Главная страница

Григорий Нисский. Корпус творений. Патрология. Дисциплина Патрология Вопрос 27. Григорий Нисский. Корпус творений


Скачать 15.06 Kb.
НазваниеДисциплина Патрология Вопрос 27. Григорий Нисский. Корпус творений
АнкорГригорий Нисский. Корпус творений
Дата12.10.2022
Размер15.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПатрология.docx
ТипДокументы
#729834

Дисциплина: «Патрология»

Вопрос 27. Григорий Нисский. Корпус творений.
Григорий Нисский происходил из очень выдающейся семьи: отец – почтенный ритор, мать набожная христианка, семья была христианской уже несколько поколений. Брат Григория Нисского – Василий Великий – епископ Кесарийский, сестра – святая Макрина, которую сам Григорий Нисский называл своей духовной наставницей. Григорий Нисский был весьма отличен от своего старшего брата Василия Великого, был менее уверенным в себе, более спокойным. Григорий с детства много читал, подходил к изучению и познанию христианства с философской и мистической точки зрения. Кроме того, Григорий Нисский был женат на очень образованной и благочестивой женщине Феосевии. В 371 году Григорий был возведен братом Василием Великим в сан епископа небольшого городка Нисса в восточной Каппадокии. Впоследствии Григорий Нисский принимал активное участие во Втором Вселенском (Константинопольском) соборе, на котором изобличал арианство. Григорий был рьяным защитником Никейского Символа Веры. В эту защиту и против арианства Григорием Нисским был написан большой труд под названием: «Опровержения Евномия», посвященный критике арианства и лично деяний его последователя Евномия, епископа Кизика, а впоследствии Берии Фракийской.

За свою жизнь Григорий Нисский написал множество трудов, посвященных богословию, вероучению и христианской философии.

Первым произведением Григория Нисского было «О сотворении человека». В нем он продолжал идеи проповедей своего брата Василия Великого о творении, развивал христианскую антропологию под влиянием платоновской физиологии. В данном произведении мысль автора развивается больше не логически, а концентрически, со многими отступлениями. Автор увлечен богословским учением о человеке, образе и подобии Божием. В данном труде Григорий выявил единство человечества: мера человечности исполнится лишь с тем последним рождением, которое во Христе разрешит полноту человечества.

Ко времени Константинопольского собора и после него относятся важнейшие догматические произведения Григория Нисского, которые и определили его богословский авторитет и славу. «Большой катехизис» - теоретический свод основных истин вероучения, учебник догматики, основанный на трактате Оригена «О началах». В это же время написано и «Житие Макрины», в котором описана благочестивая жизнь и смерть его сестры, святой Макрины, свидетелем которых и являлся сам автор.

Впоследствии уже значительно после Константинопольского собора ораторский талант Григория Нисского проявился в ряде написанных и произнесенных им надгробных речей-проповедей, в том числе на смерть царевны Пульхерии, епископу Антиохийскому Мелетию Великому, императрице Илакилле.

Ближе к концу своей жизни Григорий Нисский, уже будучи освобожден от большинства своих обязанностей, пишет свои замечательные сочинения «Жизнь Моисея» и «О Песни Песней», к которым также примыкают трактат «О блаженстве и толкование на «Отче наш». Данные произведения являются шедеврами мистического богословия. В них Григорий в живых образах описывает духовное странствие как непрерывный путь совершенствования и очищения, орошающего душу все новыми приливами благодати до полного самоотвержения. Именно Григорий Нисский написал про три уровня духовной жизни: просветлении, мгле и тьме. От него эти определения перейдут к духовным писателям Средневековья. По Григорию Нисскому в своем полном самоотречении человек раскрывается Богу, воодушевленный чистой любовью, и становится признан свыше другом Божиим. В этом для Григория «и есть свершение жизни». В этих сочинениях мыслитель как бы идет об руку с мистиком, а умозрение опирается на опыт.

Также Григорий Нисский был автором многочисленных писем и посланий. Практически все труды Григория Нисского были опубликованы в «Творениях святого Григория Нисского» в России в 1863 году, г. Москва, типография В. Готье.


написать администратору сайта