Древний Рим. Доклад по курсу история образования и педагогической мысли тема образовательные системы древнего востока и античного общества
Скачать 129.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА» Направление 44.03.01 - Педагогическое образование Профиль - Образование в области иностранного языка Квалификация - бакалавр ДОКЛАД ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» ТЕМА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА» «ДРЕВНИЙ РИМ» Обучающихся 2 курса Форма обучения очная Сизовой Елизаветы Владиславовны и Талзи Екатерины Алексеевны Педагог: Сосунова Нина Юрьевна Санкт-Петербург 2018 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА» «ДРЕВНИЙ РИМ» Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Образование в эпоху Античности в полисах Древней Греции и Древнем Риме занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на его получение являлся одной из форм наказания для человека. В отличие от греков римляне не имели особых склонностей к художественному творчеству и наукам. Первоначально римская система образования ограничивалась патриархальным семейным воспитанием. Дети воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к отечеству. Их готовили к простой, незатейливой жизни. К нравственной дисциплине присоединялось и религиозное влияние. С религией связывались все важные моменты жизни. Обучение ограничивалось сообщением элементарных познаний и умений: учили читать, писать и считать, знакомили с важнейшими законами и развивали свободную речь. Начиналось обучение с семилетнего возраста ребенка. Детей к жизни готовили жизнью, главным их учителем был жизненный, практический опыт. В первые века нашей эры в Римской империи сложились устойчивая структура и содержание образования. Начальное образование дети небогатых свободорожденных родителей получали в течение двух лет, начиная с семилетнего возраста, в тривиальных школах. В них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя. С 12 до 16 лет они обычно обучались в частных грамматических школах. Юноши знатного происхождения, которые готовились к высшим государственным должностям, посещали риторические школы (школы ораторов). Тривиальные (элементарные) школы Низшей ступенью образования являлись тривиальные школы (лат. scholae или ludus-игра). В них обучались дети 7-12 лет более бедных и незнатных слоев свободнорожденного населения - более богатые нанимали рабов-учителей на дом. Могли обучаться как мальчики, так и девочки. Продолжительность обучения составляли всего 2 года. В этих школах обучали азам латинской грамоты (иногда греческой), счету, чтению. Школы были частными и поэтому платными, но плата не была очень высокой. Обычно дети обучались в группах по 15-20 человек. Четкой программы обучения не было, а открыть такую школу мог любой более-менее образованный человек. Учебников не было, поэтому процесс обучения был очень примитивным: ученики повторяли все за учителем вслух, записи делали на глиняных дощечках специальной палочкой-стилем. В начальных школах также давали некоторые знания по математике. Человека, который ее преподавал, называли калькулятором. Считали с помощью маленьких камешков и рук: левая обозначала единицы и десятки, правая - сотни и тысячи. Грамматические школы Средняя ступень обучения в Древнем Риме представлена школами грамматики. К сожалению, попасть в них могли не все, так как плата за обучение была достаточно высока, поэтому группы уже были гораздо меньше (8-10 человек). Обучались дети 12-16 лет. Практиковался индивидуальный подход к каждому ученику. Были предприняты попытки создания прообразов классов. Для некоторых грамматических школ создавались учебники. Также в этих школах уже не обучались девочки. Помещение украшалось бюстами писателей, барельефами с изображением гомеровских сцен, географическими картами, но чаще, все же, школа размещалась на улице, на ступенях храма. Учителями в основном были вольноотпущенники. Программа обучения расширялась: добавлялись основы римского права, философия, греческий язык (стал обязательным предметом), основы астрономии и главные предмет - латинская литература. Дети читали и заучивали наизусть отрывки из известных произведений, таких как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Особой популярностью пользовались басни Эзопа. При этом ученики не только читали произведения в оригинале, но и сами писали стихи и рассказы. Риторические школы Школа ритора для молодых людей 16-20 лет приравнивается нынешнему современному высшему образованию. Программа обучения основывалась на ораторском искусстве и была очень насыщенной, интенсивно изучали философию. Группы были очень маленькие, всего 5-6 человек. Практиковался индивидуальный подход: каждый ученик получал ряд заданий по разным дисциплинам. Методы обучения были основаны на практике, нежели на теории. Будущим ораторам нужно было чаще практиковать полученные навыки красноречия. Плата за обучение была очень высокой, хотя подобного рода учебные заведения частично финансировались государством. Преподаватели этих школ считались уважаемыми людьми, также обеспечивались государством. Поступали в риторскую школу далеко не все, а лишь те, кто желал связать свою жизнь с государственной деятельностью (юноши из знатных семей). Школы были направлены на подготовку политиков, общественных деятелей, ораторов, поэтому окончивший школу получал разностороннее гуманитарное образование. Нередко провинциальные жители отправляли юношей учиться в ораторские школы в большие города. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в легионы. Образование для рабов и детей рабов в Древнем Риме. Поить и кормить раба каждый хозяин был обязан, а вот давать или нет образование – по желанию. Но в рабство часто попадали образованные люди, попавшие в плен во время войн. Такие рабы часто использовались как домашние учителя для детей господина, как библиотекари, секретари. О детях рабов римляне заботились осознанно, понимая, что образованные слуги ценятся больше, чем необразованные. Для хозяина маленького раба было делом чести и предметом особой гордости дать тому хорошее образование и воспитание. Для таких детей образовали специальную школу – педагогиум. Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии, может обрести свободу и стать свободным гражданином. К обучению приступали 12-летние дети на срок 6 лет. Программа обучения в педагогиуме практически не отличалась от школьных программ свободных граждан Древнего Рима. И учителя там зачастую были те же или это были образованные взрослые рабы. По крайней мере, образование детям рабов в Древнем Риме давалось не хуже, чем образование в школе грамматики. Мальчикам давали еще и практические знания. Например, поварское искусство. Педагогическая мысль в Древнем Риме находит своей выражение в мыслях многих известных деятелей, который внесли большой вклад в развитие древнеримской системы образования. Такие как:
И более подробно мы хотим рассказать про крупнейшего представителя педагогической мысли Древнего Рима Марка Фабия Квинтилиана
Критикуя семейное воспитание, Квинтилиан требовал от родителей, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное. Это, как утверждал он, следовало учитывать и при выборе товарищей-сверстников, и педагогов. Квинтилиан разработал методические рекомендации по обучению детей грамоте, став, по сути дела, первым в истории педагогики методистом. Опыт формирования и развития образования в Древнем мире стал поистине бесценным для человечества. Особо значимы следующие, прошедшие через века, достижения:
Источники:
|