Главная страница
Навигация по странице:

  • Когда же человек стал деятелен на творческой ниве Что побудило его создавать образы

  • Для того чтобы начать рассматривать различные теории происхождения искусства, для начала нужно ответить на два основополагающих вопроса что есть искусство и когда именно оно возникло


    Скачать 79.62 Kb.
    НазваниеДля того чтобы начать рассматривать различные теории происхождения искусства, для начала нужно ответить на два основополагающих вопроса что есть искусство и когда именно оно возникло
    Дата16.01.2023
    Размер79.62 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла2517612.rtf
    ТипДокументы
    #889886

    Размещено на http://www.allbest.ru/



    Теории возникновения искусства

    философия отображение действительность искусство
    Для того чтобы начать рассматривать различные теории происхождения искусства, для начала нужно ответить на два основополагающих вопроса: что есть искусство и когда именно оно возникло.

    Если мы обратимся к разным словарям, то увидим разные определения термина «искусство» Кто-то трактует его как воспроизведение действительности, кто-то как совершенное владение тем или иным ремеслом, кто-то как одну из форм духовной самореализации.

    Но, не смотря на то, что эти определения разняться, можно увидеть одно общее утверждение. Искусство – это деятельность.


    Когда же человек стал деятелен на творческой ниве? Что побудило его создавать образы?

    Вплоть до конца XIX века все труды по истории искусств начинались с разделов об искусстве Древнего Египта и Ассирии. Т.е. хронологические рамки не выходили за пределы IV-III тыс. до. н.э. Но вместе с изобретением телефона и открытием синематографа, человечество открыло для себя мир искусства каменного века – скульптуру и живопись эпохи Палеолита.

    Открытие археолога-любителя, МарселиноСанс де Саутуола и его маленькой дочери, сделанное в 1879 году, было воспринято скептически. Учёные мужи того времени не верили, что первобытные люди могли создавать подобные рисунки.

    Естественно, открытие пещеры Альтамира стало резонансным событием, но к сожалению, рисунки были признаны подлинниками лишь после смерти первооткрывателя.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что искусство возникло и стало развиваться вместе с человеком.

    Теперь рассмотрим основные теории возникновения искусства.

    Биологическая теория

    Эта теория основывается на теории Чарльза Дарвина и говорит о том, что потребность в творчестве заложена в человеке природой. И способность к художественному процессу развивалась (эволюционировала) вместе с человеком. Чувство прекрасного развивалось в течении многих тысяч лет по мере того, как человек в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту окружающего мира и воплощать её в своих творениях.

    Магическая теория

    Магическая теория возникновения искусства была разработана французским археологом и религиоведом Соломоном Рейнаком. С. Рейнак считал, что магия является одним из основных факторов всех мировых религий, высших в том числе. Одними из важнейших магических ритуалов считались ритуалы связанные с охотой. Изображения животных проткнутых стрелами или копья, сцены охоты племенем, всё это было нацелено на привлечение удачи и часто служили оберегом для самого охотника. Кроме изображений животных и сцен охоты мы видим изображение самого шамана, совершающего ритуал.

    Согласно магической теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а наскальные рисунки были частью совершенного обряда.

    Божественная теория

    Согласно Библейской теории, Бог создал человека « по образу и подобию своему». Бог –творец, создатель, наделил и человека способностью созидать, творить, познавать красоту Вселенной.

    Крупный эстетик и искусствовед МихелесПанаотис так пишет о связи искусства с божественным: «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».

    Теория игры

    Основы этой теории были изложены в трудах по эстетике Фридриха Шиллера, известного немецкого философа, поэта, теоретика искусства.

    Шиллер считал, что в игре заключён идеал красоты. Посредством игры человек переходит из сферы необходимого в сферу творчества и как только у человека появились свободные силы, он направил их в эстетическое русло. И действительно, для того чтобы что-то создавать нужны свободное время и свободные силы. Наиболее ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, неровные линии, носят явно игровой характер.

    Также следует отметить, что игра всегда носит элемент подражания.

    Психофизиологическая теория

    Философ психоаналитик Эрих Фромм так писал: «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы»

    То есть с точки зрения психофизиологической теории, через творческую деятельность человек соединяет себя с окружающим миром, тем самым подавляя в себе животное начало. Искусство – это акт самоочищения, попытка сохранить своё «Я».

    Эротическая теория

    Эротическая теория была сформирована под влиянием работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории считают, что творчество – это выражение и косвенное удовлетворение эротического желания, а в каждом элементе можно найти фаллическую символику. Также эротическая теория утверждает, что возникновение искусства связано с необходимостью привлечения лиц противоположного пола (украшательство, звуки, нацеленные на призыв необходимой особи и т.д.)

    Прагматическая теория

    Приверженцы прагматической теории считают, что первобытное искусство было актом передачи информации, накопленного коллективного опыта. Наскальная живопись затрагивала различные сферы жизни человека: охоту, материнство, смерть и др. Поэтому можно сказать, что рисунки – это способ передачи информации от поколения к поколению, это средство общения, объединения общины, предупреждение об опасности.

    Стоит признать неоспоримым тот факт, что искусство возникло и стало развиваться вместе с человеком. И каждая из теорий его возникновения в чём-то по-своему права. Мы не можем знать наверняка, как и чем жили первобытные люди, мы не знаем достоверно, каким был их быт, как выстраивались социальные и личностные взаимоотношения и с какой именно целью люди наносили рисунки на стены пещер.

    Очевидно одно. Искусство и человек идут рука об руку уже не одно тысячелетие, и так будет продолжаться до тех пор, пока человечество не погибнет.
    Литература
    Лукачевский А. Т. Происхождение религии: обзор теорий. М., 1929. С. 26 — 27, 54 — 78.

    Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа 1978

    Малиновский Б. К. Секс и вытеснение в обществе дикарей. М., 2011.

    Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с

    Юнг К.Г. Человек и его символы. — Серебряные нити, 2017. — 352 с.

    Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

    Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с

    Искусство // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

    Искусство / С. А. Ромашко // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

    Тер Акопян Н. Шиллер как историк // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М. 1957. т. 5.




    написать администратору сайта