Главная страница
Навигация по странице:

  • «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева» Институт машиноведения и мехатроники Кафедра философии и социальных наукДОКЛАД

  • Содержание диалектической картины мира

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Содержание диалектической картины мира. Доклад Содержание диалектической картины мира, МСО21-01, Жога Р.. Доклад по дисциплине Философские проблемы науки и техники Содержание диалектической картины мира


    Скачать 410.69 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине Философские проблемы науки и техники Содержание диалектической картины мира
    АнкорСодержание диалектической картины мира
    Дата25.04.2022
    Размер410.69 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДоклад Содержание диалектической картины мира, МСО21-01, Жога Р..pdf
    ТипДоклад
    #494349

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
    «Сибирский государственный университет науки и технологий
    имени академика М. Ф. Решетнева»
    Институт машиноведения и мехатроники
    Кафедра философии и социальных наук
    ДОКЛАД
    по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»
    Содержание диалектической картины мира
    (тема работы)
    Преподаватель
    Григоренко Д.Е. подпись, дата инициалы, фамилия
    Обучающийся МСО21-01, 212158001
    Жога Р.А. номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
    Красноярск 2021

    2
    ВВЕДЕНИЕ
    Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
    С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира» — важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.
    Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.

    3
    Термин «диалектика» произошел от греческого слова, обозначающего рассуждение, беседу. Однако в дальнейшем он стал символизировать науку о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Огромный вклад в развитие диалектического материализма внесла немецкая классическая философия в лице Канта, Гегеля и Маркса.
    В своей работе «Критика чистого разума» Кант разрабатывает теорию об априорных, то есть доопытных формах рассудка, к которым он относит двенадцать категорий, обозначающих самые общие понятия человека о мире.
    Разбивая все категории на четыре группы, он объединяет три категории в каждой группе по принципу «тезис - антитезис - синтез», демонстрируя таким образом начало процесса мышления человека, познающего мир.
    Заслуга Гегеля перед диалектикой состоит в том, что субъективный принцип развития мышления, открытый Кантом, Гегель передает Мировому
    Духу. С этого момента «тезис - антитезис - синтез» как принцип мышления становится объективной духовной реальностью Творца, посредством которого он творит историю мира. Здесь диалектические законы, сформулированные
    Гегелем, имеют исключительно духовное, надмирное происхождение.
    И, наконец, Маркс переводит мистическую форму мышления в материальную плоскость, утверждая тем самым, что диалектические законы развития принадлежат не отдельному субъекту, как утверждал в своем учении
    Кант, и не Мировому Духу, как описал в своих работах Гегель, а материальной природе, обществу и мышлению в целом. Иначе говоря, Маркс приходит к материалистическому единству мира, который во всех своих многообразных формах развивается по универсальным законам диалектики.
    Диалектический способ видения мира с развитием фундаментальных наук вооружился очень важным принципом, который снял множество назревших

    4 противоречий и стал тем моментом, в котором философское видение мира объединилось с научным. Он называется «принципом дополнительности» и гласит, что материя как единственная субстанция, то есть начало мира, имеет два основных вида своего существования: континуальное и дискретное, или непрерывное и прерывное, иначе говоря, в виде поля и вещества. Поле и вещество становятся двумя основными видами существования материального мира. Материя в виде вещества существует в следующих состояниях: твердом, жидком, газообразном и плазменном (к последнему относятся и звезды, и туманности, и межзвездный газ). Материя в виде поля имеет непрерывное существование в форме сил тяготения, электрических и магнитных полей. Без полей, удерживающих вещества рядом, не было бы ни ядра, притягивающего электроны и образующего атом, ни Солнечной системы, ни Вселенной. Однако границы между веществом и полем относительны, ибо вещество и поле постоянно переходят друг в друга. В процессе всех этих превращений материя сохраняется как основа всех изменений. Поэтому принцип сохранения материи гласит: какие бы превращения ни происходили в мире, общий баланс материи остается неизменным.
    Итак, главные характеристики материи как основы мира таковы: она вечна, несотворима и неуничтожима. Важнейшими ее атрибутами выступают пространство, время, движение и сознание человека. Это значит, что нет материи без движения, а движения - без материи. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, а сознание человека, выступая продуктом высокоорганизованной материи, призвано отражать реальность и познавать принципы материального существования. Самыми общими принципами материального существования мира становятся универсальные диалектические законы, которые выявляют характер всех изменений. И в целом описывают бытие через:
    1) закон единства и борьбы противоположностей;

    5 2) закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот;
    3) закон отрицания отрицания.
    А это значит, что диалектическая картина мира и переход вещества в поле и наоборот самым общим образом описываются через законы, которые говорят, что развитие мира осуществляется путем раздвоения его на самых разных уровнях на противоборствующие противоположности, противостояние между которыми и составляет внутренний импульс его изменения. Подобные изменения осуществляются эволюционно и революционно (или плавно и скачкообразно), при этом главными характеристиками становятся «количество» и «качество», а «мера» - связующим звеном между ними. Но все явления мира происходят благодаря отрицанию своего предыдущего состояния, из-за чего образуется спиралевидная цепь всех материальных изменений. Такова диалектическая картина мира.
    Диалектика Гегеля:
    Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
    В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
    1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от

    6 противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
    2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово
    «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».
    Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории.
    Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
    3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики.
    Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
    Обобщая изложенное, скажем, что диалектическая картина мира окончательно сформировалась как научно-философское мировоззрение благодаря философам, представляющим научный материализм, главным критерием истинности для которых выступала опытная проверка теоретически обоснованных положений. Но если метафизическое мировоззрение строило

    7 свою картину, опираясь на внутренний опыт рассудка и внутренние ощущения, то диалектика ищет гармонию внутреннего глубинного опыта с тем, что проявляет себя во внешнем мире. Однако мы знаем, что глубинный внутренний опыт пребывает в памяти субъекта, в его инстинктивном поведении, в котором накоплены бессознательные переживания предыдущих поколений. А внешний опыт становится достоверным лишь в том случае, если он в естественных или искусственных условиях воспроизводим. Подобное гармоничное единство внутреннего и внешнего опытов выступает источником диалектического мышления, рисующего соответствующий образ мира, самые общие формы развития которого отражены в диалектических законах.

    8
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В истории изучения человеком природы сложился такой подход, который приобрел статус общефилософского, т.е. носящего всеобщий характер. Это — диалектический подход.
    При диалектическом подходе предполагается изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.
    Из всего вышесказанного следует, что основополагающие принципы диалектики — принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи — получили во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. мощное естественнонаучное обоснование. Это означало крушение прежних метафизических представлений о мире и возвращение к диалектическому его пониманию, основы которого были заложены еще в античной натурфилософии.

    9
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Ильин В.В. Философия науки. М., 2003, 32 с.
    2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов.- М.: «Изд-во ПРИОР», 2001 4. Особенности научного знания
    [электронный ресурс]
    - https://studopedia.ru/12_65655_osobennosti-nauchnogo-znaniya-obidennoe- religioznoe-hudozhestvennoe-igrovoe-lichnostnoe-znanie.html (дата обращения -
    10.11.2021)
    5. Философия и методология науки. Учебник для вузов – М.: Аспект-прес,
    1996, 50 с.


    написать администратору сайта