Доклад до социологии, Дегтярев. Девиантное поведение в молодёжной среде
Скачать 25.72 Kb.
|
ФГБОУ ВО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Реферат Тема: Девиантное поведение в молодёжной среде. Выполнил: Студент 13м группы Медико-профилактического факультета Дегтярев Л.П. Проверила:Ольга Александровна Оренбург, 2020 Содержание: Введение……………………………………………………….…………………..3 По Менсону ………………………………………………………….……………5 По Р. Мертону……………………...………………...……………………………6 Функции……...…………………………………………………..………………..8 Вывод……………………………………………...……………………………….9 Введение: Традиционно в социологии принято выделять нормативное, отклоняющееся (девиантное) и противонормативное (делинквентное) поведение. Остановимся подробнее на раскрытии сути девиантного поведения. Девиация в социальных и поведенческих науках рассматривается как "несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе", а степень девиантности определяется степенью соответствия и (или) несоответствия поступков социальным ожиданиям. Во-первых, необходимо отметить, что девиацию (отклонение) нельзя рассматривать вне конкретного нормативного поля. То, что в одних социальных системах рассматривается как норма, в других воспринимается как отклонение (например, убийство во время войны и убийство в мирное время: оценка одного и того же поступка в зависимости от контекста ситуации). Во-вторых, девиация – это пе всегда плохо. Норма выступает как усредненное значение показателя чего-либо, следовательно, отклонение может быть как в сторону ухудшения показателя, так и в сторону его улучшения (так называемые культурно одобряемые отклонения). В-третьих, отклонение может выполнять функцию адаптации системы к изменяющимся условиям, предлагая формы поведения, отличные от прошлого опыта. Наиболее авторитетными социологическими теориями девиации являются теории аномии Давида Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона. По Менсону: По Мертону, девиация может быть рассмотрена как "симптом рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации". Исходя из данной гипотезы, Мертон предложил следующую типологию форм девиантного поведения: 1) конформизм – согласие с целями общества и легитимными способами их достижения; 2) инновация – согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых средств их достижения; 3) ритуализм – отрицание культурноодобряемых целей, но согласие (порой доведенное до абсурда) с одобряемыми способами их достижения; 4) ретреатизм, или ретризм (бегство от действительности) – отрицание как культурно одобряемых целей, так и социально одобряемых средств, при котором индивид не предлагает ничего взамен, а просто дистанцируется от общества; 5) бунт (мятеж) – также отрицание и целей, и средств, которое приводит к замене старой системы "культурно одобряемые цели – социально одобряемые средства" и появлению новой идеологии. По Р. Мертону: Р. Мертон отмечает, что в обществе, в котором исключительно сильно акцентируются определенные цели без соответствующего акцентирования институциональных способов поведения, последние могут быть настолько сильно искажены вследствие акцентирования целей, что поведение многих индивидов ограничится лишь соображениями технической целесообразности. В этом случае при выборе средств достижения значимых для него целей индивид предпочтет наиболее эффективные с технической точки зрения средства (узаконенные или нет в культуре данного общества) институционально предписанному поведению. Причем это не означает, что институциональные правила неизвестны девианту, просто преувеличенное акцентирование цели-успеха лишает эти правила эмоционального одобрения и поддержки. Р. Мертон отмечает, что данная "социальная структура вызывает предрасположенность к аномии и отклоняющемуся поведению. До тех пор, пока установка на преодоление конкурентов пронизывает все сферы человеческой деятельности и не существует чрезмерного культурного акцентирования “успешного” результата, выбор средств в значительной степени остается в пределах институционального контроля. Когда же культурный акцепт сдвигается с самого процесса конкуренции в сторону почти исключительного внимания к ее результатам, возникает напряжение, способствующее развалу регулирующей системы. С ослаблением институционального контроля происходит приближение ситуации, когда учет личных достижений и страх наказания становятся единственными регулирующими факторами". Рассматривая современное российское общество, мы видим много схожего с описанным Р. Мертоном. Социальный контроль со стороны государства ослаблен (в частности, образование как социальный институт уделяет большее внимание обучению, а не воспитанию); жизненные цели, одобряемые в условиях новой экономики, усиленно акцентированы; но институциональных способов их достижения почти не предлагается. Поэтому возникают девиантные способы решения любых проблем. Функции: Необходимо еще раз отмстить следующее: девиации могут быть и вредны, и полезны. Полезная функция девиации заключается в том, что она служит средством адаптации системы к изменениям, устранения устаревших стандартов, тормозящих прогрессивное развитие общества (примером могут являться различные виды творчества, научные открытия, героизм). Негативная функция девиации проявляется в том, что она дезорганизует систему, разрушает базовые основы существования общества (примером являются различные виды преступных действий, наркомания, алкоголизм, курение). В обществе нередки случаи, когда нелегко отличить "вредную" девиацию от "полезной" (особенно это актуально для научных открытий), именно поэтому при изучении девиаций в молодежной среде необходимо проводить тщательный анализ возможных последствий проявления данных девиаций для общества. Вывод: Систему ценностей отдельного человека, жизненные приоритеты, целевые ориентиры, оценочные критерии должна формировать система воспитания. Ее необходимо построить так, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к законам и не боялось брать на себя ответственность за будущее своей страны. Ведь еще в I веке до н. э. Цицерон писал, что необходимо быть рабами законов, чтобы стать свободными. |