Манзурова Деонтология в психиатрии. Деонтология в психиатрии
Скачать 81.3 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ РЕФЕРАТ по истории медицины, биоэтике, деонтологии на тему: Деонтология в психиатрии Автор: студент группы С7118-31.05.01 Манзурова Д. А. Преподаватель: Сабирова Ксения Маратовна г. Владивосток 2020 ОглавлениеВведение 3 1.Развитие этических норм в истории психиатрии 4 2. Особенности психиатрии и задачи профессиональной этики 9 Заключение 14 Список литературы 15 ВведениеС давнего времени и по наши дни этика была и остается неотъемлемой частью медицины. Под профессионализмом в медицине всегда понималось сочетание специальных знаний и искусства врачевания с высокой нравственностью. Фундаментальные проблемы биоэтики оказались исключительно близки по своему содержанию морально-этическим дилеммам, возникающим при исследовании проблем психиатрии. Наиболее значима роль этики в профессиональной деятельности психиатра, что обусловлено спецификой его связей с пациентом и уникальностью возникающих при этом моральных проблем. Потому что психиатрия располагает средствами влияния на нервную систему человека, что является объектом пристального внимания со стороны общества. И хотя психиатр, как и любой врач, в своих действиях руководствуется чувством сострадания, доброжелательности, милосердия, существует необходимость установленных правил профессиональной психиатрической этики. Развитие этических норм в истории психиатрииВ области психиатрии одним из главных международных нормативных актов медицинской этики является Гавайская декларация, принятая Всемирной психиатрической ассоциацией (ВПА) в 1977 г. и переработанная в 1983 г. Прямую связь к обсуждаемой теме имеют также «Принципы защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии», принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1991 г. («Право и психиатрия», 1991). Обширную популярность за рубежом завоевали «Принципы медицинской этики и аннотации к их применению в психиатрии», разработанные Американской психиатрической ассоциацией (АПА) и опубликованные в 1973 г., модифицированные в 1981 г. В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят «Этический кодекс медицинской сестры». Введение данного документа стало важнейшим этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс сформирован с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отобразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют действия ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов. Значительный вклад в разработку правовых и нравственных проблем в области психиатрии внесли В. Ф. Саблер, П. П. Малиновский, И. М. Балинский, С. С. Корсаков, П. П. Кащенко, В. И. Яковенко и другие врачи-психиатры. Особенно колоссальны заслуги в развитии психиатрии С. С. Корсакова. Ученый, мыслитель, психиатр-гуманист, врач-общественник, он является одним из основоположников современной научной психиатрии. С. С. Корсаков высказал передовую идею о том, что многие психические заболевания человека излечиваются и имеют благоприятный исход. Для совершенствования лечебного дела в больницах он предлагал ввести: систему морального влияния; систему нестеснения; систему открытых дверей; систему рабочего режима; систему постельного режима. По его замыслу, психически больные в лечебном учреждении должны получать необходимую нравственную опору и помощь, приобщаться к посильному умственному и физическому труду. Таким образом, в нашей стране был впервые выпущен в 1993 г. и принят 19 апреля 1994 г. «Кодекс профессиональной этики психиатра» на Пленуме правления Российского общества психиатров. В его разработке участвовали психиатры, психологи, философы, юристы. Введение этического кодекса — несомненно, серьезное событие в жизни отечественного психиатрического сообщества, свидетельствующее о достижении им редкого уровня морального самосознания и отвечающее потребности нравственной саморегуляции. Кодекс сформирован на гуманистических традициях отечественной психиатрии, фундаментальных принципах защиты прав и свобод человека и гражданина, составлен с учетом этических стандартов, признанных международным профессиональным медицинским сообществом: «Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, дать психиатрам "ключи" к принятию решений в сложных (с этической, правовой и медицинской точек зрения) проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок, защитить психиатров от возможных неправомерных к ним претензий, а также способствовать консолидации психиатров России». Наличие этического кодекса само собой предполагает появление установленных форм общественных объединений. Конечно, это профессиональные организации — общества или ассоциации врачей - психиатров, вступление в которых считается не только престижным, но также является одним из условий для занятия врачебной практикой. Таким образом, это этические комитеты, в составе которых профессионалы, представители своего медицинского направления. Комитеты развиваются при лечебных, научных учреждениях, региональных отделениях психиатрических обществ и ассоциаций и на более высоком (федеральном) уровне. Так, в апреле 2006 г. в России учрежден Национальный комитет по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. «Кодекс профессиональной этики психиатра» состоит из 12 статей: Цель профессиональной деятельности психиатра; Информированное согласие; Профессиональная компетентность психиатра; Принцип непричинения вреда; Конфиденциальность; Уважение личности пациента; Ответственность за нарушение кодекса; Недопустимость злоупотреблений; Профессиональная независимость; «терапевтическое сотрудничество»; Научные исследования ; Взаимоотношения с коллегами. В наше время действующее российское законодательство предписывает врачу сообщать доверительную медицинскую информацию, даже если отсутствует согласие пациента, только в следующих конкретных случаях: законным представителям несовершеннолетних или недееспособных пациентов; по запросу следственных органов, суда, прокуратуры. Кроме того, существует 4 типа обстоятельств, при которых и закон, и этика допускают вероятность нарушения конфиденциальности. Тогда, и только тогда, когда психиатр удостоверен в том, что пациент совершит опасные действия. К ним относятся: самоубийство — в том случае, если этика не препятствует заявлять членам семьи пациента о его суицидальных намерениях; убийство или иные насильственные акты — в том случае, если об этом предупреждается предполагаемая жертва в правоохранительные органы; преднамеренное распространение инфекционных заболеваний (в том числе венерических, СПИДа), массовые отравления и поражения — в том случае, если оповещаются лица, находившиеся в контакте с больным, а также органы здравоохранения, гражданской обороны и др.; жестокое обращение с несовершеннолетними (включая сексуальные злоупотребления) — в том случае, если сведения направляются родителям, либо правоохранительным органам, администрации детских учреждений, органам опеки и попечительства. Право нарушения конфиденциальности в указанных обстоятельствах связано с моральной ответственностью психиатров за опасное поведение больных и способностью психиатров прогнозировать такую опасность. Однако данное право может быть реализовано врачом только в случаях, когда у него нет иной возможности предотвратить опасное поведение пациента. 2. Особенности психиатрии и задачи профессиональной этикиСпецифика этических и деонтологических проблем в психиатрии обусловливается следующим: 1) дисциплиной психиатрии; 2) спецификой пропедевтики, диагностикой и лечением психически больных; 3) особенностями отношения больных к своей болезни и лечению; 4) социальным положением психически больного человека в обществе (в микро- и макросоциальной среде) и нравственно-психологическим окружением, который создается вокруг него; 5) отношением близких к психически больному человеку и к его диагнозу; 6) спецификой врачебной тайны. Указанные особенности ставят психиатрию в особое положение. С одной стороны, психиатрия опирается на общие принципы медицинской этики, а с другой—решает присущие только ей этико-деонтологические проблемы. К этим вопросам прежде всего и должно быть привлечено внимание врача-психиатра. Среди наиболее распространенных этических дилемм в психиатрии выделяют следующие: – Недобровольные госпитализация и лечение в отношении лиц с глубокими психическими расстройствами – Конфиденциальность – Принцип информированного согласия – Принцип «не навреди» в психиатрии находит выражение в выборе «наименее ограничительной альтернативы» Психически больные — одна из наиболее уязвимых категорий пациентов в медицинской практике, что предполагает особое внимание к соблюдениям требований этики. У больных могут быть нарушены привычные нормы социального взаимодействия; часто появляется конфликт между следованием принципа автономии пациента и спецификой болезни, ее ограничивающей (что даже закреплено законодательно в виде недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации) и, автономно диагноз психического расстройства несет негативную психологическую нагрузку, что приводит к стигматизации и самостигматизации пациентов. Одной из спорных проблем является оценка способности психиатрических пациентов формулировать информированное согласие. Информированное согласие — это добровольное, компетентное и осознанное принятие пациентом предложенного варианта лечения, основанное на получении им полной, объективной и всесторонней информации о предстоящем вмешательстве (лечении, исследовании), его возможных осложнений и альтернативных методах. В Российской Федерации право на согласие в психиатрии гарантировано благодаря «Закону о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» N 3185-I от 2 июля 1992 года. Критериями правомерности согласия являются добровольность — принятие решения в отсутствие любых внешних факторов (принуждение, давление со стороны родственников, служебная или иная формы зависимости и др.), компетентность — принятие решения в условиях действительно имеющихся у пациентов знаний о предстоящем вмешательстве, и осознанность — наличие ясного сознания на момент принятия решения. Согласно рекомендациям ВОЗ, пациент должен считаться достаточно компетентным и дееспособным, чтобы давать согласие. «Компетентность» — это психическая способность «переработать и понять суть информации для принятия на этом основании чётко сформулированных решений», а «дееспособность», согласно определению ВОЗ, означает «наличие физических, эмоциональных и когнитивных способностей принимать решения или совершать целенаправленные действия». Проблема получения информированного согласия является актуальной для биоэтики в целом, охватывая сразу же несколько взаимосвязанных сфер: получение согласия есть обязанность. Роль информированного согласия при проведении научных исследований в психиатрии врача, и право пациента, улучшает комплаенс, делая взаимоотношения врач-больной более доверительными, соответствующими этико-юридическим и морально-нравственным основаниям. Добровольность оказания психиатрической помощи имеет свои границы, обусловленные характером психических расстройств. В связи с этим этика и закон пытаются урегулировать право пациента на автономию и право на защиту от опасности и ущерба, которых они не могут избежать без посторонней помощи, оказываемой, в частности, не добровольно. Данное выделено в положении российского этического кодекса: «никакое психиатрическое вмешательство не может быть произведено против или независимо от воли пациента, за исключением случаев, когда вследствие тяжелого психического расстройства пациент лишается способности решать, что является для него благом, и когда без такого вмешательства с высокой вероятностью может последовать серьезный ущерб самому пациенту или окружающим. Применение психиатром в этих случаях недобровольных мер необходимо и морально оправдано, но допустимо лишь в пределах, которые определяются наличием такой необходимости» (Кодекс профессиональной этики психиатра, статья 7). Установленные те или иные отклонения в психике больного не должны анализироваться без анамнеза больного о соматоневрологическом, психологическом, патопсихологическом, социальном его статусе, о развитии всех этих особенностей. Врач-психиатр должен учитывать, что в клинической практике параллельно с болезненным состоянием отражаются механизмы адаптации к измененным условиях существования и психологической защиты личности, аффективная установк и реакция на изменение социального статуса. Причем вопрос поведения, эмоциональных реакций и высказываний больного имеют индивидуальный характер, обусловленный его прошлым жизненным опытом. Таким образом, устанавливая на правильной методологической основе диагноз, психиатр уже получает важную информацию для наиболее верного деонтологического подхода к больному. При всей общности деонтологических принципов с другими медицинскими дисциплинами принципиальное отличие психиатрии состоит в том, что она исследует расстройства психические, личностные. И в процессе всей лечебной деятельности психиатра всегда основой успеха является установление межличностного контакта (врач - пациент). Это необходимо для правильной диагностики, терапевтического воздействия и реадаптации больного. Такое положение, не раз выделяемое психиатрами и в прошлом, указывает на деонтологическую важность использования принципа партнерства — создания взаимного доверия и сотрудничества между больным и врачом и, конечно, со всем обслуживающим медицинским персоналом. Психиатр должен иметь отчетливое представление об отношениях больного к себе и к своей болезни в связи с обширным спектром взаимосвязанных социальных, личностно-психологических вопросов и проблем: как влияет факт заболевания и каковы прогнозы на выздоровление, на сохранение или изменение социальной роли больного в системе семейных, трудовых и иных отношений, что больше всего может служить психологическим стимулом к выздоровлению и что может быть причиной положительных эмоций или вызывать раздражение и нервное напряжение. В деонтологии существует систематизация отношений пациента к своей болезни на основе рекомендаций Р. Конечного и М. Боухала: 1) нормальное, соответствует состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании; 2) пренебрежительное, соответствует больному, недооценивающему серьезности своего заболевания, не лечащемуся и в отношении прогноза болезни проявляющему необоснованный оптимизм; 3) отрицающее, соответствует больному, который не реагирует на болезнь, не направляется к врачу, отвергает возможности факта наличия у себя заболевания; 4) нозофобное, соответствует больному, который излишне боится заболевания, повторно исследуется. 5) ипохондрическое, соответствует больному, который без оснований удостоверен в том, что страдает тяжелой болезнью, или переоценивает серьезность менее тяжелой болезни; 6) нозофильное, соответствует больному, который избыточно привлекает к себе внимание со стороны близких или окружающих его людей. 7) утилитарное - наивысшее проявлением нозофильной реакции, имеющей тройной фактор: получение сочувствия, внимания и лучшего качества обслуживания, выход из неприятной ситуации, получение материальных выгод; утилитарное отношение может быть более или менее сознательным; его крайним вариантом является аггравация и симуляция. Конечно, трудно составить идеальную систематику отношений больных, поскольку в основном индивидуальное сочетание личностного сохранного и психопатологически-измененного может синтезировать те формы отношения к собственному болезненному состоянию, которые неосуществимы у психически здоровых больных с иными видами патологий. ЗаключениеТаким образом, в доступной специальной отечественной и зарубежной литературе нам удалось найти освещение деонтологических проблем современной психиатрии с учётом принципов решения этих проблем, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Однако и в представленном виде данные принципы, на наш взгляд, будут способствовать лучшему пониманию и усвоению основ использования лечебных факторов в современной медицине вообще и в психиатрии в частности, что в свою очередь приведёт к улучшению качества жизни психически больных и будет иметь определённый психологический эффект. Бесспорно, деонтологический аспект, который мог бы отвечать общим современным принципам требует дальнейшей доработки и уточнения. Хотелось бы надеяться, что освоение психиатрами-наркологами описанных выше принципов и норм общемедицинской и психиатрической этики, положенных, в частности, в основу Кодекса профессиональной этики российских психиатров, не станет делом слишком отдаленного будущего. Список литературыИ.Я. Завилянский, Л.И. Завилянская “Деонтология в психиатрии”, Киев, “Здоровье”, 1979г. Куприянова Г. Г. Этика медсестры психиатрического учреждения. // Медицинская сестра. — 2000. — № 3. Корсаков С. И. Курс психиатрии. – М.: Медицина, 1998. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Закон РФ. — М.: Изд-во Независимой психиатрической ассоциации, 1993. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. — М: Право и Закон, 1996. Виленский, О.Г. Психиатрия. Социальные аспекты / О.Г. Виленский.. - М.., 2002 Обухов, С.Г. Психиатрия / С.Г. Обухов // Учебное пособие. - М., 2007. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А. Маршинина. — М., 2002. № 4 Дмитриева Т. Б. Психиатрия как объект этического регулирования // Биомедицинскаяэтика. Сб. статей под ред. В. И. Покровского и Ю. М. Лопухина. М., 2002. С. 141. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. — М., 1997 Холостова, Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева // Учебное пособие. — М., 2002 |