки. Знаменитый не только в России оренбургский ажурный пуховый платок – это вязаный платок из козьего пуха. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургской крае еще в XVIII в. Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль), толстый и теплый, серого цвета; паутина – ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка; палантин – тонкий шарф-накидка, который по способу вязания аналогичен паутинке. Роспись по дереву. Старинный русский народный промысел хохлома появился в XVII в. близ Нижнего Новгорода. Хохломская роспись – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выполняют черной и красной краской (с добавлением желтой и зеленой) по золотистому фону. На древесину при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После росписи изделие три-четыре раза прогревается в печи, в результате серебристый цвет меняется на медово-золотистый. Традиционные элементы хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Другой вид росписи по дереву – городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону. Когда-то ею украшали прялки (гребень и донце), мебель, ставни, двери. Городецкая роспись изображает цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петухов, коней, жанровые сцены. Роспись по ткани. Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе с индонезийского означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно – с XX в. и завоевала большую популярность. Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесены на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются. Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносится резерв, в затем соответствующая ткани краска. Ковроткачество. В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Сначала ковры были утилитарным предметом домашнего обихода. Прежде всего, их использовали для покрытия глиняного пола, утепления каменных стен жилища в холодное время года. Ковры заменяли мебель. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия – очень трудоемкий процесс.[10] Кукла-оберег «Крупеничка (зерновушка)». Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. На первый взгляд может показаться, что в них нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так. Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности. Одни куклы являлись оберегами и предназначались для сохранения благополучия дома, семьи, детей, (Берегиня, Крупеничка), другие использовались в различных ритуалах, по завершению которых не всегда оставались в целости и сохранности (Масленица, Купавка), третьи были не столько обережными, сколько игровыми (Зайчик-на-пальчик, Кукла-на-ложке). Когда в семье рождался ребенок, над его кроваткой появлялись куколки которые не только забавляли малыша, но и отвлекали внимание злых духов и недобрых людей. Ребенок подрастал и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок-на-подарок и при подносил ее родителям с ритуальной благодарственной речью. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию. Другие возрастные категории тоже отмечались куклами - кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников. Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни. Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда даже без ножниц, - то есть ткань не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест. Изготовление такой куколки очень часто сопровождалось различными наговорами, чтобы усилить защитные свойства оберега и обязательно - с чистыми помыслами и благостными пожеланиями тому, кому предназначался подарок. Оберегли для собственного дома должны быть сделаны собственноручно хозяйкой - только тогда они имеют по настоящему защитные магические свойства. А еще у куклы не должно быть лица, потому что считается, что кукла, получающая лицо тем самым получает и самостоятельность и свободу, а значит теряет обережные функции. Так что, покупая сегодня в магазине куклу-оберег, на самом деле вы покупаете просто элемент декора или сувенир, а не настоящую бережную куклу. Вводный инструктаж (15 мин.) Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство» Цель: Познакомить с понятием «декоративно-прикладное искусство», ознакомить учащихся с понятием «национальный фольклор» и его элементами. Показ выставки народных кукол, показ образцов кукол-оберегов «Крупеничка (зерновушка)», сделанные мастерами (выставка кукол). Объяснение технологии выполнения объекта труда: эскиз народной куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)» (выставка кукол). Критерии оценки: Организация рабочего места Аккуратность выполнения работы Соблюдение дисциплины Соблюдение ТБ Практическая работа (15 мин.) Данная практическая работа посвящена изучение мобильной выставки народных кукол, выполнению эскиза народной куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)», в процессе выполнения практической работы знакомство и изучение народных пословиц и погоровок. Текущий инструктаж (13 мин.) В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж. Заключительный инструктаж (5 мин.) Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания. Домашнее задание. Найти информацию о народных промыслах своего региона. И найти ответ на вопрос: «Как в старину украшалась праздничная одежда у разных национальностей?». Уборка рабочих мест (2 мин.) |