Главная страница

Диалектика. диалектика. Диалектика. Основные законы диалектики диалектика и метафизика. Две концепции развития Ф. Энгельс в книге Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии


Скачать 30.68 Kb.
НазваниеДиалектика. Основные законы диалектики диалектика и метафизика. Две концепции развития Ф. Энгельс в книге Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
АнкорДиалектика
Дата11.03.2022
Размер30.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиалектика.docx
ТипЗакон
#391999

ДИАЛЕКТИКА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ


  1. Диалектика и метафизика. Две концепции развития


Ф. Энгельс в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал о предмете диалектики: диалектика — наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления.

Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Диалектика - наука о всеобщей связи, учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение о единстве противоположностей. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. По словам Ф. Энгельса, метафизический способ мышления «за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса»2.

Иногда может показаться, что свет существует без свое­го антипода — тьмы, или наоборот. Метафизики допускают существование противоположностей в отрыве друг от друга, отделенность (обособленность) без взаимосвязи, но это заблуждение.

Представления о метафизике приобретут более конкрет­ный вид, если сравнить две концепции развития — диалектическую и метафизиче­скую.

Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т. е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т. е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник только во внешнем воздействии на вещь (мир). Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или как только движение по восходящей прямой, или нисходящей прямой и т. п.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Вопрос: в чём принципиальные различия между метафизикой и диалектикой?
Ответ: Отрицание роли внутренних противоречий - главное отличие диалектики от метафизики. Отрыв качественных изменений от количественных. Диалектический метод дополняется метафизическим.

Отличия метафизики от диалектики:

- по вопросу связей старого и нового: если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

- по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

- по вопросу взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.) , качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается) ;

- по вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

- в системе мышления: если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или -или", "если не то, значит, это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; - в отношении к окружающей действительности: диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое";

- в отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью над чувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

- в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.



  1. Закон единства и борьбы противоположностей


Закон единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба).

Противоположности присущи вещам.

Перефразируя Ф. Энгельса о качествах, можно сказать, что существуют не противоположности, а вещи, обладающие противоположностями, которыми являются свойства, стороны, тенденции и т. д. Противоположности — то в вещи (вещах), что по отношению друг к другу выступает как иное. Обычно противоположностями считают то, что полярно, прямо противоположно (верх—низ, север—юг и т. д.). Противоположности — это все отличающееся. Противоположны не только плюс и минус, но и плюс и ноль, минус и ноль, серый и черный цве­та, истина и неведение, удаление и сохранение равного расстояния и т. д.

Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое — цвета. Единство противоположностей можно рассмотреть на таком примере. Одно селение находится в горах, другое — на равнине. Житель гор спускается, чтобы попасть в другое селение, житель же этого селения подни­мается, чтобы попасть в горы. Подъем и спуск — противо­положности. Но если нет направления движения, то можно ли назвать дорогу из одного селения в другое спуском? А подъемом? Нет, конечно. Дорога выступает в таком случае как одно — противоположность дороги, находящейся на одном уровне. Но, заметим, если есть подъем, то есть и спуск. Если есть приближение, то есть одновременно и удаление. Капиталист есть тогда, когда он прибегает к найму рабочей силы, - т. е. когда есть пролетарий. Противоположности не существуют друг без друга.

Единство противоположностей выражается в том, что с возникновением одной возникает и другая, усиливается дей­ствие одной — усиливается и противодействие другой.

Значит, если вещи присуще нечто, то ей в другом отноше­нии присуще противоположное этому нечто. Если вещи присуще нечто, то всегда найдется вещь, которой это не присуще, а присуще противоположное. Противоположности присущи вещи в разных отношениях. Например, предмет движется и покоится в разных отношениях, событие необходимо и случайно в разных отношениях. Противоположности находятся также в отношении про­тиворечия, или борьбы. Противоречие — это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга в одном и том же отношении, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении.

Два противоположных высказывания в одном и том же отношении никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными.

Борьба противоположностей является как абсолютной, безусловной, так и относительной, зависящей от отношения. Единство противоположностей тоже абсолютно и относитель­но.

Вернемся к примеру, о подъеме и спуске. Ведь они проти­воречат друг другу, когда есть направления движения. Тогда они абсолютно исключали друг друга: подъем не спуск и наоборот. Но за пределами этого отношения уже нет противоречия (борьбы), а есть единство, есть иное, т. е. противоречие (борьба) относительно. Доказательство абсолютности и относительности единства имеет просто обратный вид

Противоречия разнообразны. Поскольку противоположности бывают полярными, контрарными и неполярными, неконтрарными, то сначала выделим противоречия контрарные (польза—вред, правда—ложь) и неконтрарные (белый—серый, верх—середина). В широком смысле слова антагонизмом называют любые контрарные противоречия. В узком смысле антагонизм — противоречие контрарных классов в материальном производстве. Антагонистическими классами являются рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и феодалы, пролетарии и капиталисты.

В логико-философском отношении противоположности де­лятся на контрарные, контрадикторные, контрамедиальные, а также на внутренние и внешние. Подвидом контрарных (полярных) противоположностей являются антагонистические противоположности в обществе. Контрадикторные противо­положности соотносятся как класс и дополнение к классу, например, «черное» и «нечерное». Контрамедиальные — это отношение середины и полюса.

Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт, который может возникать между странами, социальными группами, членами трудового коллектива или семьи. Разрешение противоречия ведет к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т. д.

Взаимопереход противоположностей — неизбежная смена качества на противоположные — присущ всему без исключения.

Вопросы:

  1. Чем характеризуются противоположности? В чём их единство?

  2. Чем отличается противоречия от противоположности?

  3. Приведите свой пример действия закона единства и борьбы противоположностей.


Ответы:

1. Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ". Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

  • Единство противоположностей.

  • Их борьбу.

Единство противоположностей заключается в том, что все сущее из противоположных

начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат

друг другу (пример: день и ночь, холодное и горячее, черное и белое, зима и лето и т.д.)
2.Противоположности- тенденции, черты, признаки предмета, явления,

которые, коренным образом взаимно противостоят друг другу, но не могут друг без

друга существовать.

Противоречие - момент постоянного противоборствующего взаимодействия

противоположностей.

3. Например: противоречие бывает в суждениях человека, когда например одна мысль исключает другую, это термин логики, а к противоположностям можно отнести всё, что угодно: щедрость и жадность, холодное и горячее и т. д.

3.Закон перехода количественных изменений в качественные
Качество — то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Предметы, имеющие общий признак, образуют класс (множество).

Каждому предмету присущ, свойственен один признак — признак класса. Классы могут состоять из очень многих предметов (класс молекул, например), из немногих, которые могут быть при надобности сосчитаны (классы вузов России, планет солнечной системы), из одного предмета (например, класс самых глубоких озер на земле). Могут быть даже классы с нулевым объемом. Признак таких классов не принадлежит вещам. Эти классы могут иметь положительное или отрицательное значение в познании (классы вечных двигателей, несжимающихся жидкостей и т. п.). Признак есть качество вещи. Качество всеобще; это значит, что все есть качество: отец, справедливость, стол, государство и т. п.

Количество — совокупность однородных элементов данного качества. Мера — единство количества и качества, границах, пределах которого вещь сохраняет данное качество. В линейном измерении мера ограничена двумя точкам в объемном — тремя

Ф. Энгельс считал, что «существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей».

Качество является общим или отличительным не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. В отношении к классу вещь как предмет имеет только одно качество. В каждом определенном взаимодействии имеет бытие и проявляется одно качество. Растворимость селитр в жидкости существует лишь в этом взаимодействии.

Отрицание всеобщности качеств проявляется, в частности, в том, что материю, время, пространство не рассматри­вают как качества вещей.

Утверждение о том, что свойства, стороны и т. п. — качества, не исключает сложности в другом отношении каждого качества.

На вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет, но качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и В являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качест­венно различны, то это верно в определенном отношении. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.

Качественное различие есть между ветерком и ураганом, туманом и облаком, рассказом и повестью, животным и человеком, ребенком и взрослым, больным и здоровым, раздражительностью и ощущением и т. д. Но качественного различия и нет между названными предметами. Все дело в отношениях, в каких рассматривается вещь.

Серная и соляная кислота не отличается по качеству как кислоты, но отличаются, ибо образуют разные соединения и т. п. В качестве товара вещь выступает в системе товар­ных отношений

Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой и остается прежней. Вещь, переставшая быть товаром, т. е. изменившая свое качество в определен­ном отношении, остается по качеству в другом отношении той же самой. Изменение не бывает без покоя, изменение не является кратиловским изменением, т. е. превращением вещи в иное во всех отношениях.

Невозможно ответить однозначно, произошел ли скачок, если не определено отношение. Скачок бывает в строго определенном отношении. Скачок в одном отношении не является скачком в другом отношении. Говорят, что при нагре­вании воды от 0° до 100° по Цельсию не происходит скачков. И да, и нет. Действительно, вода остается жидкостью, не пе­реходит в твердое или газообразное состояние, но вода хо­лодная и вода горячая — это вещи и разного качества. Мож­но продолжить этот пример: вода, лед, пар — вещи одного качества, ибо все они — Н2О, т. е. при превращении воды в лед или пар в этом отношении скачков не происходит, но и в другом отношении переход воды в лед или пар есть переход в иные агрегатные состояния, т. е. скачки есть.

Переход к империализму — скачок, но он и не является вместе с тем скачком, ибо капитализм остается капитализмом. То же можно сказать о переходе от социализма к коммунизму.

Сколько отношений, столько и мер, границ, в которых предмет остается тем же самым. Вода дистиллированная, тяжелая, соленая, холодная, горячая, вода как жидкость, вода как Н2О (т. е. одинаковая со льдом и паром), вода как вещество — для всех этих качеств существуют разные меры.

Качество, мера, скачок абсолютны и относительны. О них можно определенно говорить лишь в сравнении с другими, при указании системы отсчета, отношения.

Относительность качества заключается в том, что данное качество не существует до отношения, а появляется у вещи, только когда она вступает в определенное отношение с другими вещами. К. Маркс писал по этому поводу: «Платье, которое никто не носит, не есть платье».

Поэтому одна и та же вещь может иметь различные качества вплоть до прямо противоположного в зависимости от того, с чем (кем) она находится в отношении

Многообразие свойств (можно сказать: качеств, или мож­но сказать: многообразие движений предмета) присуще каждой вещи. Существуют и социальные качества, свойства, такие, как экономические, вскрытые К. Марксом в «Капитале», этические (добро, зло, справедливость) и др. Выражение «человек — социальное существо» имеет смысл как следствие признания социальных качеств, которые также объективны, как и другие качества. Непонимание относительности качества, количества, меры, скачка приводит к ошибкам, к односторонности, к отрицанию противоположностей в вещах.

Непрерывность развития складывается из следующих друг за другом скачков. Причем, каждое качество есть определен­ность и переход к другому (юность — к возмужалости, зара­стающее озеро — к болоту и т.п.).

Выделение периодов в развитии есть выделение определен­ных состояний и в то же время скачков к иному. Ф. Энгельс писал, что в природе нет скачков, потому что она сплошь состоит из скачков. Подобную мысль высказывал и Плеханов. Он говорил, что тезису, гласящему, что скачков не бывает, а есть только непрерывность, с полным правом можно противопоставить антитезис, по смыслу которого в действительности изменение всегда совершается скачками, но только ряд мелких и быстро следующих один за другим скачков сливается для нас в один непрерывный процесс и ничто и никто не может остановить этот процесс.

Всякое качественное изменение является в другом отно­шении количественным, изменением однородных элементов. Если субъект видит только количественные изменения и не применяет принципа относительности, он делает выводы, что количественные изменения предшествуют качественным во всех отношениях, что количественные изменения исключают качественные, и наоборот, во всех отношениях.
Вопросы:

  1. Объясните понятия: качество. количество, мера, скачок.

  2. Приведите свой пример проявления закона перехода количественных изменений в качественные.

Ответы:

  1. Качество-это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов.

Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию.

Мера - это единство качества и количества, тот кол. интервал, внутри которого сохраняется данное качество.

Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений.

  1. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.


4.Закон отрицания отрицания (двойного отрицания)
Единство отрицания, утверждения, преемственности и повторения — один из законов диалекти­ки. Без отрицания нет изменений, развития. Отрицание предшествующего состояния изменяет вещь в определенном от­ношении. Но отрицание не являемся зачеркиванием вещи во всех отношениях. Отрицание абсолютно и относительно.

Аннигиляция всех качеств вещи не происходит ни при каком превращении, ибо всегда что-то остается в вещи. В каком направлении пойдет развитие — это зависит от того, что отрицается в вещи.

Метафизически мыслящие люди замечают наличие отрицания и полагают, что оно является безотносительным. Но такого отрицания в мире нет. Метафизическим может быть понимание отрицания, отношение к нему, основывающееся на отрыве отрицания и утверждения друг от друга, но в развитии нет никакого метафизического или какого-либо иного, кроме диалектического, отрицания. Метафизическое раздувание отрицания ведет к нигилизму.

Ошибка нигилистов не во всеобщности отрицания, а в тем, что их отрицание — только отрицание, не связанное с противоположностью (утверждением), отрицание вещи во всех отношениях. К. Маркс в статье «Морализующая критика и критизирующая мораль» писал об отрицании как все­общем моменте развития так: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить, как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к мо­нархии конституционной, то он отрицает свое прежнее поли­тическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существо­вания».

Боязнь отрицания не лучше нигилизма, она следствие «удержания» вещи во всех отношениях. Диалектическая по­зиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной.

Поскольку единство, так сказать «нет» и «да» является онтологическим, то оно в отношении к познанию и деятельности выступает как методологический принцип. Об этом писал В. И Ленин в «Философских тетрадях» следующее: «Не голос отрицание, не зрящное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, — которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удер­жанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без вся­кой эклектики».

Развитие безусловно начинается с отрицания чего-либо в вещи, но ведь не всего же абсолютно. Что-то от вещи и сохраняется. Что может возникнуть на пустом месте, из ни чего? Этого-то и не понимают нигилисты, - люди, которые стремятся, вроде Базарова, сначала уничтожить абсолютно все старое и уже потом, на пустом месте, предоста­вить возможность кому-то, благо не себе, строить (спрашивается из чего?) новое.

Однако единством отрицания, утверждения и преемствен­ности не исчерпывается закон отрицания отрицания. Дело в том, что поскольку развитие есть ряд отрицаний, то второе отрицание является ничем иным, как синтезом двух противо­положных состояний (качеств, элементов и т. д.): исходного в того, которое имело бытие вместо исходного в результате отрицания. Это повторение исходного момента с сохранени­ем пройденного пути, его «достижений». Если исходным качеством является положительное число 2, то отрицание его дает –2, т. е. бытие противоположного качества (2 здесь не отрицается), новое отрицание дает –(–2), что равнозначно положительному числу, вместе с тем является и отрицатель­ным. Возврат к старому находится в единстве с сохраненном результата первого отрицания: с числом мы будем оперировать как с отрицательным. Подобное имеется при логическом отрицании отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.

Четко указал на причину сходства третьей фазы с первой Г.В. Плеханов: «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь прев­ращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой»2.

Развитие есть повторение триад, причем вещь как совокупность качеств развивается в разных отношениях, в которых есть свои отрицания и утверждения. В выделенном отношении можно увидеть, как в этом повторении триад каждое состояние выступает в качестве исходного по отношению к следующим за ним, отрицания по отношению к непосредственно предшествующему и отрицания отрицания (синтеза) по отношению к другому исходному.

Третья фаза приводит развитие к исходной точке. Но поскольку это не просто возврат к прежнему, а сохранение пройденного пути, это движение не есть движение по кругу. Это виток спирали.

Развитие идет по спирали, причем любая спираль развития подчиняется закону отрицания отрицания, т. е. является витком другой спирали. Вот поэтому изображения спирали развития не в виде витка другой спирали является неправильным.

Ф. Энгельс определенно говорил о всеобщности закона отрицания отрицания. Бабочки «развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т. е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения, и самка отложила множество яиц. Что у других растений и жи­вотных процесс завершается не в такой простой форме, что они не однажды, а много раз производят семена, яйца или детенышей, прежде чем умрут, — все это нас здесь не касает­ся, здесь нам нужно пока что показать, что отрицание отри­цания действительно происходит в обоих царствах органиче­ского мира», — писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»'.

Вопросы:

  1. Почему без отрицания нет изменений?

  2. Приведите свой пример проявления закона отрицания отрицания.


Ответы:

1. Законотрицанияотрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Законотрицанияотрицаниявыражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание».

2. Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.



написать администратору сайта