Патерналистская модель. Идеи Парацельса. биоэтика. Доклад по теме Патерналистская модель. Идеи Парацельса.
Скачать 15.2 Kb.
|
Доклад по теме: «Патерналистская модель. Идеи Парацельса.» Пасторская (патерналистская) модель отношений между врачом и пациентом напоминает отеческое отношение родителя к ребенку или пастора (священника) к прихожанину (pater, лат. – отец). Оба варианта отношений характеризуются покровительством, как и отношение врача к пациенту. По сравнению с предыдущей моделью, в этой отмечается существенный этический элемент. Патерналистское отношение мотивировано стремлением помочь слабому, подопечному человеку. Оно основывается на добродетельных качествах покровительствующей личности: благотворительности, милосердии, справедливости. Конечно, личности находятся в неравном положении: врач, играющий роль покровителя, обладает знаниями; пациент играет роль несведущего слушателя, моральная добродетель которого состоит в беспрекословном выполнении назначений. Патернализм (преобладание покровительства) гораздо более древний тип отношений, чем инженерная модель, т.к. господствовал в медицине несколько тысячелетий, еще до клятвы Гиппократа. В настоящее время философы указывают на его несовершенство с моральной точки зрения. Полагают, что патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, самостоятельно принимающей решение. Но на практике это не всегда так однозначно. Современная биоэтика различает две разновидности патернализма: сильный и слабый. Сильный патернализм отвергает любую активную роль пациента в процессе взаимоотношения с врачом, даже те решения, которые пациент принял добровольно на основе достоверной и полной информации о состоянии своего здоровья. Слабый патернализм исходит из того, что способность пациента принимать самостоятельные решения находится под влиянием эмоций, что делает эти решения недобровольными, или когда пациент недостаточно информирован, и его решения могут не соответствовать сложившейся клинической ситуации. Вместе с тем патернализм может быть вполне адекватной формой отношения врачей к больным детям (детская нейрохирургия) и к взрослым пациентам с ограниченной дееспособностью. Следовательно, патернализм вполне морален по отношению к конкретному пациенту, в должном месте, в должное время, и в должной степени. Другая модель врачебной этики сложилась в средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Парацельс, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм – прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения (1493-1541гг.). Парацельс считается родоначальником создания химических лекарств и психотерапевтического воздействия. Модель Парацельса характеризуется двумя основными моментами: утверждением патерналистского начала в медицине и акцентом на внушающем характере воздействия личности врача на пациента. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. Само лечение – это целебный, божественный контакт врача и больного. Эта «целебность» и «божественность» определена добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Основным моральным принципом данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — эти организованное осуществление добра. Добро же по сути своей имеет божественное происхождение. Парацельс учил: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь». В средние века медицина не могла не отражать христианские проблемы взаимоотношения души и тела. Средневековое понимание собственно болезни — это прежде всего состояние переживания боли. Но боль, так же, как и радость, благодарность, это человеческое чувство, управляемое душой. Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома; поэтому рассматривая и изучая этот дом, нельзя забывать главного строителя и истинного хозяина — духовного человека и его душу». Считается, и не без достаточных оснований, что христианское понимание души способствовало становлению терапии внушения, как необходимой и эффективной составляющей любого терапевтического воздействия. При этом особенно велика роль фактора доверия - успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача. Таким образом, модель Парацельса — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. Подводя итог, можно сказать что патерналистская модель и модель Парацельса были актуальны раньше. Со второй половины 20 века пришло понимание, что при наличии у людей разнообразных систем жизненных ценностей представления врача и пациента о том, что для пациента является благом, могут не совпадать. На смену этой модели приходят коллегиальная и контрактная. Каждая модель не только соответствует определенным этическим принципам и нормам, но и используется в соответствии с конкретными условиями взаимодействия и общения медицинского работника с конкретным пациентом. |