Доклад. Доклад исторические песни в русском фольклоре песни (главным образом эпические и лироэпические), посвящённые историческому событию или лицу, с развёрнутым повествовательным сюжетом
Скачать 77.88 Kb.
|
Доклад ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - в русском фольклоре песни (главным образом эпические и лиро-эпические), посвящённые историческому событию или лицу, с развёрнутым повествовательным сюжетом. В устной традиции не имели специального обозначения. Период расцвета исторических песен - XVI-XVIII века, однако их продолжали сочинять и позднее. Области распространения: Центральная Россия, Поволжье, Русский Север, Сибирь, казачьи поселения на реках Дон, Кубань, Терек, Урал. Известно cвыше 600 сюжетов исторических песен. Ранние сюжеты отобразили события периода борьбы с монголо-татарским игом («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич»). В циклах исторических песен XVI века разработаны темы борьбы Ивана IV Васильевича Грозного с внешними и внутренними врагами («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына»), сибирского похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. В XVII веке сложены исторические песени о Смутном времени («Михаил Скопин-Шуйский», «Гришка-расстрижка», «Плач Ксении Годуновой»), о борьбе за Смоленск («Земский собор», «Милославский»), о защите южных границ («Взятие Азова»). Один из самых крупных циклов - о Степане Разине («Убит астраханский воевода», «Песня разинцев», «Казнь Стеньки Разина» и другие). В XVIII веке возникли исторические песни о петровском времени, в которых на первый план выступила тема побед русской армии: Полтавская битва 1709 года , взятие Орешка, Риги, Выборга; появились исторические песени о восстании Е.И. Пугачёва 1773-1775 годов. Песня "Авдотья Рязаночка" отражает эпизод татаро-монгольского нашествия, взятие Рязани. Рязань была уничтожена, ее жители были убиты и угнаны в рабство. Песня рассказывает о том, как король Бахмет турецкий3 увел из города всех уцелевших жителей. Осталась в Рязани одна Авдотья, и пошла она к Бахмету выручать из беды своих близких. Путь ее был труден и тяжел. Завоеватели оставили на дорогах три заставы великие. Наконец Авдотья пришла к королю. Он был поражен неслыханной смелостью женщины, ее любовью к близким, ее патриотическим чувством любви к родному краю. В разговоре Авдотьи с королем проявляются элементы иносказания, своего рода загадки. Бахмет говорит. Это звучит как загадка, и Авдотья Рязаночка ему отвечает, что будет у нее и муж, и свекор, и сын, и сноха, и свекровь, да не будет брата любимого. Король, пораженный ее мудростью, не только одарил ее золотой казной, но и вернул всех пленных рязанцев. И вернулись все домой, и построили город Рязань на новом месте. И это действительный факт. Сюжет песни, а, возможно и образ Авдотьи, вымышленные. Художественный вымысел опирается на былинные и сказочные традиции. С ними связаны изобразительные средства, гиперболическое изображение врага (описание пути Авдотьи), разгадывание загадки. В песне история жизни Авдотьи и ее семьи проявляется как выражение народной национальной трагедии. Также образцом исторической песни является неофициальный русский национальный гимн конца 18, начала 19 столетия – “Гром победы, раздавайся!”. Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза. Поводом к созданию гимна явилось взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова османской крепости Измаил в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Впервые исполнен 28 апреля (9 мая) 1791 года в Таврическом дворце на грандиозном празднике, заданном Г. А. Потёмкиным для императрицы. Козловский был участником этой войны и взятия Измаила. На службу в русскую армию он поступил в сентябре 1786 года, когда был зачислен на должность адъютанта князя Ю. В. Долгорукова, командующего Кинбурнским драгунским полком. Считается, что, вероятнее всего, Потёмкин познакомился с Козловским в качестве адъютанта Долгорукова. Музыкально одарённый Потёмкин оценил композиторский талант Козловского и пригласил его к себе на службу, назначив руководителем хоровой капеллы, численность которой составляла 200 певцов. Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся. Магомета ты потрёс! Припев: Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать! |