Главная страница

авторасписание на delphi. Дипломная работа авторасписание. Дипломная работа по теме Разработка программы менеджера для составления учебного расписания


Скачать 1.59 Mb.
НазваниеДипломная работа по теме Разработка программы менеджера для составления учебного расписания
Анкоравторасписание на delphi
Дата23.02.2023
Размер1.59 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДипломная работа авторасписание.docx
ТипДиплом
#951460
страница4 из 5
1   2   3   4   5

typedef int (TSomeClass::*pCalc)(int, int);

В вышеуказанном примере объявление типа отличается от объявления переменной ключевым словом typedef, имя типа, pCalc, указывается в середине выражения, в скобках.

//C#: объявление типа pCalc, указателя на функцию-член, принимающую два целочисленных параметра и возвращающую целочисленный результат

public delegate int pCalc(int aParam1, int aParam2);

В вышеуказанном примере объявление типа отличается от объявления переменной специальным ключевым словом delegate, имя типа указывается в середине выражения.

//Delphi

type pCalc = function(aParam1, aParam2: Integer): Integer of object;

В вышеуказанном примере объявление типа отличается от объявления переменной специальным ключевым словом type, применением знака равенства (в случае переменной используется двоеточие), имя типа идёт сразу после ключевого слова.


    1. Структура программы


Синтаксически программа состоит из заголовка, списка подключаемых к программе модулей и программного блока:



Любая секция в программном блоке кроме тела программы может отсутствовать. Секции описания констант, типов данных, переменных, процедур и функций могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке. Главное, чтобы все описания были сделаны до того, как они будут использованы (иначе компилятор просто не поймет того, что вы написали).

Заголовок программы

Заголовок программы должен совпадать с именем программного файла. Он формируется автоматически при сохранении файла на диске и его не следует изменять вручную. Например, заголовок программы в файле Console.dpr выглядит так:


program Console;


Одним заголовком сказать можно немного, поэтому для подробного рассказа о назначении программы, нюансах алгоритма и других вещах применяют комментарий, например:


{****************************************************}

{ Демонстрационный пример }

{ A.Valvachev, K.Surkov, D.Surkov, Yu.Chetyrko }

{****************************************************}


После сведений о программе и разработчиках принято размещать директивы компилятора. Например, следующая директива всегда включается в текст консольного приложения:


{$APPTYPE CONSOLE}


Подключение модулей

Секция подключения модулей предназначена для встраивания в программу стандартных и разработанных вами библиотек подпрограмм и классов (о подпрограммах и классах читайте ниже). Эта секция состоит из зарезервированного слова uses и списка имен подключаемых библиотечных модулей. При написании программ, эмулирующих текстовый режим, подключается по крайней мере модуль SysUtils. В нем содержатся определения часто используемых типов данных и подпрограмм:


uses

SysUtils;


С момента подключения все ресурсы модуля (типы данных, константы, переменные, процедуры и функции) становятся доступны программисту.

Программный блок

Важнейшим понятием в языке Delphi является так называемый блок. По своей сути блок — это программа в целом или логически обособленная часть программы, содержащая описательную и исполнительную части. В первом случае блок называется глобальным, во втором — локальным. Глобальный блок — это основная программа, он присутствует всегда; локальные блоки — это необязательные подпрограммы (они рассмотрены ниже). Локальные блоки могут содержать в себе другие локальные блоки (т.е. одни подпрограммы могут включать в себя другие подпрограммы). Объекты программы (типы, переменные и константы) называют глобальными или локальными в зависимости от того, в каком блоке они объявлены.

С понятием блока тесно связано понятие области действия программных объектов. Область действия трактуется как допустимость использования объектов в том или ином месте программы. Правило здесь простое: объекты программы можно использовать в пределах блока, где они описаны, и во всех вложенных в него блоках. Отсюда следует вывод — с глобальными объектами можно работать в любом локальном блоке.

Тело программы является исполнительной частью глобального блока. Именно из него вызываются для выполнения описанные выше процедуры и функции. Тело программы начинается зарезервированным словом begin (начало), далее следуют операторы языка, отделенные друг от друга точкой с запятой. Завершает тело программы зарезервированное слово end (конец) с точкой. Тело простейшей консольной программы выглядит так:


begin

Writeln('Press Enter to exit...'); Readln;

end.


Операторы

Основная часть программы на языке Delphi представляет собой последовательность операторов, выполняющих некоторое действие над данными, объявленными в секции описания данных. Операторы выполняются строго последовательно в том порядке, в котором они записаны в тексте программы и отделяются один от другого точкой с запятой.

Все операторы принято в зависимости от их назначения разделять на две группы: простые и структурные. Простые операторы не содержат в себе никаких других операторов. К ним относятся операторы присваивания, вызова процедуры и безусловного перехода. Структурные операторы содержат в себе простые или другие структурные операторы и подразделяются на составной оператор, условные операторы и операторы повтора.

При изучении операторов мы рекомендуем вам обратить особое внимание на наши рекомендации по поводу того, где какой оператор надо применять. Это избавит вас от множества ошибок в практической работе.

Подпрограммы

Подпрограммой называется именованная логически законченная группа операторов, которую можно вызвать по имени (т.е. выполнить) любое количество раз из различных мест программы. В языке Delphi подпрограммы оформляются в виде процедур и функций.

Процедура — это подпрограмма, имя которой не может использоваться в выражениях в качестве операнда. Процедура состоит из заголовка и тела. По структуре ее можно рассматривать как программу в миниатюре. Когда процедура описана, ее можно вызвать по имени из любой точки программы (в том числе из нее самой!). Когда процедура выполнит свою задачу, программа продолжится с оператора, следующего непосредственно за оператором вызова процедуры. Использование имени процедуры в программе называется оператором вызова процедуры.

Функция также является подпрограммой, но в отличие от процедуры ее имя может использоваться в выражениях в качестве операнда, на место которого подставляется результат работы этой функции.

Все процедуры и функции языка Delphi подразделяются на две группы: встроенные и определенные программистом.

Встроенные процедуры и функции являются частью языка и могут вызываться по имени без предварительного описания. В данной главе рассматриваются лишь базовые группы встроенных процедур и функций, остальные будут рассмотрены в других главах по ходу изложения материала.

Процедуры и функции программиста пишутся программистом, т.е. вами, в соответствии с синтаксисом языка и представляют собой локальные блоки. Предварительное описание процедур и функций программиста обязательно.

В структуру программирования входят стандартные подпрограммы и делятся на:

Арифметические функции:

  • Abs(X) - Возвращает абсолютное значение аргумента X.

  • Exp(X) - Возвращает значение ex.

  • Ln(X) - Возвращает натуральный логарифм аргумента X.

  • Pi - Возвращает значение числа π.

  • Sqr(X) - Возвращает квадрат аргумента X.

  • Sqrt(X) - Возвращает квадратный корень аргумента X.

Тригонометрические функции:

  • ArcTan(X) - Возвращает угол, тангенс которого равен X.

  • Cos(X) - Возвращает косинус аргумента X (X задается в радианах).

  • Sin(X) - Возвращает синус аргумента X (X задается в радианах).

В состав среды Delphi входит стандартный модуль Math, который содержит высокопроизводительные подпрограммы для тригонометрических, логорифмических, статистических и финансовых вычислений.

Функции выделения целой или дробной части

  • Frac(X) - Возвращает дробную часть аргумента X.

  • Int(X) - Возвращает целую часть вещественного числа X.

  • Результат принадлежит вещественному типу.

  • Trunc(X) - Возвращает целую часть вещественного числа X.

  • Результат принадлежит целому типу.

Round(X) Округляет вещественное число X до ближайшего целого. Если число X находится строго посередине между целыми числами, то округление выполняется до ближайшего четного целого числа (см. примеры ниже). Такое округление называется "округлением банкира", оно применяется в банках и бухгалтериях при работе с деньгами. Для других расчетных задач это округление может не подойти.

Функции генерации случайных чисел

  • Random - Возвращает случайное вещественное число в диапазоне 0 <= X < 1.

  • Random(I) - Возвращает случайное целое число в диапазоне 0 <= X < IRandomiz e - Заново инициализирует встроенный генератор случайных чисел новым значением, полученным от системного таймера.

Подпрограммы для работы с порядковыми величинами

  • Chr(X) - Возвращает символ, порядковый номер которого равен X. Dec(X, - Уменьшает целую переменную X на 1 или на заданное [N]) - число

  • NInc(X, [N]) – Увеличивает целую переменную X на 1 или на заданное число

  • N.Odd(X) – Возвращает True, если аргумент X является нечетным числом.

  • Ord(X) – Возвращает порядковый номер аргумента X в своем диапазоне значений.

  • Pred(X) – Возвращает значение, предшествующее значению аргумента X в своем диапазоне.

  • Succ(X) – Возвращает значение, следующее за значением аргумента X в своем диапазоне

Подпрограммы для работы с датой и временем

  • Date - Возвращает текущую дату в формате TDateTime.

  • Time - Возвращает текущее время в формате TDateTime.

  • Now - Возвращает текущие дату и время в формате TDateTime.

  • DayOfWeek(D) - Возвращает день недели по дате в формате TDateTime.

  • DecodeDate(...) - Разбивает значение даты на год, месяц и день.

  • DecodeTime(...) - Разбивает значение времени на час, минуты, секунды и милисекунды.

  • EncodeDate(...) - Формирует значение даты по году, месяцу и дню.

  • EncodeTime(...) - Формирует значение времени по часу, минутам, секундам и милисекундам.

Процедуры передачи управления

  • Break - Прерывает выполнение цикла.

  • Continue - Начинает новое повторение цикла.

  • Exit - Прерывает выполнение текущего блока.

  • Halt - Останавливает выполнение программы и возвращает управление операционной системе.

  • RunError - Останавливает выполнение программы, генерируя ошибку времени выполнения.

Разные процедуры и функции

  • FillChar(...) - Заполняет непрерывную область символьным или байтовым значением.

  • Hi(X) - Возвращает старший байт аргумента X.

  • High(X) - Возвращает самое старшее значение в диапазоне аргумента X.

  • Lo(X) - Возвращает младший байт аргумента X.

  • Low(X) - Возвращает самое младшее значение в диапазоне аргумента X.

  • Move(...) - Копирует заданное количество байт из одной переменной в другую.

  • ParamCount - Возвращает количество параметров, переданных программе в командной строке.

  • ParamStr(X) - Возвращает параметр командной строки по его номеру. SizeOf(X) - Возвращает количество байт, занимаемое аргументом X в памяти. Функция SizeOf особенно нужна для определения размеров переменных обощенных типов данных, поскольку представление обощенных типов данных в памяти может изменяться от одной версии среды Delphi к другой. Рекомендуем всегда использовать эту функцию для определения размера переменных любых типов данных; это считается хорошим стилем программирования.

  • Swap(X) - Меняет местами значения старшего и младшего байтов аргумента.

  • UpCase(C) - Возвращает символ C, преобразованный к верхнему регистру.




    1. Проектирование в среде delphi

Решаемая на компьютере задача реализуется в виде прикладной программы, которую для краткости называют приложением. В основе разработки приложения в среде Delphi лежит проект. Центральной частью проекта является форма, на которую помещаются необходимые для решения конкретной задачи компоненты. В такой последовательности — проект – формы – компоненты.

Приложение собирается из многих элементов: форм, программных модулей, внешних библиотек, картинок, пиктограмм и др. Каждый элемент размещается в отдельном файле и имеет строго определенное назначение. Набор всех файлов, необходимых для создания приложения, называется проектом. Компилятор последовательно обрабатывает файлы проекта и строит из них выполняемый файл. Основные файлы проекта можно разделить на несколько типов:

  • Файлы описания форм — текстовые файлы с расширением DFM, описывающие формы с компонентами. В этих файлах запоминаются начальные значения свойств, установленные вами в окне свойств.

  • Файлы программных модулей — текстовые файлы с расширением PAS, содержащие исходные программные коды на языке Delphi. В этих файлах вы пишите методы обработки событий, генерируемых формами и компонентами.

  • Главный файл проекта — текстовый файл с расширением DPR, содержащий главный программный блок. Файл проекта подключает все используемые программные модули и содержит операторы для запуска приложения. Этот файл среда Delphi создает и контролирует сама.

На основании сказанного можно изобразить процесс создания приложения в среде Delphi от постановки задачи до получения готового выполняемого файла (рисунок ):


Рисунок 7.1. Процесс создания приложения в среде Delphi


    1. Реализация интерфейса


Реализация интерфейса программы осуществляется по средством использования высшего языка программирования Delphi и имеющихся в нём графических библиотек.

Меню программы выполнено в виде одного окна с кнопками для перехода между разделами(рис. ?)


Рис. ? Главное меню программы

Так же была создано дополнительное окно с подсказкой называемой «Шпаргалка», которое открывается вместе с программой, в ней указывается пояснения к каждому раздела программы при включении оного. Пример – раздел «Списки», страница «Специальности» (рис. ?).



Рис. ? Окно подсказки раздела Списки страница Специальность

Рис. Код Главного меню





        1. ОХРАНА ТРУДА




        1. Общие требования охраны труда

К работе на ПК допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте и имеющие группу по электробезопасности не ниже I.

При эксплуатации ПК на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • повышенный уровень статического электричества;

  • пониженная ионизация воздуха;

  • статические физические перегрузки;

  • перенапряжение зрительных анализаторов (глаз).

Работник обязан:

  • выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией;

  • содержать в чистоте рабочее место;

  • соблюдать режим труда и отдыха;

  • соблюдать меры пожарной безопасности.

Рабочие места с ПК по отношению к световым проёмам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, по возможности слева.

Оконные проёмы в помещениях, где используются ПК, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна быть эргономичной и пригодной для выполнения должностных обязанностей на рабочем месте.

Для нормализации аэроионного фактора помещений с компьютерами необходимо использовать устройства автоматического регулирования ионного режима воздушной среды.

        1. Требования охраны труда перед началом работы

    • Подготовить рабочее место.

    • Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.

    • Проверить правильность подключения оборудования к электросети.

    • Проверить исправность проводов питания на отсутствие оголённых участков проводов, заломов и перегибов.

    • Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и периферийного оборудования (принтера, сканера и т. д.).

    • Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора.

    • Проверить правильность установки стола, стула, монитора (экран должен быть расположен так, чтобы угол между направлением при взгляде прямо вперёд и направлением на центр экрана составлял 10–15° (монитор ниже), угла наклона экрана (отсутствие бликов), положение клавиатуры, положение «мыши», при необходимости произвести регулировку рабочего кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

        1. Требования охраны труда во время работы

Пользователь во время работы обязан:

  • в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;

  • держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;

  • соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе (во время перерывов рекомендуется выполнять упражнения для глаз, шеи, рук, ног и спины);

  • соблюдать расстояние от глаз до экрана видеомонитора в пределах 60–80 см, но не ближе 50 см.

Работнику при работе на ПК запрещается:

  • прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включённом питании;

  • переключать разъёмы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включённом питании;

  • допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;

  • производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;

  • работать на ПК при снятых кожухах;

  • отключать оборудование от электросети и выдёргивать электровилку, держась за шнур.

Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития утомления выполнять комплексы упражнений.

        1. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

При возникновении аварийной ситуации, связанной с опасностью для своего здоровья и здоровья окружающих людей, необходимо прекратить работу, обесточить электрооборудование, сообщить об опасности другим работникам, находящимся в этом же помещении, своему непосредственному руководителю и покинуть опасную зону.

При обнаружении неисправности, внезапном отключении электроэнергии, появлении запаха гари (горелой изоляции) прекратить работу, выключить системный блок, монитор, вынуть штепсельную вилку из розетки и сообщить непосредственному руководителю и лицу, ответственному за исправное содержание технических средств.

Приступать к работе только после ликвидации аварии (устранения неисправностей оборудования) с разрешения лица, производившего ремонт.

При возникновении пожара необходимо:

  • прекратить работу, выключить системный блок, монитор, вынуть штепсельную вилку из розетки;

  • сообщить о случившемся непосредственному руководителю и другим работникам, находящимся в этом же помещении;

  • сообщить по телефону 101 (с мобильного телефона 112) в пожарную охрану о месте возникновения пожара;

  • приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

В случае большой площади пожара, потушить который первичными средствами пожаротушения не представляется возможным, необходимо покинуть помещение.

При травмировании работника необходимо:

  • освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора;

  • оказать пострадавшему первую помощь;

  • сообщить непосредственному руководителю;

  • вызвать скорую помощь.

В случае сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения выключить ПК, сообщить непосредственному руководителю и лицу, ответственному за исправное содержание технических средств.

        1. Требования охраны труда по окончании работы

  • Выключить ПК (системный блок, монитор), сетевой фильтр, за исключением ПК, определённых приказом генерального директора.

  • Привести в порядок рабочее место.

  • Сообщить непосредственному руководителю о нарушениях, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

  • Вымыть руки с мылом.



        1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


Главной целью, разрабатываемого в рамках выпускной квалификационной работы приложения, является повышения качества, и удобства расписания путѐм оптимизации части процессов, связанных с рутинным трудом по составлению первичной формы расписания, и как следствие направление освобождѐнных ресурсов на улучшения и оптимизации расписания под конкретные условия. Составление качественного, оптимизированного учебного расписания должно повысить производительность учебы студентов (благодаря отсутствию временных потерь связанных с «окнами расписания»), и работы преподавателей (благодаря учѐту личных пожеланий преподавательского состава), а так же повысить эффективность использования ограниченных ресурсов (специализированных классов).

Применение подобного приложения в рамках учебного заведения, способно снизить количество время, требуемое для составления расписания, что позволяет избежать потери учебных часов, которые могут быть вызваны резкими и непрогнозируемыми изменениями в учебном заведении (изменение преподавательского состава, аудиторного фонда, учебной программы и т.д.).

Также, внедрение подобного приложения снижает нагрузку на отделы организации, связанные с процессами составления расписания, что позволяет снизить требования к их сотрудникам и уменьшить их количество. Рассмотрим заработную плату сотрудников вовлечѐнных в производство программы, для вычисления еѐ итоговой стоимости и сотрудника отдела расписания для последующего вычисления экономической эффективности разработанной программы. Сведения взяты с сайта распространения вакансий [16, 17], по указанным, или схожим по обязанностям и требованиям, должностям. Все данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 статистические данные по вакансиям


Должность

Данные по заработной плате

Минимальная

Максимальная

Средняя

Менеджер по организации учебного процесса

150,000 тг.

280,000 тг.

215,000 тг.

Delphi Developer

150,000 тг.

1,260,000 тг.

400,000 тг.

Тестировщик

150,000 тг.

600,000 тг.

350,000 тг.

Программный инженер

250,000 тг.

800,000 тг.

525,000 тг.

Рассмотрим вовлечѐнные в производство программы инструменты: 1Open JDK свободно распространяемый пакет разработки приложений

на языке Java;

2NetBeans IDE свободно распространяемая среда программирования;

3SQLite свободно распространяемая, встраиваемая, база данных.

Вследствие свободного распространения программного инструментария создания компьютерного обеспечения, итоговая стоимость программы будет основываться на стоимости оплаты труда сотрудников.

Рассчитаем на основе средней заработной платы (взятой за сутки), вовлечѐнных в производство программного продукта, сотрудников и данных об этапах, выделенных на диаграмме Ганта стоимость программного изделия. Расчѐты представим в табличной форме (табл. 3)
Таблица 3 расчѐт себестоимости программного продукта


Задача

Длительность

Исполнитель

ЗП (за сутки)

Итог

1.Разработка моделей

28

Программный инженер

26,250тг.

735,000тг.

1.1.Анализ предметной области и выявление требований к програмному

продукту


14


Программный инженер



26,250тг.

367,500тг.

1.2.Составление UML диаграмм

7

Программный инженер

26,250тг.

183,250тг.

1.3.Составление DFD диаграмм

7

Программный инженер

26,250тг.

183,250тг.

  1. Создание базы данных

  2. Написание кода

5

32

Delphi Developer

Delphi Developer

20,000тг.

20,000 тг.

100,000тг.

640,000тг.

3.1.Написание программы взаимодейств

9

Delphi Developer

20,000 тг

180,000тг.

3.2.Написание графической части

9

Delphi Developer

20,000 тг

180,000тг.

3.3.Написание расчётной части

14

Delphi Developer

20,000 тг

280,000тг.

4.Тестирование, исправление ошибок

10

Тестировщик+Разработчик

18,770тг.

187,700тг.

4.1.Тестирование интерфейса

3

Тестировкщик

17,540тг.

52,620тг.

логического аппарата

3

Тестировкщик

17,540тг.

52,620тг.

4.3.Устранение неполадок

4

Delphi Developer

20,000 тг

80,000тг.

5.Доработка и финальное тестирование

19

Тестировщик+Разработчик

18,770тг.

356,630тг.

5.1.Внесение добавочных функций

12

Delphi Developer

20,000 тг

240,000тг.

5.2.Тестирование добавочных функций

3

Тестировкщик

17,540тг.

52,620тг.

5.3.Исправление ошибок

4

Delphi Developer

20,000 тг

80,000тг

6.Выпуск готового продукта

7

Программный инженер

26,250тг.

183,750тг.

6.1 Написание технической литературы

6

Программный инженер

26,250тг.

157,500тг.

6.2 Презентация проекта

1

Программный инженер

26,250тг.

26,250тг.

Примерная стоимсоть проекта

101







4318690 тг.

Таким образом, итоговая себестоимость программы будет составлять 4,318,690 тенге.
Для дальнейшего расчѐта экономической эффективности внедрения данного приложения в структуру предприятия следует вычислить прибыль, которое может оно принести. С точки зрения финансовой стороны предприятия, прибылью можно считать уменьшение издержек на оплату труда сотрудников. В частности, внедрения подобного приложение должно привести к уменьшению требований к должности менеджера по организации учебного процесса. В свою очередь это может привести к уменьшению размера заработной платы или упразднение самой должности с передачей части еѐ обязанностей, неавтоматизированных информационной системой, другим лицам. В обоих случаях объѐм затрачиваемых средств уменьшается, в том числе с учѐтом увеличения заработной платы сотрудника берущего на себя обязанности упраздняемой должности. Таким образом, при упразднении должности с передачей еѐ полномочий другому сотруднику, с увеличением его заработной платы на 61,500 тг, экономическую эффективность можно рассчитать по следующей формуле:

Ээф = Эгод – (К * Е), где:

Ээф – экономическая эффективность;

Эгод – годовой экономический эффект от внедрения приложения (соответствует разнице между годовой зарплатой менеджера по организации учебного процесса и годовой прибавке для другой должности (1,842,000));

К – затраты на реализацию 4,318,690 тг.;

Е – нормативный эффект экономической эффективности капитальных вложений (0,15).

Следовательно, экономическая эффективность буде равна:

Ээф = 1,842,000 – (4,318,690 * 0,15) 1,194,196.5;

А окупаемость в годах (Т), рассчитывающаяся как отношение затрат к прибыли за год: Т = 4,318,690тг / 1,842,000 = 2,344565. Отсюда мы видим, что спроектированные приложение окупается в течение 2 лет.

        1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ




    1. Требования к мониторам


Конструкция монитора (видео терминального устройства - ВДТ) должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путем поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах  30 и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах  30 с фиксацией в заданном положении. Дизайн мониторов должен предусматривать окраску в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус монитора и ПЭВМ, клавиатура должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4 - 0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

Конструкция ВДТ должна предусматривать наличие ручек регулировки яркости и контраста, обеспечивающие возможность регулировки яркости и контраста, обеспечивающие возможность регулировки этих параметров от минимальных до максимальных значений.

ВДТ и ПЭВМ должны обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05м. от экрана и корпуса монитора при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74х10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час (100 мкР/час).
Таблица 1. Визуальные эргономические параметры ВДТ и пределы их изменений

ъ

НАИМЕНОАНИЕ ПАРАМЕТРОВ

ПРЕДЕЛЫ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ




миним. (не менее)

макс. (не более)




Яркость знака (яркость фона),

кд/ кв. м. (измеренная в темноте)

35

120




Внешняя освещенность экрана, лк

100

250




Угловой размер знака, угл. Мин.

16

60




    1. Требования к помещениям для эксплуатации мониторов и ПЭВМ.


Помещение с мониторами и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо - восток обеспечивать коэффициент естественного освещения (КЕО) не ниже 1,2 % в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5 % на остальной территории. Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в III световом климатическом поясе.

Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 кв. м., а объем не менее 20,0 куб. м. Для внутренней отделки интерьера помещений с мониторами и ПЭВМ должны использоваться диффузно - отражающиеся материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации мониторов и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и для влажной уборки, обладать антистатическими свойствами. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации мониторов и ПЭВМ. В производственных помещениях, в которых работа с мониторами и ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата. Для повышения влажности воздуха в помещениях с мониторами ПЭВМ следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.
Таблица 2, Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМ.


период года

категория работ

температура воздуха, гр. с не более

относит. влажность воздуха, %

скорость движения воздуха, м/с

Холодный

легкая - 1а

22 -24

40 - 60

0,1




легкая - 1б

21 - 23

40 - 60

0,1

Теплый

легкая - 1а

23 - 25

40 - 60

0,1




легкая - 1б

22 - 24

40 - 60

0,2

Примечания: к категории 1 относятся работы, производимые сидя и не требующие физического напряжения, при которых расход энергии составляет до 120 ккал/ч; к категории 1б относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением, при которых расход энергии составляет от 120 до 150 ккал/ч.

Таблица 3. Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ.


Оптимальные параметры

Допустимые параметры

температура С

относительная

влажность, %

температура С

относительная

влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55






1   2   3   4   5


написать администратору сайта