Главная страница
Навигация по странице:

  • Виссарион Яковслевич Шебалин (1902-1963)

  • Аннотация Шебалин Берёзе. Дирижерский факультет аннотация


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеДирижерский факультет аннотация
    Дата24.05.2023
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация Шебалин Берёзе.docx
    ТипДокументы
    #1157701

    Российская академия музыки им. Гнесиных

    ДИРИЖЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    АННОТАЦИЯ

    По произведению: «Берёзе» из цикла «Шесть хоров без сопровождения на слова М. Танка» муз. В. Я. Шебалина,

    Выполнила: студентка 1 курса

    Малкина Екатерина

    Класс преподавателя М.С. Чихачёва

    Рецензент: Дернович Ф. Ф.

    г. Москва 2022

    Содержание

    I. Историко-эстетический анализ..........2

    • Жизнь и творчество В.Я. Шебалина

    • Черты хорового стиля композитора

    М. Танк (автор стихов)

    • Сведения о произведении

    II. Музыкально-теоретический анализ……….6

    • Музыкальная форма

    • Склад письма

    • Тональный план

    • Темп/размер

    • Нюансы. Динамика

    III. Вокально-хоровой анализ……….9

    • Диапазоны партий

    • Интонационные трудности

    • Тесситурные трудности

    • Ансамблевые трудности

    • Динамические трудности

    • Темповые трудности

    • Дикционные трудности

    Дирижерские трудности

    • Исполнительские трудности

    IV. Список использованной литературы……12

    V. Приложение

    1. Историко-стилистический анализ

    Виссарион Яковслевич Шебалин (1902-1963)

    Выдающийся музыкальный деятель советской культуры. Своей творческой деятельностью внёс огромный вклад в развитие музыкальной культуры. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, являлся также важным общественным деятелем, теоретиком, педагогом, публицистом и критиком.

    Родной город композитора- Омск. Занимался в Омском музыкальном техникуме. В 1923г. Переехал в Москву и поступил в консерваторию, где учился и затем работал под чутким руководством Мясковского. Творчество В.Я. Шебалина многогранно. Им было написано множество разнообразных композиций к радиопостановкам и кинофильмам “Глинка” 1946, “Свадьба Кречинского” 1956, множество романсов и хоры с сопровождением, музыка к драматическим спектаклям “Скупой рыцарь”, “Гамлет”, “Мария Стюарт”, особое в его творчестве отдаётся камерной музыке (сонати и концерты) и хорам без сопровождения на стихи А.В. Сафронова, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Танка, М. Исаковского. Также им были написаны оперы “Укрощение строптивой” 1957, “Солнце над степью” 1959, балет “Минувших дней воспоминанье” 1961, балетная сюита “Жаворонок” 1944, музыкальная комедия “Жених из посольства” 1942. Шебалин был автором таких великих произведений для солистов, хора и оркестра, как кантаты “Москва” 1946, “Синий май, великий край” 1930, драматическая симфония “Ленин” 1931, (редакция 1959), а также пять симфоний, три сюиты, несколько увертюр и вариации на тему русской народной песни “Уж ты, поле моё, поле чистое” 1940.

    Черты Хорового стиля В.Я. Шебалина

    Искусство Виссариона Яковлевича достаточно серьёзно и сдержанно, тем самым покоряя своей строгостью сердца исполнителей и слушателей. Однако его музыка достаточно “тёплая” для восприятия, кажется очень родной и как будто излучает доброту.

    “Скромный рыцарь музыки” писал Асафьев о Шебалине.

    Шебалина всегда привлекала инструментальная музыка, однако с 50-х г. 20 столетия стал плодотворно интересоваться хоровой музыкой и активно писать хоровые миниатюры a’cappella. При выборе текстов для свои сочинений, Шебалин отдавал предпочтение лирике гражданской и философской. В течении своего творческого пути, Шебалин обращался в хоровой музыке очень трепетно. Он безупречно соединял в своих произведениях полифонию и одноголосие, хорошо знал трудности хорового исполнительства, умел грамотно показать звучание и разносторонность в хоровой музыке.

    Особенности хорового звучания в его произведениях сложны. Индивидуальные черты его хоровой музыки сложились благодаря хорошим знаниям базовой традиции хорового исполнительства, а именно традиции русского народного творчества. Также хоровое письмо Шебалина сложилось благодаря русским классикам: Танееву (полифоничность, филосовское начало в выбранных текстах и монотематизм), Мусоргскому (приём гармонической изобразительности).

    Особое место в хоровом творчестве В.Я. Шебалина занимают хоры на стихи Лермонтова и Пушкина. Большое признание получили произведения Шебалина “Зимняя дорога” на стихи Пушкина и “Утёс” на стихи Лермонтова.

    В этих произведениях, как и в остальной хоровой музыке Шебалина исключительно показана выразительность хоровой фактуры, виртуозность композитора в области хоровой музыки, раскрытие художественных образов благодаря разнообразным приёмам, тесситуре и диапазону хора.

    Максим Танк (Евгений Иванович Скурко) (1912-1995гг.).

    Белорусский писатель и поэт. Родился в селе Пильковщина. Участвовал в белорусской революции. В своей поэзии Танк всегда показывал свою гражданскую позицию из-за чего был несколько раз арестован в 30-е годы. Первая публикация работы поэта была в 1936г.- сборник стихотворений “На этапах”. Также публиковались такие работы как “Под мачтой” 1938г. и “Клюквенный цвет”. Любимой темой поэта на протяжении всего его творчества была поддержка народа в борьбе за освобождение народа родной земли.

    В годы Великой Отечественной воны работал в печати и газете “Великая правда”. К окончанию войны Танк написал несколько сборников стихотворений и поэму “Янук Сялиба”. После войны работа редактором в журналах “Полымя” и “Вожык”.

    Наиболее известными произведениями Танка считаются “Да будет свет”, “Глоток воды”. Также писатель имеет награды Ленинскую и Сталинскую премии и звание поэта Белоруссии.

    Сведения о произведении

    Цикл “Шесть хоров на сл. М. Танка”

    Ширма Григорий Романович был Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР.

    Является выпускником Педагогического института в г. Седлец. Был руководителем профессиональных и любительских хоровых коллективов, а также занимался изучением белорусского литературного и музыкального фольклора. Принимал участие в революционном движении в Белоруссии. Около 10 лет был секретарём культурно-просветительной организации “Товарищество белорусской школы”. Также был организатором ансамбля песни и танца в Белоруссии, в дальнейшем преобразованного в Государственную академическую хоровую капеллу.

    «Очень много хорошего хочется сказать, по поводу хора, которым руководит Григорий Романович Ширма. Это действительно выдающийся хор и по строю, и по интонации, и по нюансам», – Юрий Шапорин.

    Грандиозным трудом Ширмы является двухтомный сборник обработок белорусских песен.

    В 1966г. Ширма стал представителем правления Союза композиторов республики.

    В 1936г. Григорий Ширма редактировал первую книгу революционной поэзии М. Танка “На этапах”. Ширма видел в Танке яркий самобытный талант.

    Цикл был написан Шебалиным в 1950г. И посвящён Г.Р. Ширме (соч.45).

    Один из самых выдающихся хоровых циклов Шебалина. Современность звучания этого цикла в том, что с учётом выбранных стихотворений Танка, поэтические образы, хоть и не конкретизированы, но так или иначе отражают события Великой Отечественной войны. Трактовать изображаемые в цикле события можно в достаточно широком диапазоне времени, что придаёт циклу черты эпичности.

    В цикле шесть хоров “Казак гнал коня”, «Мать послала к сыну думы», «Жаворонок», «Берёзе», «Весна красна», «Над курганами». В каждом из произведений сказывается мироощущение композитора с помощью агогики, структуры цикла и даже форме произведений. В цикле хорошо показано образное обобщение: контрасты между произведениями и темпами (в цикле употребляются и медленные, и быстрые, и умеренные темпы).

    Отличительная особенность творчества композитора, заключается в образе созерцания происходящего. Как в цикле, так и в каждом отдельно взятом произведении, его идея хорошо прослеживается.

    Первых хор- “Казак гнал коня”. Повествует о героической смерти казака и о его братьях, занявших его место в боевом строю. Связь человека и его родины.

    Второй хор- “Мать послала сыну думы”. Жанр скорбного плача. Показан образ матери, тоскующей и переживающей о своём сыне. Прекрасное использование природы лирической народной песни.

    Третий и четвёртый хор- “Жаворонок” и “Весна красна” тематически схожи. Это образы природы, которая вновь оживает, как надежда. Эти произведение также близки народному фольклору. Они похожи на веснянки.

    Берёзе”

    Хор “Берёзе” можно назвать лирическим хоровым романсом.

    Главной особенностью данного хора является мелодия с хоровым аккомпанементом. Произведение напоминает лирическую бытовую песню, которая рассказывает о связи человека с природой. Песенное начало и признаки романса сочетаются в хоровой музыке очень органично. Это проявляется в самой мелодии, и в гармонических оборотах, и в наличии репризы.

    В этом произведении затронуты достаточно важные философские темы: любовь к народу и своей Родине и основа природной цикличности, которая проявляется и в жизни человека повсеместно (всё циклично, но никогда не стоит забывать о прошедшем, чтить память великих и родных).

    В данном хоре композитор применяет олицетворение. Берёза в этой композиции имеет присущие человеку черты, она плачет и испытывает грусть, как родина-мать, которая переживает и оплакивает своих детей, (т. 1–4 «О чём грустишь ты у пригорка, росу роняя на песок?»). Тем, кто погиб, создаст вечный покой (т. 11-14 “Дашь отдых у своих корней”).


    1. Музыкально-теоретический анализ

    Музыкальная форма: простая трёхчастная форма

    Iч.- 1-7т.

    IIч.- 8-14т.

    IIIч.- 15-23т. (последние два такта являются дополнением)

    Форма произведения уравновешенная, так как все части делятся поровну.

    Склад изложения письма

    В хоре использованы традиции хорового письма: проникновенная мелодическая линия альтов в начале, мягкие квинты в басовой группе. Мелодия в начале не имеет больших тесситурных разрывов, их диапазон не больше сексты. Например: до-ля бемоль и си бемоль-соль в начале).

    В этом хоре преобладает гамофонно-гармонический склад письма. Встречается и гармонический склад в 10, 18-20т., и имитационно-полифонический в 4т. “на песок”, 7т. “выпить сок” и 11-13т. “дашь отдых”. Следует отметить, что совмещение подголосочности и полифонии в данном произведении очень гармонично.

    В данном хоре также показана индивидуальность сочинений Шебалина. Этот хор выполнен в традиции русской композиторской школы, что говорит наличие в этом хоре закономерности гомофонно-гармонического стиля написания в его классическом виде. Это видно в объединении нескольких партий в так называемый хоровой аккомпанемент, в трёх-четырёхголосной аккордовой фактуре и в фактурном, а также ритмическом выделении основной мелодии.

    Тональный план

    Черты народности в хоре проявляются также и в ладово-гармоническом плане, а именно переменность (f moll- As dur). Основная тональность произведения f-moll, которая придаёт произведению особую минорную краску. С помощью минорной окраски очень хорошо передаётся трепетное отношение к берёзе, как к олицетворению не только природы, но и родины.

    При смене тональности происходит переход между I и II частями. Во II части тема продолжается уже в As-dur. Тут же в партиях мужских голосов появляются хроматические ходы (аккорды DD 18-19т.) окончание IIчасти на D тональности As-dur.

    Часть III является не точной репризой I части, также написана в f-moll. В 18-19т. на словах “земле и людям, синей дали”, чередуются субдоминантовые функции и аккорды натуральной доминанты. Завершает III ч. Одноимённый основной тональности F-dur в 20-23т.. Эта тональности как будто рассеивает все невзгоды и даёт светлую надежду. (Шебалин во многих своих произведениях придерживается мажоро-минорной традиции).

    Темп/размер

    “Певуче, но не слишком затягивая”, соответствует темпу andante (не спеша). (Композитором не указан точный темп.)

    Размер произведения сложный 4/4, он чередуется с размером 3/2 в 2, 5, 8, 19-20 тактах. Смена размера связана со структурой стихотворного текста, с чем и связана музыкальная фразировка.

    В ритмическом рисунке произведения преобладают простые длительности (целые, половинные, четверти, восьмые), что придаёт произведению лирический характер и спокойность (ритмический рисунок не сложный). Благодаря затактовой структуре построения мелодии происходит усиление тяготения к первой доле.

    Нюансы. Динамика

    Динамика в произведении придаёт тексту повествовательный настрой (pp и mf), но в кульминации достигает более полнозвучного звучания f (10-11т.) С помощью уменьшения звучания второго плана (хорового аккомпанемента), композитор выдвигает на первый план мелодическую линию сначала у альтов, затем у сопрано, сделав динамику мелодии на нюанс громче (p в мелодической линии, pp в хоровом аккомпанементе). Далее с помощью данной достаточно уравновешенной динамики и небольшого диапазона хоровых партий, композитор придаёт произведению хоральный характер. Динамика в этом хоре не является контрастной. С помощью f в хоровом tutti в кульминации композитор выделяет главную мысль текста, это смысловая вершина. После кульминации динамика постепенно становится тише. Спад напряжения осуществляется также с помощью имитации хоровых партий (11-13т), здесь используется нюанс p.

    Самым сложным в исполнении можно назвать pp (pianissimo). В самом конце произведения хор звучит в этом нюансе достаточно широко, спокойно, нежно- лёгкий звук, ко всему прочему в конце произведения звук как будто замирает указано (morendo) на фермате.


    1. Вокально-хоровой анализ

    Данное произведение написано для четырёхголосного смешанного хора a’cappalla, также встречается divisi в каждой из партий.

    • Диапазоны партий

    Сопрано: c1- f2

    Альт: b малой- es2

    Тенор: f малой- g1

    Бас: f большой- d1

    Общий диапазон: f большой- f2.

    • Интонационные трудности

    Мелодический строй каждой из партий не вызывает трудностей при исполнении, так как мелодические линии во всём произведении проведены плавно и не имеют резких тесситурный подъёмов и спусков. Но также во внутреннем ансамбле партии проводящей мелодию, есть терцовые ходы (2,4, 6-10, 13, 15-16, 18-22такты), они могут вызвать проблему при исполнении, так как во взаимодействии с ровными длительностями в мелодии голоса может пропасть legato.

    Часто используемый интервал в мелодике Шебалина, это как правило чистая кварта, это характерный для русской музыки интервал. В данном хоре этот интервал звучит очень мягко. Не смотря на свой призывной характер, чистая кварта звучит в соло альтов очень певуче (1-2, 4-5, 15т.). С помощью таких интервалов внутри одной партии мелодия приобретает волнообразное движение. Всё это помогает сохранить в мелодии простоту без лишних эмоций, что идеально подходит стихотворному тексту и удобно в исполнении. Самое сложное место в произведении находится в партии теноров: (8-9т), где присутствуют нисходящие хроматизмы, сложные для исполнения. Их следует исполнять более “узко”, осторожно (интонационно верно не теряя legato).

    • Тесситурные трудности

    Тесситура в произведение достаточно удобная. Особенность партий в том, что в каждой из них преобладает низкий регистр, что удобно исполнителям особенно в таких нюансах, как p и pp. Также и в кульминации верхний регистр в партиях звучит гармонично и удобно для исполнения, так как нюанс в ней f.

    • Ансамблевые трудности

    В произведении очень грамотно выстроена техника вокального ансамбля. Здесь используется камерный приём выключения одной из партий, например: 1-7т. и 15-18т., где отсутствуют сопрано, затем “выключаются” альты с 8 по 9т. В произведении предпочтение отдаётся альтам, тенорам, баритонам и басам (1-7, 15-18т.), соответственно самой главной ансамблевой трудностью будет являться окраска звука в этих партиях. Очень важно “не перегрузить” глубокими тембрами и низкой тесситурой звук на протяжении всего произведения, если этого не сделать, то при пении партий сопрано может быть большой разрыв в окраске звука между партиями, соответственно пропадёт вертикальный строй. Из этого вытекает, что строй горизонтальный в каждой партии должен быть интонационно точным с более светлой окраской звука.

    • Динамические трудности

    Динамические трудности не возникают, так как все нюансы расставлены очень грамотно и хорошо гармонируют с тесситурой в партиях голосов. Проблемы могут возникнуть только на нюансе pp в местах, где мужские партии аккомпанируют мелодическому соло альтов и сопрано (1-7т.), важно учитывать, что мелодия должна звучать на нюанс громче аккомпанирующих голосов.

    • Темповые трудности

    Темповых трудностей не должно возникать, так как на протяжении всего произведения сохраняется единый темп. Трудность может возникнуть только у дирижёра, так как темп не указан автором, соответственно исполнители должны следовать за его жестом (см. раздел “Дирижёрские трудности”).

    Наиболее удобный темп для исполнения четверть-60. Сходный с andante (в темпе ходьбы).

    • Дикционные трудности

    Главная задача исполнителей- донести текст в композиции с помощью дикции. Очень важно хорошее произношение гласных, согласных, соблюдение орфоэпии, норм произношения грамматических и фонетических.

    • Дирижерские трудности

    Главная задача дирижёра, донести до слушателя то, что хотел передать композитор.

    Главная трудность для дирижёра, как и для хора, это конечно исполнение a’cappella. Основная задача, это постараться “не затянуть”, т.е. остаться в одном темпе, как и указывает автор в начале “Певуче, но не слишком затягивая”.

    Должен быть ясный показ вступления, снятия и дыхания. Также важно не забыть про выразительность в показе, так как от этого зависит и выразительность исполнителей. Здесь важна каждая мелочь, чтобы передать нужный характер. Очень важно передать художественный образ и смысл музыки.

    В создание образа дирижёру всегда приходит на помощь сопереживание и понимание исполняемой музыки, мимика и жесты. Дирижёр должен показать исполнителям то, что он хочет услышать от них, должна быть чёткая обратная связь.

    • Исполнительские трудности

    Данное произведение очень удобно для исполнения. Можно сказать, что оно даже способствует формированию качеств певческого звука. В этом хоре очень удобно формировать звук в высокой позиции, активизировать дыхание. Также этому произведению характерен при исполнении близкий и яркий звук и наполненное, плотное звучание голоса. В этом произведении важна чёткость и ясность при произношении текста, что зависит от подвижности артикуляционного аппарата при вокализации (правильная работа губ, рта, мягкого и твёрдого нёба и языка). Также текст должен звучать выразительно, учитывая всё выше перечисленное. Следует в каждое слово вкладывать душу, в этом исполнителям поможет и само произведение своим характером и образом. Также важным в произведении является цепное дыхание, оно может вызвать трудности, поскольку есть точно определённые мелодические линии, между которыми возможно захочется взять дыхание, чего делать нельзя, в особенности где композитором указаны лиги. Эти лиги нужны для распевания нот на один гласный звук из текста, например­, 11-13 и 17т. в партиях сопрано и альтов. Исполнение с закрытым ртом также может вызвать трудности у исполнителей. Здесь очень важна высокая вокальная позиция и объёмность звука, что достигается благодаря крепкой опоре (1-7, 15-18т).

    IV. Список использованной литературы

    Самарин В. А. Хороведение. Учебное пособие для средних и высших музыкально–педагогических заведений. –М. : «Музыка», 2011, – 317 с.

    Листова Н. А. Шебалин В. Я.//Монография. – М.: «Ск.», 1982, с. 296

    Дмитревская К. Н. Хоры a cappella Шебалина в свете традиций русской хоровой классики. // Музыка и современность, вып. 7. – М., 1971, с. 88–122

    https://studbooks.net/567804/kulturologiya/horovye_proizvedeniya_shebalina_zhanr_hora_capella

    https://ru.wikibrief.org/wiki/Maksim_Tank

    Асафьев Б. В. Шебалин В. Я.// О музыке 20 века. – Л.: «Музыка», 1982, с. 337–344

    V. Приложение





    написать администратору сайта