Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад по дисциплине « Философские проблемы в науке и технике » по теме: Наука в ее историческом развитии.

  • Ф. Бэкон и Р. Декарт

  • Заключение

  • Доклад Философия. Доклад по дисциплине Философские проблемы в науке и технике по теме


    Скачать 19.88 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине Философские проблемы в науке и технике по теме
    Дата22.12.2022
    Размер19.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад Философия.docx
    ТипДоклад
    #859269


    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

    образования

    «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

    Горно-нефтяной факультет

    Доклад
    по дисциплине «Философские проблемы в науке и технике »
    по теме: Наука в ее историческом развитии.

    Философия классической науки – Ф. Бэкон, Р. Декарт.

    Студент группы
    Проверила

    Уфа 2022

    Оглавление

    Введение 3

    1Философия познания Ф. Бэкон и Р. Декарт 4

    2Эмпиризм Бэкона 7

    3Рационализм Декарта 9

    Список использованных источников 12


    Введение


    В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание на науку, они постепенно освобождались от влияния религии, Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной. На этой почве возрождалась античная традиция гуманизма. Гуманизм изначально против любой формы подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.

    Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их. Она носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру.

    XVII век - арена дискуссий между рационализмом и эмпиризмом. С одной стороны: великие философы-эмпирики -- Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк. С другой - великие философы-рационалисты -- Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

    Актуальность темы данной работы заключается в том, что философская мысль этого периода отличается гигантским разнообразием идей, взглядов, направлений. Например, для этого периода характерна детальная разработка основ (методологии) научного знания в разных аспектах.

    В данной работе рассматриваются философия классической науки – Ф. Бэкон, Р. Декарт.

    Френсис Бэкон (1561-1626) - английский философ ставший родоначальником эмпиризма и Рене Декарт (1596-1650)- французский философ и математик, основоположник дедуктивного метода анализа.

    1. Философия познания Ф. Бэкон и Р. Декарт


    В рамках классического образа познания и познавательной традиции были сформулированы основные методы познания, широко используемые в философии и науке.Методы познания – это способы воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

    Одним из первых, кто поставил вопрос о необходимости создания научных методов исследования, был философ XVI века Фрэнсис Бэкон. В работе «Великое восстановление наук» он заявил, что необходимо отказаться от догматов и авторитетов, которые царили в науке. По его мнению, открытия в науке совершались медленно и случайно только потому, что она не располагала необходимыми методами. Поэтому Бэкон предпринял попытку разработки нового метода, названного им индуктивным. Индукция — вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия.

    Рассматривая достоинства и недостатки эмпирического и рационального путей познания, Бэкон отмечает, что эмпирики подобны муравьям, упорно, но бессистемно стаскивающим данные в науку. Рационалистов он называет «пауками», ибо они плетут свою логическую паутину, вытаскивая выводы и доказательства из предыдущих аксиом и, в конце концов, запутываются в собственных аргументах, теряя реальность событий. Наиболее правильным путем познания он называет «путь пчелы», т.е. сбор фактов в качестве фундамента знания и на этой основе возведение логических построений и обобщений.

    В соответствии с выбранным путем познания Бэкон формулирует и свой индуктивный метод. Он складывается из трех фаз. Первая фаза – определение «частных аксиом». Это означает, что надо собрать конкретные данные, факты и дать им обозначение и определение. Вторая фаза – выведение «средних аксиом» на базе частных. Это означает, что следующим шагом в познании должно стать описание и некоторое обобщение конкретных данных. Третья фаза – переход к «наиболее общим аксиомам». Это означает, что путь познания завершается «общим взглядом», т.е. созданием общих суждений, выводимых из опыта и обобщений.

    По сравнению со Средневековьем или Античностью, метод Бэкона был новым и свободным от предрассудков, так как он включал данные опытов в теоретические рассуждения. Однако индуктивный метод имеет и ряд слабых мест. Во-первых, опытные данные всегда бесконечны, и стремление Бэкона исследовать их все без исключения делает индуктивный метод весьма проблематичным: нельзя с полной уверенностью судить об истинности знании или о том, насколько достоверно теория закрепляет данные опыта. Во-вторых, созданные гипотезы или суждения требуют вновь более «надежных» принципов проверки.

    В XVII в. создается противоположный индуктивному методу дедуктивный метод. Разработке и широкому применению дедуктивного метода мы обязаны Р. Декарту.

    Декарт считал, что подлинное знание достигается с помощью абсолютно достоверных суждений. Но всякое суждение может быть сомнительно. Принцип Декарта гласит: «Можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения». В море сомнений остается небольшой островок – уверенность каждого субъекта в собственном существовании. Без этой уверенности невозможно жить и действовать. Первое достоверное суждение «Я мыслю» (Cogito). Оно формулирует основания нашего знания и базируется на убеждении в существовании Бога, существа всемогущего, вложившего в человека разум. Декарт был убежден в превосходстве разума над опытом. Опыт играет в процесс познания лишь вспомогательную роль. Он дает кое-какие внешние факты, которые разуму предстоит не просто обобщить, а проанализировать и проникнуть в глубину фактов, дойти до сущности вещей. Этому способствует интеллектуальная интуиция и дедукция.

    Дедукция – это процесс логического вывода, представляющий собою переход от посылок к заключениям на основе правил логики.Поэтому дедукция есть опосредованное знание. Дедукция включает в себя цепь последовательных логических операций. Отправляясь от абсолютно достоверных интуиций, разум движется далее посредством дедукции, делая явным то, что содержится в общих тезисах неявно. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория – стройная совокупность взаимосвязанных теоретических положений. Для интуиции и дедукции, а значит, для создания теории достаточно обычного человеческого ума, никаких выдающихся способностей не требуется. Почему же далеко не все люди способны научно мыслить, а убедительные теории встречаются еще реже? Ответ Декарта состоит в том, что, обладая умом, далеко не все умеют им правильно пользоваться. Мешает хаотичность, непоследовательность мышления, необдуманность того, с чего надо начинать и по какому пути двигаться. Примером использования дедуктивного метода могут служить расследования знаменитого книжного персонажа Шерлока Холмса, который на основе отдельных свидетельств (посылок) мог сделать вывод о характере, привычках, образе жизни незнакомого человека. Благодаря своей интеллектуальной интуиции, ясному и отчетливому мышлению, основательному анализу представлений, разложению их на простейшие элементы он замечал детали, на которые другие люди не обращали внимания. По сути метод дедукции представляет собою организованное правилами движение мысли, в процессе которого приобретаются новые истины.

    Таким образом, если индуктивный метод в ходе познания обращает внимание на внешнее знание (знание фактов, обобщений), то дедуктивный метод нацелен на умопостигаемые, внутренние процессы, составляющие суть предметов.

    Оба метода используются и в философии, и в науке. Оба они имеют свои собственные задачи. Изучение внешних явлений природы как и изучение внутреннего строения природы и процессов, в ней протекающих, достигаются разными методами. Они весьма эффективны, если используются не порознь, а в единстве. Проблема философов Нового времени состояла в том, что они стремились доказать превосходство одного метода над другим и совершенно не хотели замечать достоинства противоположного. В пылу полемики они часто полностью отвергали положительные идеи, составляющие достоинства противоположного метода.
    1. Эмпиризм Бэкона


    Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.

    Родоначальником эмпиризма был английский философ Бэкон (1561-1626), который был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».

    Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении - поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Главное затруднение в познании природы - в уме человека. Для Бэкона правильный метод - наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине.

    Философия Бэкона открыла перед сознанием новые горизонты. Он один из первых в Европе поставил вопрос о научном методе и опытном характере знания. Благодаря этому философу в Европе возобновилась эмпирическая традиция. Которая вместе с рационализмом стала основной формой в философии нового времени.

    Конечная цель всей бэконовской философской системы заключалась в том, чтобы обеспечить господство человека над природой. Правда, господство это было особого рода. Оно мыслилось не как подчинение человеком природы на подобие подчинения завоевателем завоеванного им народа, но как подчинение человека законам природы, основанное на их познании и использовании во благо всех людей. Достигнуть подобной цели предполагалось за счет реабилитации природы в качестве основного объекта всякого знания.

    Как писал Бэкон, «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом.» « Было бы безумным и в себе противоречивым ожидать, что будет сделано то, чего до сих пор никогда не было, иначе как средствами, никогда доселе не испытанными.»

    Бэкон утверждает «знание-сила», он считает, что наука необходима, так как она может дать знания, которые могут преобразовать природу. Только наука способна обеспечить будущее материальное изобилие человечества.

    Он считает, что природу можно познать, для этого необходимо каждую природную вещь разделить на мелкие неделимые частицы -- простые природы, которые являются составляющими мира. Перечень простых природ поможет человеку придти к новому, еще не существующему в природе, имеющему необходимые человеку свойства.

    Но для того чтобы овладеть природой и поста- вить ее на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В Средние века, да и в античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

    Основа познания - наблюдение за свойствами. Бэкон выделял три пути познания: 1)«путь паука» - получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» -способ познания, построенный исключительно из наблюдений и опыта, когда сбор разрозненных фактов не даёт знаний о сущности предметов, называя этот способ познания «ползучим эмпиризмом» за поверхностность; 3) «путь пчелы» - идеальный путь познания, названный им индукцией (от лат. наведение), когда совершается сбор фактов на основе исследования отдельных свойств (простых натур), их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах.
    1. Рационализм Декарта


    Рационализм -- направление в философии, которое считает единственным источником истины разум.

    Декарт -- крупнейший представитель рационализма.

    Еще когда Декарт учился у иезуитов, его отталкивала философия, преимущественно схоластическая, которая там изучалась. Ее истины оспаривались в рамках самой же философии. Диспуты, сопровождавшие обучение и соответствовавшие самой природе схоластического философствования, означали, что существует не одна точка зрения на один и тот же предмет. Но если истина есть, то она может быть только одна, рассуждал Декарт. Зная истину, спорить не о чем. Спорят тогда, когда истины не достигли. Если в схоластике идут нескончаемые споры, значит, истина ею не достигнута. Напротив, в математике, обучение которой было для юного Декарта настоящим событием, и в чем он сильно преуспел, есть целый корпус утверждений, которые признаются всеми, знающими предмет. Спорить о том, составляет ли сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника квадрат его гипотенузы, может лишь неуч. Именно математика и становится для Декарта образцом научности вообще.

    По окончании учебы Декарт постепенно втягивается в научную жизнь Европы и начинает играть в ней одну из первых ролей. Он задумывает проект создания единой всеобъемлющей науки о мире. Однако на этом пути он снова встречается с философией. Если старая философия истины не дает, значит, нужно создать новую. Такую, которая в принципе обосновала бы возможность достижения истины, показала бы путь к ней, условия и предпосылки ее достижения и, наконец, пределы человеческих возможностей в этом отношении. Строительство новой философии должно поэтому начаться с разработки методологии познания.

    Декарт считает, что никакие знания нельзя принимать на веру, их нужно перепроверять, подвергать сомнению. В следствии чего стала знаменитой фраза философа «cogito ergo sum», что в переводе означает «я мыслю, следовотельно, я существую».

    Принцип сомнения играет важную роль как в философии Декарта, так и в философии Нового времени в целом.

    Заключение

    В данной работе были рассмотрены две разные методологии познания мира.

    Целью всей философии Бэкона - обеспечение господства человека над природой. Бэкон утверждает «знание-сила», он считает, что наука необходима, так как она может дать знания, которые могут преобразовать природу. Источник знаний - опыт. К ошибкам приводят, с точки зрения философа, «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. Искоренять их нужно только тем, кто создает науку. Эти люди должны быть критичными в движении к истине.

    Декарт стремился создать новую науку, подлинную, состоящую из утверждений, которые нельзя оспорить. В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум. Чтобы достичь истины нужно использовать достоверные знания и логические приемы. Чтобы избежать ошибок необходимо истины подвергать сомнению. Бог - единственный гарант истины.

    Трудно определить кто из философов прав, а кто ошибается. Скорее всего, как показывает история, истина окажется где-то посередине.







    Список использованных источников


    1. Бэкон Ф. Сочинения, 2-е испр. и доп. изд. М., 1977.

    2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М. 1980

    3. Декарт Р. Правила для руководства ума. // Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., Мысль. 1989.

    4. Исаков А.Я. Концепция современного естествознания. Ч. 2: Классический период естествознания: Учебно-методические пособие.- Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2004

    5. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И.И. Богута - М.: Мысль, 1991.


    написать администратору сайта