Главная страница
Навигация по странице:

  • Межвидовая интерпретация произведения искусства.

  • Внутривидовая интерпретация произведения искусства

  • Исполнительская интерпретация

  • Особенности интерпретации барочной музыки.

  • Особенности интерпретации венского классицизма.

  • Особенности интерпретации музыки периода романтизма.

  • Особенности интерпретации музыки ХХ века (модернизм, авангард, киноклассика).

  • Музыкальная интрепретация. Доклад по музыкальной интерпретации. Приблизительная структура доклада Данные о


    Скачать 19.29 Kb.
    НазваниеДоклад по музыкальной интерпретации. Приблизительная структура доклада Данные о
    АнкорМузыкальная интрепретация
    Дата05.02.2023
    Размер19.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаInterpretaciyaRub.Kontr1(Muz).docx
    ТипДоклад
    #921382

    Задание: подготовить доклад по музыкальной интерпретации.
    Приблизительная структура доклада:

    1. Данные о первоисточнике интерпретируемого произведения (краткие данные об авторе; год создания произведения, его сюжет, семантика, художественные образы, стилистические, жанровые и иные особенности, средства выразительности и пр.)

    2. Данные о произведениях-интерпретациях либо об исполнительской интерпретации первоисточника (несколько слов об авторе интерпретации, год создания, анализ полнота раскрытия художественного образа, сопоставление с оригиналом и пр.)


    Доклад обязательно необходимо сопровождать интересными видео- и аудиопримерами.


    Понятие интерпретации – многослойно. Вы можете выбрать одну (или, при желании, несколько) из тем, которые относятся к следующим, описанным ниже, уровням интерпретации.


    1. Межвидовая интерпретация произведения искусства. Это когда произведение одного вида искусства интерпретируется (переосмысливается) другим видом искусства, с использованием своих средств выразительности.

    Так, например, можно рассматривать различные музыкальные интерпретации одного и того же поэтического текста (вокальные произведения), картин, библейских или исторических сюжетов и образов (программные музыкальные произведения) и пр.

    При подготовке доклада, можно брать любые произведения для анализа – от классической музыки до современной эстрады, например:

    - сонет Шекспира «Уж если ты разлюбишь, так теперь» - музыкальная интерпретация А.Пугачовой, Д.Кабалевского, С.Никитина;

    - симфоническая картина С.Рахманинова «Остров Мертвых» по картине художника А.Бёклина;

    - стихотворение А.Пушкина «Не пой, красавица, при мне» в музыкальной интерпретации М.Глинки и С.Рахманинова;

    - любые канонические библейские тексты в творчестве различные композиторов (Stabat Mater, Dies Irae, Kyrie eleison, «Отче наш», «Достойно есть» и пр.);

    - жанр Реквиема в творчестве различных композиторов;

    - музыкальные образы трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульета» в музыке П.Чайковского, С.Прокофьева, Г.Берлиоза, Нино Рота);

    - Н. Римский-Корсаков «Шехерезада» по мотивам сказочного цикла «Тысяча и одна ночь» и «Антар» по сказке О.Сенковского;

    - музыка Свиридова к повести Пушкина «Метель»,

    - Ф. Лист «Битва Гуннов» по фреске В. Каульбаха и «От колыбели до могилы» рисунку М. Зичи; его же пьесы "Часовня Вильгельма Телля"; "Обручение" (к картине Рафаэля), "Мыслитель" (по статуе Микеланджело) из фп. циклов "Годы странствий";

    - циклы «Времена года» у разных композиторов

    - программные произведения других композиторов (поэтическая, картинная, сюжетная программность) – Р.Штрауса, Р.Вагнера (увертюры к операм), Г.Берлиоза, Р.Шумана, А.Лядова, К.Дебюсси, М.Глинки, А.Скрябина и пр..

    … и другие подобные темы.



    1. Внутривидовая интерпретация произведения искусства. Когда существующее музыкальное произведение переосмысливается другим композитором.

    К таким интерпретациям можно отнести обработки, оркестровки, фортепианные переложения, вариации/фантазии/рапсодии на тему, ремиксы и т.д.
    Примеры тем докладов:

    - оркестровые транскрипции «Картинок с выставки» М.Мусоргского;

    - вариации разных композиторов на тему каприсов Паганини (например, Рапсодия на тему Паганини С.Рахманинова, вариации Й.Брамса, переложения Ф. Листа, Р.Шумана)

    - джазовые, роковые, электронные и другие транскрипции и классических произведений

    - интерпретации музыки из кино – произведений И. Дунаевского, М. Таривердиева, Г. Гладкова, Э. Артемьева, М. Леграна, Э. Морриконе, Х. Циммера, Дж.Уильямса и др.

    … и другие подобные темы


    1. Исполнительская интерпретация – интерпретация одного и того же произведения различными исполнителями-вокалистами, инструменталистами, дирижерами, хормейстерами.
      Проанализировать прослушанные интерпретации одного произведения двумя-тремя разными исполнителями.


    При анализе исполнительской интерпретации можно ориентироваться на следующие компоненты:


    Особенности интерпретации барочной музыки. Характерность старинной музыки эпохи барокко. Музыкальная практика эпохи барокко. Аутентичное (исторически информированное) исполнительство. Ведущие зарубежные и отечественные исполнители-аутентисты. Проблема уртекста, строя, инструментария, исполнительской свободы. Зона композиторской компетенции: название опуса, звуковысотность, ритм, метр, общая структура произведения, характер в общем виде. Зона исполнительской компетенции: частично звуковысотность и ритм (мелизматика, расшифровка генералбаса, удвоения, расшифровка длинных нот), темп, динамика, штрихи, агогика, каденции, часто выбор инструментального состава, вставные номера в опере. Сравнение интерпретаций различными исполнителями произведений А. Корелли, Г. Перселла, А. Вивальди, И.С. Баха, Г.-Ф. Генделя для клавира, органа, клавесина, скрипки, голоса, хора и оркестра.
    Особенности интерпретации венского классицизма. Характерность старинной музыки венских классиков. Музыкальная практика классицизма в сравнении с практикой предыдущей эпохи. Зона композиторской компетенции: точная звуковысотность, ритм, метр, темп, характер произведения и его частей, структурное строение произведения, инструментальный состав, динамика, акцентуация, штрихи. Зона исполнительской компетенции: микроинтервалика на нетемперированных инструментах, индивидуальное определение темпа в указанных композитором границах, индивидуальные особенности артикуляции, тембральная окраска, агогика, определение динамических градаций в указанных композитором границах, каденции в инструментальных концертах. Сравнение интерпретаций различными исполнителями произведений Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. В. Бетховена для клавира (фортепиано), струнных и духовых инструментов, голоса, хора и симфонического оркестра.
    Особенности интерпретации музыки периода романтизма. Зона композиторской компетенции: точная звуковысотность, ритм, метр, темп, характер произведения и его частей, структурное строение произведения, инструментальный состав, динамика, акцентуация, штрихи, характер звучания (например, dolce, furioso и др.), агогические указания. Зона исполнительской компетенции: тонкое варьирование параметров в рамках, четко определенных композитором: микроинтервалика на нетемперированных инструментах, индивидуальное определение темпа в указанных композитором границах, индивидуальные особенности артикуляции, тембральная окраска, индивидуальная трактовка агогики, определение динамических градаций в указанных композитором границах. Сравнение интерпретаций различными исполнителями произведений Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф.Шопена, Р. Вагнера, Г. Малера, П. Чайковского, Н. РимскогоКорсакова, С.Рахманинова и др. для фортепиано, струнных, духовых, камерного ансамбля, голоса, хора и симфонического оркестра.
    Особенности интерпретации музыки ХХ века (модернизм, авангард, киноклассика). Определяющие черты: множественность текстуальных решений, сосуществование противоположных текстуальных вариантов; усиление исполнительской свободы. Увеличение числа параметров за счет театрального, пространственного, вербального, визуального. Изменение качества параметров. Неустойчивое распределение параметров по зонам компетенций. В зону композиторской компетенции неизменно входит название опуса, но параметры звуковысотности, микроинтервалики, ритма, метра, темпа, динамики, артикуляции, акцентуации, характера произведения и его частей, агогики, структурного строения произведения, исполнительского состава, пространства, театральности могут относиться как к зоне композиторской, так и к зоне исполнительской компетенций. Сравнение интерпретаций различными исполнителями произведений Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, П. Булеза, Л. Берио, Д. Лигети, А. Оннегера, С. Райха, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке, В. Сильвестрова, Е. Станковича, И. Соколова и др. для фортепиано, препарированного фортепиано, струнных, духовых, народных, электронных инструментов, голоса, хора, ансамбля, оркестра.


    написать администратору сайта