Главная страница

доклад ислам. ДОКЛАД - Ислам. Доклад тема нравственные нормы ислама и воспитание молодежи в суннитских странах


Скачать 55.7 Kb.
НазваниеДоклад тема нравственные нормы ислама и воспитание молодежи в суннитских странах
Анкордоклад ислам
Дата31.01.2023
Размер55.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДОКЛАД - Ислам.docx
ТипДоклад
#914875

ДОКЛАД

ТЕМА: НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ИСЛАМА И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СУННИТСКИХ СТРАНАХ
Актуальность. Ислам представляет собой важную часть мировой правовой, религиозной культу­ры, одна из самостоятельных правовых систем современности одна из самых древних религий, которая распространяется на большое количество стран и народов. Ислам является неотъемлемой составной частью мировой религии, частью истории и культуры любой страны, важней­шей стороной образа жизни многих миллионов мусульман разных стран.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего обще­ства, его основных характеристик, структурных сдвигов и измене­ний, так и дифференцированно - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. В современном мире проблемы молодежи мирового сообщества во многом связаны с теми объективными процессами, ко­торые протекают в обществе: урбанизацией, повышени­ем удельного веса пенсионеров, лиц преклонного возраста, сниже­нием рождаемости и обесцениванием духовных ценностей, норм морали и нравственности1. Но вместе с тем молодежные проблемы имеют и свою специфику, опосредованы современной дей­ствительностью, той политикой, которая проводится по отноше­нию к молодежи в той или иной стране2.

В настоящее время вне СНГ нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния шариата, исключением только можно назвать Турцию. Вместе с тем ни в одной из мусульманских стран ислам не является единственной системой действующих правовых норм.

Ключевые слова: Коран, мусульманское право, ислам, мировые религии, нормы, воспитание, культура, молодежь.

Сунниты составляют абсолютное большинство во всех мусульманских странах: Саудовской Аравии, государствах Северной Африки, Средней Азии, Албании, Косово и другие. Российские мусульмане также на 97% включают суннитов.

Сунниты и шииты представляют собой два основных течения в исламе, как шииты, так и сунниты составляют разные пропорции и в российской мусульманской общине. В большинстве справочных источников указано, что к суннитам относится 85% всех мусульман мира, а остальные 15 % - это шииты и религиозные меньшинства, различных наименований.

Ислам происходит от слова «салам», что означает мир и процветание, а благополучие предполагает человеческое счастье, которое, в свою очередь, зависит от знаний, убеждений, здоровья, свободы, справедливости, хороших манер и других положительных характеристик человека и общества, что возможно только при мирном сосуществовании людей и наций.

Ислам можно назвать, что это путь руководства Аллаха, которому человечество должно следовать, чтобы не нарушилась гармония в природе, ислам носит название «религии разума», которая подробно изложена в Священном Коране в его окончательной и завершенной форме.

Главная особенность ислама, мусульманского права, которая раскрывает его сущность и которая отличает его от других мировых религий, состоит в тесной взаимосвязи в нем сакрального и светского, религиозного и правового начал. Это особенно проявляется в специфике его проис­хождения и исторической эволюции, источников и структуры, меха­низма действия этого права в тесной связи с государством и светским законода­тельством3.

Другая отличительная черта мусульманского права заключается в его исключи­тельном разнообразии, множества региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, которые могу быть доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений оказали и оказывают влияние на положение и развитие современной молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие, что связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования мирового сообщества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре молодых людей появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев, новых богатых и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах4.

В конце ХХ- начале XXI века длительный экономический, политический и социальный кризис, потрясший мировое сообщество, привел к изменению преемственности социально значимых ценностей, в первую очередь у молодого поколения. Возрождение приоритетов о ценности потребления негативно сказалось на воспроизводстве традиционных для общества ценностей духовного развития, сострадания и взаимопомощи.

На современном этапе развития основное внимание уделяется оперативной, а не фундаментальной информации. Но оперативная информация, которая и влияет на фундаментальную составляющую информационной среды, воспитывает только человека-потребителя, а задачей общества является формирование духовных ценностей у молодого поколения. Для того чтобы утверждались духовные ценности, необходимо учитывать социокультурным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи.

Всегда, когда общество того или иного государства переживает кризис в духовной сфере, оно пытается найти опору в традиционных ценностях своей национальной культуры, что приводит к росту интереса к религии, которая является ведущей для населения, проживающего на территории государства. И к этому многих людей подталкивает нестабильность в обществе, экономические кризисы, несбыточность жизненных планов5.

И в этом случае обращение к традиционным ценностям национальной культуры и религии выступает как защитная реакция основной массы общества от всех негативных реакций внешней среды.

В настоящее время мировое сообщество захватывает состояние бездуховности и асоциального образа жизни, что вынуждает многих людей обратиться к религии, и к необходимости детальнее изучить религиозные учения, так как, по их мнению, именно религия может помочь духовному совершенствованию человека.

Религиозная вера занимает важное место в религиозной идеологии и в практике религиозных организаций. Все богословские системы в конечном счете служат обоснованию и оправданию веры, и главная цель литургической практики - использовать различные средства воздействия на людей, чтобы пробудить и укрепить веру в Бога.

Защитники религии объявляют веру в Бога врожденным свойством каждого человека, Божьим даром, который в силу своего божественного происхождения не может быть объяснен с материалистической точки зрения. Атеистическая убежденность ученого, любая уверенность человека, не имеющая отношения к религии, рассматривается ими как несовершенное, искаженное проявление религиозной веры.

Каждое новое поколение наследует от предыдущего не только определенный уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, но и весь набор знаний и заблуждений. Наряду с практически обоснованной и подлинно научной информацией усваиваются также религиозные и фантастические идеи. Но в своей практической деятельности каждое новое поколение проверяет унаследованную информацию, которая ранее принималась на веру; оно отбрасывает идеи и предположения, не подтвержденные практикой, уточняет и углубляет подлинно научные знания о мире.

В отличие от этого реального процесса обогащения знаний, защитники религии всегда требовали сохранения веры в религиозные мифы, унаследованные от предыдущих поколений. Они не остановились перед прямым запретом научных исследований во имя сохранения религиозной веры.

Священный Коран четко утверждает, что целью мусульманского государства является установление, поддержание и развитие тех достоинств, которыми Создатель щедро наделил человеческую жизнь и защита от того зла в человеческой жизни, которые он считает недопустимыми6.

Исламское государство в действительности является не просто инструментом политического управления, не только исполнением коллективной воли определенной группы людей, но ислам ставит перед государством высокие идеалы, которые должны быть достигнуты и соблюдаться, с использованием всех возможных средств с передачей их из поколения в поколение.

Этими идеалами являются целомудренность, красота, благочестие, успех, процветание, которыми Бог украшает жизнь преданных ему людей. Поэтому, любая несправедливость, эксплуатация и неправедность губительны для мира людей и вредят жизни созданий божеских. Поэтому, как считает ислам, от таких людей надо уметь защищаться. Шариат четко объясняет моральную систему ислама, разъясняя, какие действия позитивны и рассматриваются как добродетель, а какие являются злом, которое не должно быть в мире людей7.

Исламское государство, придерживаясь этой точки зрения, может планировать свое благосостояние в любое время и при любых обстоятельствах. Ислам требует от современных молодых людей быть высоконравственными всегда, в течение всей своей жизни и при любых обстоятельствах. Без других альтернатив, ислам признает только такой образ жизни и действий, когда утверждаются справедливость, истина и честность, а обман и мошенничество, ложь и несправедливость не должны разрешаться в обществе в угоду каким бы то ни было политическим, административным и национальным интересам.

Приоритет всегда должен принадлежать истине, чести и справедливости, будь то во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, или в международных взаимоотношениях между людьми разных народов.

Ислам налагает на людей и государство простые обязанности: исполнять договоры и обязательства, иметь единую форму поведения, помнить свои обязанности и права, и не забывать о правах других людей, помня только об их обязанностях, а также использовать власть и авторитет для установления справедливости, а не для попрания прав человека. При этом необходимо считать свои обязанности священным долгом и выполнять их скрупулёзно до самых мелочей, при этом рассматривать власть как доверие Бога и четко осознавать, что каждый человек получает расчет за свои поступки у Бога в загробном мире8.

Все мировые религии уделяют большое внимание проблеме образования и личностного развития каждого человека. Существует такой источник прогрессивной педагогической мысли, содержащий их в «Искусстве ислама», где в системе исламской доктрины изучается проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования личности молодого поколения, что занимает одно из ведущих мест в исламском мире.

Религиозное объединение создается в целях воспитания молодежи и осуществляет свою деятельность, согласно своей собственной структуры, выбирает, назначает и набирает свой персонал по своим собственным правилам и установлениям. Подобные организации имеют свой коллектив и своих наставников, которые ведут обучающие, разъяснительные занятия со школьниками, студентами , просто молодыми людьми, которых интересуют вопросы и проблемы религии.

Цели воспитания неразрывно связаны с основными идеями, которые определяют социально-этическое учение ислама, и выступают основой исламской этики. Следует отметить, что духовный поиск человека имеет свою собственную культуру, свои собственные традиции. За столетия существования человечества накоплен огромный опыт, который во многом предостерегает от ошибок, от трагических разочарований, помогает реалистично оценивать возможности как отдельного человека, так и личности в целом9.

Отсюда напрашивается вывод, что необходимо знакомить современную молодежь с основами духовности и нравственности, с достижениями ранее живших на земле людей.

Хотя исламское государство может быть установлено где-либо в мире, но сам ислам не утверждает, что права человека должны выполняться только в границах этого государства. Ислам утверждает всеобщие основные права для человечества, которые должны уважаться при всех обстоятельствах и во все времена. Например, кровь человека священна, поэтому она не может быть пролита без убедительного оправдания, также не разрешается угнетать женщин, детей, старых людей, больных и раненых.
Также честь женщины и ее целомудрие должны быть защищены, а голодный должен быть накормлен, раненый или больной человек должен быть вылечен вне зависимости от его принадлежности к исламской общине. Все эти и другие человеколюбивые положения утверждаются исламом как фундаментальные права любых людей вне зависимости от их социального положения10.

Изучение исторических предпосылок ислама как регулятора морали общества и народов, которые формировались и воспитывались на основе его норм на протяжении многих эпох, показывает, что развитие исламской этической мысли относится к самому началу времени возникновения самого ислама как религии. То есть, исламское учение о морали и нравственности, хотя и возникло в условиях раннефеодального общества, тем не менее выражает интересы практически всех слоев населения.

Таким образом, по мере развития общественной практики и все большего накопления и распространения знаний об окружающем мире сфера веры все более отодвигается от границ повседневного бытия человека, находя свой объект в малоисследованных областях науки и практики.

Основой исламского учения о морали и поведении мусульманина являются догматы веры. Центральное место среди них, как известно, занимает принцип веры в единого Бога. Исламская этика, исходя из догматических, религиозных принципов, обосновывает концепцию божественного происхождения морали, рассматривает веру как гарант нравственного поведения человека, разрабатывает образцы нравственного поведения человека, определяет моральные добродетели, и мусульманин предстает как благочестивый11.

Примечательной особенностью исламской этики является то, что учение мусульман о морали носит характер общественной морали, специфической этики, поскольку она тщательно регулирует повседневную жизнь мусульманина, подвергая моральной оценке мораль и обычаи, правила общежития.

Для того чтобы привить человеку идею Бога, очевидно, необходимо, чтобы эта идея была тесно связана с повседневными жизненными потребностями человека. Установить такую связь возможно только тогда, когда, с одной стороны, сам человек подготовлен опытом своей жизни к восприятию такой идеи. Из всей совокупности информации, которой располагает человек, объектом веры или убеждения становятся только те, которые важны для его личной повседневной деятельности. Круг такой информации определяется особенностями самой деятельности человека, его практическими и духовными интересами.

Изучение мусульманского Священного Писания, философии, основ законодательства и морали привело к формированию полноценной личности и активного гражданина. Например, в дореволюционной России в мусульманских селах практически не было воровства, не было случаев супружеской неверности, алкоголизма, ненормативной лексики. Все это можно отнести к заслугам исламской педагогики. К сожалению, пьяный татарин или башкир, который прилюдно выражается бранными словами и совершает хулиганские поступки, - в современном мире стало обычным и распространенным явлением12.

У исламской системы воспитания и образования нет этого недостатка, так как она смогла совместить решение вопросов получения знаний с образовательными задачами. Исламские правила отмечают, наряду с остальными правилами поведения, ребенок не должен хвастаться благополучием отца и должен быть вежливым и внимательным ко всем. Молодежи нельзя прививать страсть к деньгам, потому что такая страсть хуже смертельного яда. Молодые люди должны научиться повиноваться и уважать своих родителей, не зря многие известные деятели исламской науки активно занимались проблемами развитию образования детей. Среди них следует отметить и Ибн Сину, известного во всем мире как врач Авиценна, Ибн Халдун и Аль-Газали13.

Аль-Газали утверждал, будучи убежденным мусульманином, что наиболее важными элементами образования молодого человека являются обучение его символам веры, основам исламской ибады (поклонения). Формирование основ веры в Бога должно начинаться с самых ранних дней проявления разума у ребенка. Аль-Газали предложил метод постепенного обучения детей по мере их взросления. Процесс должен был включать в себя три этапа: запоминание, понимание и убеждение, то есть формирование твердой веры в реальное существование Бога и четкое понимание законов развития материальной природы.

Молодые люди должны всегда соблюдать правила чистоты и личной гигиены, поститься несколько дней в месяц Рамадан, не носить шелка, золото и серебро, изучать наставления Священного закона, страшиться воровства и богатства, которые получены нечестным путем, лжи, предательства, пороков, невежества и грубости в речи14.

Воспитанник не должен испытывать такие чувства, как гордость или зависть, не должен ругать других. Молодые люди должны стараться избегать общества правителей, очень богатых людей и тем более получать от них подарки. По отношению к Богу молодежь должна поступать так, как хочет, чтобы поступали по отношению к нему.

Абсолютная, то есть всеобъемлющая природа ислама требует от воспитателя-педагога обеспечения гармоничного воспитания молодежи. Главное здесь заключается в том, что должно соблюдаться сочетание теоретических знаний с их обязательным применением в процессе жизни. Практика здесь подразумевает моральное отношение к себе и окружающему миру.

Ислам учит не только универсальности пророчеств, но и их единству: все пророки проповедуют одну и ту же веру (догматику); различаться могут только законы, регулирующие моральные, правовые и культово-ритуальные аспекты жизни верующих. Следовательно, не только Мухаммед, но и все посланники Бога, которые предшествовали ему, были мусульманами, которые исповедовали ислам, потому что ислам означает «монотеизм» в самом широком смысле этого слова.

Моральное учение ислама по своей сути аналогично иудейской и христианской этике. По сравнению с социально-нравственным мировоззрением арабов языческого периода это представляло собой огромный шаг вперед. Основатель ислама поставил идею равенства всех верующих, независимо от племени и расы, на место чувства племенной исключительности и изоляции, а Пророк призвал к терпимости и кротости, в отличие от языческих обычаев кровной мести.

Ислам осудил распространенную среди некоторых племен практику захоронения новорожденных девочек заживо. Разрешив иметь не более четырех законных жен, мусульманский закон значительно ограничил полигамию, существовавшую в тот период. Возможность развода, которая очень проста для язычников-арабов, также стала трудной и достаточно сложной процедурой. Инициатива развода, которая до сих пор была прерогативой и принадлежала исключительно мужчине, была отдана в распоряжение женщины. С укреплением ислама положение вдовы и разведенной женщины было восстановлено15.

В целом, благодаря новой религии социальный и правовой статус женщин значительно улучшился, они обрели больше прав и свобод. Подчиненный статус мусульманки-женщины возник намного позже, исключительно благодаря контактов с другими народами, которые также приняли ислам, а некоторые – в его радикальной форме.

Первоначальный ислам также был чужд таким институтам, как неприкосновенность частной жизни женщин, гарем и евнухи.16

Запрет на вино и азартные игры, введенный исламом, был направлен на воспитание чувства умеренности и серьезного отношения к жизни. В то же время аскетизм отвергался в мусульманской этике. «Лучший из вас, - говорит Пророк, - не тот, кто пренебрегает земными вещами ради небес, и не тот, кто поступает наоборот, а Лучший из вас - тот, кто берет от обоих». Верный этому духу, ислам не принимает безбрачия, преобразует брак в религиозный долг и призывает наслаждаться радостями семейной жизни. Пророк говорит: «Когда супруги ласкают друг друга, Бог смотрит на них взглядом, полным милосердия»17.

Эта заземленность – приземленность проявляется и в отношении труда и богатства людей. Сам Пророк требовал, чтобы каждый мусульманин зарабатывал на жизнь, и знаменитый соратник Мухаммеда Халиф Омар однажды сказал, что усилия человека по приобретению продуктов питания будут вознаграждены Богом больше, чем участие в войне за веру. Хотя Пророк обещал бедным, что в Судный день они войдут в рай раньше богатых, это не было воспринято как признак того, что бедность преобладает над богатством.

Напротив, в богатстве, но только приобретенном честным и законным способом, и при этом еще и очищенном путем уплаты религиозного сбора, они видели знак небесной милости и покровительства Бога, поэтому богатая и прекрасная жизнь мусульман только поощрялась, не вызывая презрения.

Пророк говорит: «Когда Аллах благоволит к одному из своих рабов, он хочет видеть в нем признак процветания».

Активистская ориентация, типичная для классического ислама, легко согласилась с догмой о предопределении Бога (Кадар), судьбе каждого существа, навечно предопределенной на небесной скрижали. Преобладающее понимание этой догмы в то время требовало от человека жить и действовать так, как будто предопределения не существует. Каждый должен делать все возможное, чтобы изменить то, что можно изменить, но постоянно принимать то, что находится вне его контроля.

В XX веке божественный детерминизм трансформируется в пассивистский фатализм в религиозном сознании мусульман, отчасти благодаря деятельности мусульманских суфийских мистиков.

Отношения между религией и государством, духовной и светской властью в мусульманском обществе не были столь однозначными, безусловно, теократическими, как это обычно кажется. Власть основателя ислама, которая объединяет в себе как религиозного учителя, так и главу светского государства (командующего армией), можно охарактеризовать как теократическую.

Теократическая идея также типична для учений шиитов, которые верят в божественное вдохновение своих наставников, имамов из числа потомков Али (зятя и двоюродного брата Мухаммеда), в их прямой контакт с Аллахом, в данный Богом способ их власти, не только законодательной, но и политической. Однако ислам большинства, известный как суннизм, не разделял этих идей, не признавал за халифом никакой духовной власти. Халиф (наместник, заместитель) заменяет Мухаммеда в качестве главы общины, но не в качестве религиозного законодателя. После смерти Пророка законодательная, духовная власть воплощается исключительно в Коране и Сунне18.

В отличие от Папы, халиф не считался носителем святой благодати и поэтому не мог вводить новые догмы и ритуалы или учреждать такие институты, как индульгенции, запреты, отлучение от церкви и прочее. Халиф не считался носителем святой благодати и, следовательно, не мог устанавливать новые догмы и ритуалы или учреждать такие институты, как индульгенции, запреты, отлучение от церкви и прочее. Халифу принадлежала только исполнительная власть, и его главной задачей было обеспечить то, чтобы общинная жизнь проходила в соответствии с принципами и нормами религии. Поэтому некоторые исследователи избегают применять термин «теократия» к мусульманским реалиям, а если и используют его, то обязательно с такими поправками, уточнениями, как исполнительная власть, защита и даже светская теократия19.

Государственная власть классического периода, хотя и рассматривалась как необходимый институт, не была окружена религиозным ореолом. В сознании многих мусульман того времени халифами - истинными заместителями Пророка (и это понимание сохраняется и по сей день) - были только первые четыре его преемника (Абу Бакр, Омар, Осман и Али, правившие в 632-661 годах), известные как праведные халифы. Все последующие правители, хотя и носили титул халифа, на самом деле были просто обычными королями. Считается, что такая смена власти была предсказана самим Пророком, который сказал: «Халифат продлится тридцать лет после меня, а затем наступит правление»20.

Действительно, государственная власть приобрела откровенно светский характер при Омейядах (660-750), также в значительной степени она осталась прежней при Аббасидах (750-1258), хотя последние и сохранили свою светскую власть в основном при Аббасидах (750-1258), хотя последние иногда пытались придать ей религиозную, теократическую окраску.

По большей части люди религии, теологи (улемы) и юристы (факихи), явно дистанцировались от государственной власти, а иногда и противостояли ей. И когда некоторые правители (особенно в X-XI веках) объявили себя халифами (наместниками) Бога, такие теократические претензии на самом деле были всего лишь пустыми заявлениями: к тому времени Багдадский халиф стал простым символом единства империи, которая уже вступила в период феодальной раздробленности; реальная власть была сосредоточена в турецкой преторианской гвардии, а на местном уровне перешла в руки светских правителей из числа эмиров и султанов.

А возникновение института султаната ознаменовало отделение религии от государства.

Ислам (точнее, суннизм) не предусматривал учреждения, подобного церкви, то есть иерархически и географически структурированного духовенства, которое накапливало бы мистическое присутствие Бога в мире и выступало в качестве незаменимого посредника между Богом и человеком. Мусульманская вера не признает посредника, устанавливающего связь между землей и небом, органа, монополизирующего право на толкование Священных Писаний, органа, принимающего решения, обязательные для всего сообщества по спорным вопросам.

В суннитском исламе непогрешимой считается только мусульманская община (умма), точнее, ее единодушное мнение - иджма. Но иджма, которая обычно сводится к консенсусу авторитетных богословов, на самом деле действовала как легитимирующий авторитет, узаконивающий, прежде всего, давно сложившиеся верования и ритуалы. Аналог непререкаемого авторитета церкви можно найти только в теократическом и харизматическом шиизме, в его учении о греховности и непогрешимости имамов, культ которых среди крайних шиитов (исмаилитов, друзов, алавитов) достиг своего полного обожествления21.

Однако следует заметить, что в суннитской среде суфийские мистики предполагали существование своего рода посредника между Богом и верующими.

Ислам оформился в VII веке н. э., возникнув в силу ряда объективных исторических при­чин. Разложение родоплеменного строя, кризисные яв­ления в экономической и политической жизни вызвали усиление тенденций к объединению и созданию полити­чески устойчивых государств. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консо­лидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.

Мусульманское вероучение обладает всеми атрибута­ми религиозного учения. В его основе лежит вера в бога - творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в загробное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога. В зависимости от этого они делятся на правоверных и не­верных.

Мусульмане руководствуются следующими ос­новными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Ал­лаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страш­ного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов.

Одним из важнейших в исламе является догмат о пре­допределении. Согласно ему, в мире ничего не существо­вало и не существует ничего не зависящего от воли Ал­лаха. Еще до сотворения мира было сотворено Перо, ко­торому Аллах повелел записать о всех делах божествен­ных и творениях, вплоть до Страшного суда, выполняя волю Всевышнего.

Перо записало то, чему суждено слу­читься в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога, ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпели­во идти своим путем22.

Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Ко­раном, из неизменности и универсальности этих норм для любых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его ве­сти себя правильно. Высший нравственный долг челове­ка - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, несущественным.

Личное сча­стье должно быть принесено в жертву служению Алла­ху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все по­ступки человека были нравственными. А нравственны­ми они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху - это безнравственно, а если убива­ешь из-за любви к Аллаху - это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, «великое избиение их»23.

Но так как ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, которое проявляет­ся в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманс­кое предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпустить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.

Среди особенностей российского ислама следует отметить то, что сейчас наблюдается довольно заметное и постоянно растущее влияние на него внешнего фактора, имеющее различные формы и направления. В частности, оно проявля­ется в ориентации ряда российских исламских религиозных и общественных объединений, а также политических организаций на опреде­ленные зарубежные исламские центры, часто поддерживающие их ма­териально, но очень часто воспитывающих молодежь на искаженных ценностях ислама, нарушая священные заповеди Корана24.

К тому же надо учитывать, что российский ислам - это ислам в немусульманской среде, где к нему проявляются, как правило, некоторая настороженность и недоверие, а временами и враждебность.

В этом сказывается низкий уровень культуры некоторых слоев населения и в том числе и молодых людей по отношению к самому исламу.

Таким образом, в докладе представлено краткое перечисление прав, которые четырнадцать веков назад ислам дал человеку и которые усиливают веру в ислам, когда человек понимает, что даже в наши дни, когда так громко кричат о прогрессе и просвещении, мир не может создать более справедливых и беспристрастных законов, чем данные четырнадцать веков назад, в пустыне, неграмотному человеку25.

С другой стороны, печально сознавать то, что мусульмане часто обращаются за руководством к Западу, особенно современная молодежь. Но ещё более печально, осознавать то, что во всем мире правители, провозглашающие себя мусульманами, не подчиняются Богу. Может быть, Бог даст им верное руководство и верное направления для воспитания нового поколения26.

Обобщенное рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит как соотношение системы и подсистемы, где религия является подсистемой, является органической частью главной системы, это духовной жизни общества. Аналогичными подсистемами являются и другие элементы духовной жизни общества, например, наука, мораль, искусство.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021.

2. Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8.

3. Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019.

4. Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020.

5. Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019.

6. Мосс К.Г. Культурология. М.: Альфа, 2020.

7. Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021.

8. Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019.

9. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018.

10. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.

11. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020.

12. Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020.


1Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.163.

2 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.121.


3 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.65.


4 Григорьев С.И. Социология молодежи. // Социологическое исследование. 2019. №8. С.12.

5 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.97.


6 Краснов Б.И. Социология. М.: Юнити, 2020. С.95.

7 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.142.

8 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.110.


9 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.58.

10 Головин А.Н. Культурология. М.: Экзамен, 2021. С.129.

11 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.

12 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.183.


13 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.72.

14 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: ПРИОР, 2018. С.183.


15 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.172.


16 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019.

17 Новиков И.А. Религии мира. Курс лекций. М.: МГУ, 2021. С.125.


18 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.105.


19 Плотников В.В. Ислам. М.: Мысль. 2019. С.83.

20 Там же. С.89.

21 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.148.


22 Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Кнорус, 2019. С.77.


23 Краузе Г. Религиоведение. М.: Инфра – М, 2019. С.48.

24 Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Приор, 2020. С.155.

25 Худокормов А.Г. История мировых религий. М.: Кнорус, 2020. С.73.

26 Катаев С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений. М.: РИК-М, 2019. С.178.





написать администратору сайта