реферат Лучинскому. Деятельность Гуттенберга и появление печатных газет в Европе. Первые печатные газеты Германии (1609 г.) Иоганна Каролюса и Луки Шульте. Их генетическая и типологическая связь с венецианскими рукописными газетами
Скачать 38.76 Kb.
|
министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» Факультет журналистики РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Деятельность Гуттенберга и появление печатных газет в Европе. Первые печатные газеты Германии (1609 г.) Иоганна Каролюса и Луки Шульте. Их генетическая и типологическая связь с венецианскими рукописными газетами». студентки 3 курса ЗФО по специальности «Журналистика» Каменевой Марии Евгеньевны 2016 Содержание
Введение Вопрос о происхождении печатания книг, т. е. о том, когда, где, когда, кем, при каких обстоятельствах оно изобретено, принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов. В этом отношении книгопечатание имело обычную судьбу новых великих явлений, открытий и изобретений, а выводы исследователей крайне противоречивы. Один из них состоит в том, будто типографический процесс изобретен на основе ксилографических, т.е. гравированных на дереве книг. Другим является мнение, будто в первых произведениях печати буквы были вырезаны из дерева. На самом деле даже поверхностное изучение шрифта в древнейших памятниках книгопечатания обнаруживает, что все они изготовлены при помощи шрифтов, отлитых из металла. В технике отливки литер и состояла оригинальность и величие изобретения, давшего жизнь печатной книги. Но даже после того, как значительная часть существующих в литературе утверждений отнесена к области легенд, остаётся огромная трудность – связать факты и памятники первоначальной печати с определенной исторической личностью изобретателя. Более или менее общепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признаёт изобретателем книгопечатания Иоганна Гутенберга. Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь – всей системы образования и воспитания человека. Точного ответа на вопрос «Кем и когда было изобретено книгопечатание» нет и не может быть, по крайней мере, пока не обнаружены соответствующие документы. Ни один источник, дошедший до нас, не дает прямого ответа на этот вопрос, вынуждая исследователей строить свои гипотезы только на основании косвенных доказательств. Большинство исследователей и обыватели присваивают изобретение книгопечатания именно Гутенбергу, однако, скептики утверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина – слишком много загадок таит Иоган Гутенберг. До сих пор не известна точная дата рождения Иогана Гейнсфлейша (его настоящего имени, Гутенберг – лишь прозвище, прозвище производное от имения в одной версии отца, в другой – матери). Историография проблемы полна противоречий, вызванных различными толкованиями источников. Основная масса материалов по Гутенбергу связана с описанием судебных процессов с его участием. Но в протоколах не всегда ясен предмет процесса, так как дела, которыми занимался Гутенберг, не подлежали огласке в связи с их секретностью и договорами с компаньонами о неразглашении. Иоганн Гуттенберг О жизни Гутенберга известно немного: до сих пор не установлена даже точная дата его рожде¬ния, так как записей о крещении не обнаружено. Называют 1394 или 1397 г., но как полагает большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г. Иоганн Гутенберг принадлежал к родовитому па¬трицианскому семейству города Майнца. Он был младшим из детей от второго брака патриция Фриле Гейнсфлеша и непатрицианки Эльзы Вирих. В неко¬торых документах будущий изобретатель книго¬печатания именуется Иоганн Генсфлейш цум Гутенберг. Это имя он получил по названию дома - Цум Гутенберг, которым издавна владели его предки. В ранних источниках изобретатель именуется рыцарем, однако исследователи ставят этот вопрос под сомнение, так как герб (ссылка) в ту пору привилегией феодала не был. Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей - Гутенбергов была определена разгоревшейся в нача¬ле XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши - Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Иоганн, ско¬рее всего, попал в Страсбург. О детских и юношеских годах будущего изобретателя мы решительно ничего не знаем. Начальное образование он скорее всего получил в школе при монастыре или церковном братстве. Здесь он овладел азами латыни, так как почти все издания, приписываемые Гутенбергу, напечатаны на латинском языке. Была выдвинута гипотеза о том, что в 1418-1420 гг. Иоганн Гутенберг слушал лекции в Эрфуртском университете. Последующая его деятельность указывает на его разнообразные поз¬нания. Судя по всему, он отлично владел юве¬лирным ремеслом, был умелым гравером и резчи¬ком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения. Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по по¬воду невыплаченной ему ренты. Значительно важ¬нее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами. Из материалов видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г. Иоганн Гутенберг заключил договор с судьей Хансом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал (Spiegel) для продажи их на ярмарке в Аахене. Слово "Spiegel" в те времена имело в немецком языке еще одно значение - так назывались иллюстрированные ксилографическими картинками назидательные книжки - "Зерцала", имевшие широкое распространение в Европе. В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4-х частей (возможно, форма для отливки литер). Свидетель по делу ювелир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гутенберга 100 гульденов на изготовление того, "что относится к печатанию". Свидетели показывали, что Гутенберг делал какие-то опыты втайне от компаньонов. Вполне вероятно, что это были первые опыты печатания наборными шрифтами. В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и примерно в 1447 г. возвращается в Майнц. Некоторые исследователи не исключают, что предварительно он побывал во Франции - в Авиньоне, архивные документы которого рассказывают о каких-то опытах "искусственного письма", которые здесь проводил выходец из Чехии Прокоп Вальдфогель. Другие отправляют Гутенберга в Голландию. Документальных подтверждений всех этих поездок нет. Первые Майнциские издания В Майнце была основана типография, в которой первоначально печатались сравнительно небольшие издания - календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Около 1445 г. из-под печатного станка Гутенберга вышла так называемая «Севильская книга» – поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о её существование. В 1892 году был обнаружен в Майнце небольшой клочок бумаги – все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. Этот клочок бумаги, по своему содержанию получил название «фрагмент о страшном суде» и хранится в Гутенбергском музее в Майнце. Далее, кроме нескольких донатов, им был напечатан астрономический календарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он не позднее конца 1447 года. Для более крупных работ Гутенберг (В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника – издательство полного текста Библии на латинском языке) не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сделку с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом. Он одолжил ему денежные средства - 800 золотых гульденов из 1600 и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов. Несмотря на это, работы в типографии идут успешно, и в дело принимается (в 1452 году) в качестве подмастерья молодой Петр Шёффер, из Гернсгейма, очень способный человек, бывший в Парижском университете в 1449 году переписчиком (каллиграфом) и иллюминатором. Он не только усваивает искусство Гутенберга, но и вероятно, вносит усовершенствования (печать несколькими цветами, скорее всего, его изобретение). Именно эти годы были временем величайшего триумфа Гутенберга: увидел свет не¬повторимый шедевр книжного искусства - так называемая 42-строчная Библия. Библии Гуттенберга. 42-строчная Библия. Библия Гутенберга, так же известная как "Библия в 42 строки" или B42 (ее еще называют Библией Мазарини) была напечатана Гутенбергом в Майнце, вероятно, около 1455 года. Хотя это и не была первая печатная книга, созданная Гутенбергом, как это иногда ошибочно считается, но, несомненно, Библия была его основной работой, и представляет собой символ начавшейся эры печатной книги. Библия представляет собой два громадных тома, из которых в первом 648 и во втором 638 страниц (всего 1.286 страниц и приблизительно 3.400.000 печатных знаков). Гутенберг стремился к тому, чтобы в этом издании была воссоздана вся красота рукописной книги - не только замысловатые инициалы, рубрики и т.п., но и богатство шрифта. С этой целью Гутенберг изготовил 290 разнообразных литер, включая характерные для манускриптов лигатуры и сокращения. Набор производился в две колонки: сначала по 40 и 41, потом по 42 строки. Каждая страница и каждая колонка обладают великолепными пропорциями. В этой Библии, как и обычно в первопечатных книгах гутенберговского времени, напечатан типографской краской только основной текст, все заголовки и все заглавные буквы, а также украшения (например, узоры, цветы, листья и т. д.) на некоторых страницах рисованы от руки рубрикаторами и иллюминаторами. Однако миниатюры, как и во всех книгах Гутенберга, отсутствуют. Считается, что было произведено 180 экземпляров Библии, 45 на пергамене и 135 на бумаге. Это число представляет собой резкий контраст с возможностями, которыми обладало общество, с давних времён переписывавшее книги вручную. Производство всего тиража Библии (от набора и печати до иллюминации и рубрикации), заняло период около года. За этот же срок в монастырском скриптории могли переписать только один экземпляр манускрипта подобного объёма и качества. Подготовка Библии к печати потребовала существенных денежных и временных затрат, возможно, это было одной из причин конфликта между Гутенбергом и Фустом. Гутенберг создавал шедевр книгопечатания, Фуст же хотел увидеть отдачу от вложенных в типографию денег. Он предъявил требование о возврате денег, но так как все полученные суммы были вложены в дело, то Гутенберг вынужден снова предстать перед судом. 6 ноября 1455 г. суд решает дело в пользу Иоганна Фуста, и вся типография вместе с уже напечатанным тиражом Библии переходит в руки Фуста и Шёффера, который к тому времени успел жениться на дочери Фуста и стать третьим компаньоном. Гутенбергу суд оставил только ранний комплект шрифтов. 36-строчная Библия. Гутенберг находит нового компаньона, и печатает новые книги. Этим шрифтом (в котором некоторые буквы отлиты вновь) примерно в 1560 г. набрано другое издание Библии, носящее название 36-строчной (B36), так как шрифт в ней крупнее, то листов больше, чем в Библии в 42 строки, и она составляет три тома - 532+640+596 = 1.768 страниц. Особенности издания те же, что в 42-строчной Библии. Очевидно, печатание В36 было связано с материальными затруднениями Гутенберга, и В36 было напечатано гораздо меньше, чем В42: ее сохранилось до нас всего 13 экземпляров (все на бумаге), из которых существование 2 - сомнительно. Кроме того, зарегистрировано в разных библиотеках два десятка разных фрагментов, в один или несколько листов, на бумаге или пергаменте. «Католикон» Последним изданием Иоганна Гутенберга был «Католикон» — латинская грамматика и толковый словарь, составленные И.Бальбусом. В этом издании есть колофон (в рукописных и старопечатных книгах завершающий текст на последней странице со сведениями об авторе, месте и времени переписки/печатания и др.), в котором указана дата печатания — 1460 год. Но имя типографа и здесь не названо. Это издание, если говорить о его полиграфическом осуществлении, значительно отличается от всех других первопечатных изданий. Изучавший "Католикон" американский исследователь Пол Нидхем выдвинул в 1982 г. совершенно сенсационную гипотезу. По его мнению, "Католикон" напечатан не с помощью подвижного шрифта. Его полосы составлены из цельных двойных строк, собранных в колонки и в страницы. Немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт предположил, что Иоганн Гутенберг, печатая "Католикон", для отливки двойных строк использовал технику бумажного матрицирования. Сложность состоит в том, что ранее считалось, что этот способ появился лишь в XIX столетии. В 1462 году Майнц вновь стал предметом междоусобий - на этот раз между графом Дитером фон Изенбургом, занимавшим кресло архиепископа в Майнце и попавшим в немилость папы, и графом Адольфом Нассауским, которому папа передал майнцское архиепископство. Обе типографии (и Гутенберга, и Фуста) приняли участие в борьбе, выпуская воззвания, при чём Гутенберг был на стороне Адольфа. Последний, после осады города 28 октября 1462 года, вышел победителем, Майнц был подвергнут разграблению, типография Фуста и Шёффера была разгромлена. Гутенберг, в благодарность за его поддержку был назначен с 1465 года на службу нового архиепископа и получал содержание. Прожив в покое остаток жизни, Гутенберг умер в начале 1468 года, днем его кончины условно считают 3 февраля. Он был похоронен в церкви монастыря бенедиктинцев в Майнце. Суть изобретения Гуттенберга Множественное воспроизведение литер. Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного воспроизведения типографских шрифтов. Первым этапом на пути его осуществления было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска уже в XVI столетии использовали сталь. Такой брусок получил название пунсона. Вдавливая пуансон в более мягкую металлическую пластину, получали углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок называют матрицей. Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Легко понять, что с помощью одного пуансона можно выдавить достаточно большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы - отлить великое множество совершенно одинаковых литер. Технические истоки способа следует искать в монетном производстве, где издавна применялись металлические штемпели. Живя в Страсбурге, Иоганн Гутенберг сотрудничал с золотых дел мастером Гансом Дюнне, который изготовил для него нечто, относящееся к "печатанию" ("Trucken"). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что тот же Дюнне в 1421 и 1427 гг. гравировал штампы для монетного двора. Типографский сплав. Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой стороны, не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовляли типографские литеры. Таким материалом издавна была медь. Именно из меди выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матрицы, которые относят к началу XVI столетия. Но ме¬талл для отливки самих литер должен был обла¬дать такими качествами, какими не обладает ни один природный металл: он должен был легко пла¬виться при сравнительно невысоких температурах, не быть слишком вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В резуль-тате долгих опытов Гутенберг выбрал сплав, со¬стоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы. Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы. Типографская краска. Типографская краска – еще одно уникальное изобретение Гутенберга. Надо сказать, что издания Иоганна Гутенберга, и прежде всего 42-строчная Библия, поражают нас иссиня-черными, немного поблескивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера. Сравнительно недавно стало известно, что помимо основных составляющих типографской краски того времени – сажи и льняного масла (олифы) в составе, изобретенном Иоганном Гутенбергом, присутствуют медь, сера и свинец. По мнению современных гутенберговедов, именно свинец ответствен за непривычный блеск текстовых полос гутенберговских изданий. Наборная касса. Наборная касса – это ящик, разделенный перегородками на множество отделений - по числу шрифтовых знаков. Для удобства наборная касса была разделена на две части - верхнюю с ячейками для прописных букв и знаков препинания и нижнюю для строчных букв. В верхней кассе литеры располагались в алфа¬витном порядке, а в нижней - с таким расчетом, чтобы наиболее часто встречающиеся буквы были под рукой. К одной из стенок кассы прикреплен тенакль - державка для листа рукописи, которая служит оригиналом для набора. Наборщик держит в левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя стенками. Третья стенка выполнена подвижной - ее устанавливали по формату строки. Наборщик брал литеры из кассы правой рукой и ставил их в верстатку. Одновременно осуществлялась выключка строки с помощью пробельного материала - шпаций, размещаемых в межсловных промежутках. Строение печатного станка и типографский процесс Печатный станок Гуттенберга крайне несложен — это простой деревянный винтовой пресс, который целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой. Печатный стан, как механизм, передающий давление по винту от рукоятки есть не что иное, как давильный пресс, применявшийся в виноделии или в производстве набивной ткани. Технология изготовления матриц и отливки шрифта напоминает технику зеркального производства той поры. Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тигелем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить. Другой составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приводимым в движение с помощью шнура, который наматывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагалась печатная форма с набором - одной, двумя или больше страниц набранного текста. Набор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рассыпался и вообще не разъезжался. Затем его смазывали тонким слоем краски: эту работу выполнял специальный работник. Краску он наносил при помощи мацы, которую очищали и вымачивали в воде 7-8 часов, чтобы размягчить и сделать эластичной. Мацы приходилось часто менять, поскольку качество печати в большой мере зависело от гладкости нанесения краски. Все это отнимало немало времени, а потому, пока прессовщик отпечатывал один лист, его помощник готовил к печатанию другую форму. Увлажненный лист бумаги укладывали не прямо на форму, а на тимпан (декель) - обтянутую тканью или мягкой кожей раму, прикрепленную шарнирами к талеру. Чтобы при этом бумага не рассыпалась и не сдвигалась при печатании, ее накалывали на две иглы посреди тимпана и, кроме того, накладывали сверху фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой или картоном, в котором было вырезано место, куда должен попасть печатаемый текст, и оставлены поля. Фрашкет был прикреплен к тимпану шарнирами: они предохраняли поля бумаги, чтобы те не запачкались. Подготовив должным образом печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигель пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тигелем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня. С одного набора получали сотни оттисков. Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на доску, сверху накрывали другой доской и придавливали грузом в 40-50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5-6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет. Первые печатные газеты Германии Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность. На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации —прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей». Первая страница норвежской газеты «Моргенбладет», выпуск от 2 января 1820 года. К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел». Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год (хотя некоторые исследователи называют 1605 год). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 года в свободном имперском городе Страсбург, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В том же 1609 году в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi. Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Рукописные венецианские газеты Рукописные венецианские газеты – праобраз газетной периодики Нового Времени. Значение "Ареопагитики" Дж. Мильтона. Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI — начале XVII в., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI-XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией. Необходимость получения оперативной информации как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить информационный "голод". Прямыми предшественниками газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово "газета", вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок. Первые венецианские газеты представляют листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала различные события, происходившие в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного "заголовка" выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались "аввизи" (awisi — от итал. "awiso" — сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. Периодичность первых рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские awisi. Есть косвенные свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей "аввизатори" ("awisatori"- от итал. "вестник, приносящий новости"), однако в конце XVI — начале XVII в. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных. Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали "газетами" банкирского дома Фуггеров ("Fuggerzeitungen") и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских "газет" не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования несомненно заслуживает внимания. Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI — XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, "книги новостей", "листки новостей", "реляции" и "баллады новостей" — печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом, и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) большой акцент делался на иллюстративный ряд. "Книги новостей" не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия. Борьба против цензурных ограничений неизменно обострялась в периоды социальных потрясений, когда власть была уже не в силах контролировать полное выполнение цензурных запретов. Одним из самых знаменитых выступлений, направленных на отмену предварительной цензуры, считается "Ареопагитика" (1644) — памфлет великого английского поэта и публициста Джона Мильтона. Противостояние короля и парламента, начавшееся в Англии в 1642 г. и завершившееся казнью Карла I в 1649 г., привело к появлению огромного числа публицистических текстов. Карательные меры, предпринятые архиепископом Лодом против неподцензурной печати (в первую очередь пуританской), вызывали еще большое ожесточение в оппозиционном лагере. Принятый парламентом (под давлением короля) закон от 14 июня 1642 г. гласил, что "с сего времени ни одна книга, брошюра или листок не могут быть отпечатаны без предварительного рассмотрения и одобрения теми или, во всяком случае, тем, кто для сего назначен". В самый разгар политической борьбы Джон Мильтон обратился к проблеме цензуры и свободы слова. Он взял за образец "Логос ареопагитикос" — речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин. Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Аргументация Мильтона, подкрепленная историческими примерами и библейскими цитатами, вкратце сводилась к следующему: цензура бесполезна, ибо Добро и Зло взросли на одной почве, и человек, вкусив яблоко с древа познания, получил понимание и того, и другого. Умный сможет найти полезное и в дурной книге, а глупцу и Библия не принесет никакой пользы. Самое главное — "книгу нельзя считать неодушевленной вещью; в ней скрыты жизненные силы, способные проявить себя в той мере, в какой эту способность обнаруживает создавший ее гений <...> Я знаю, что книги обладают жизненной и плодотворящей силой, вроде зубов легендарного дракона, и если их посеять, то из земли могут выйти воины. Но, с другой стороны, необходима великая осторожность в суждениях, потому что убить хорошую книгу едва ли не то же, что убить человека; убивающий человека губит разумное создание, образ божий; но тот, кто уничтожает хорошую книгу, губит самый разум, гасит светоч божественного образа. Множество людей только обременяют собой землю, тогда как хорошая книга — это драгоценный живительный сок созидающего духа, сокровенный и сбереженный для будущих поколений". С точки зрения Мильтона, предварительная цензура унижает писателя, науку, литературу, самого цензора и нацию, которая допускает юдобное. Стоит отметить, что, несмотря на весь радикализм мильтоновской критики, автор "Ареопагитики" считал разумным оставить цензуру для католических изданий, а сам (что не менее парадоксально) во времена Кромвеля некоторое время служил цензором. Хотя предварительная цензура не была отменена ни во времена английской революции, ни в правление Кромвеля, ни в период Реставрации, "Ареопагитика" получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы "Ареопагитики" стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи. Так, накануне Великой французской революции 1789 г. "Ареопагитику" перевел и издал граф Мирабо. Заключение Создателем европейской системы книгопечатания стал немецкий новатор Иоганн Гутенберг. Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких сведений о том, что Гутенберг был знаком с опытом китайцев и корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий. Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые це¬ны на книги и рентабельность работы. Использование подвижных литер совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса. Об изобретении Гутенберга метко сказал Г.Х. Лихтенберг: "Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, нежели тот, что в пулях". Список использованной литературы 1.Варбанец Н.В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе/ М., «Книга», 1980 2. Немировский Е.А. Иоганн Гутенберг/ М., «Наука», 1989 3. Немировский Е.А., Горбачевский Б.. Рождение книги/ М., «Советская Россия», 1957 4. Проскуряков В. Иоган Гутенберг/ М., «Ж.-Газет. объединение», 1933 5. Зилинг Э.В. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга/ М., 1969 6. О.В.Андреева, Л.Л.Волкова, А.А.Говоров, Т.Г.Куприянова, А.Ю.Самарин, Р.А.Симонов, И.В.Тихомирова, О.Р.Хромов, Н.Е.Чекрыжова. История книги/ М., «Светотон», 2001 7. Немировский Е.А. – «Технические аспекты изобретения Иоганна Гутенберга», журнал «КомпьюАрт», 10'2000 г. 8. https://www.proza.ru/2013/04/01/1400 |