Главная страница
Навигация по странице:

  • (cвод

  • Ещё одним важным условием для заключения брака являлось отсутствие запрещённых Указом степеней родства, свойства и духовного родства.

  • Последним каноническим, весьма консервативным условием для заключения брака являлось согласие родителей жениха и невесты на брак.

  • При вступлении в брак подданных Российской империи обращалось внимание и на состояние здоровья жениха и невесты.

  • брачный образовательный ценз для дворян

  • Преобразование брака и семейной жизни в эпоху правления Петра. Доклада Преобразование брака и семейной жизни в эпоху правления Петра I


    Скачать 26.16 Kb.
    НазваниеДоклада Преобразование брака и семейной жизни в эпоху правления Петра I
    Дата03.09.2022
    Размер26.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПреобразование брака и семейной жизни в эпоху правления Петра .docx
    ТипДоклад
    #660875

    Здравствуйте. Я Бараева Айша ученица 8-а класса МБОУ СОШ №2 с.Средняя Елюзань. Тема моего доклада «Преобразование брака и семейной жизни в эпоху правления Петра I».

    Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Именно этим определяется актуальность выбранной мною темы, так как, по моему мнению, великий реформатор внёс важные изменения в брачное законодательство и, в какой-то степени, изменил ход развития семейных отношений в России. Изучение этого вопроса также позволяет глубже взглянуть на место и роль христианской церкви в семейном законодательстве и о взаимодействии церкви c государством и его подданными. Важным моментом является тот факт, что до Петра по большей части церковь имела полномочия в сфере семейных отношений.

    В первую очередь следует выделить, на мой взгляд, основное условие для заключения брака: брачный возраст лиц, собирающихся создать семью. Брачный возраст Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г. был определен в 20 и 17 лет.

    Однако Синод продолжал руководствоваться Кормчей книгой (cвод церковных канонов и текстов церковно-юридического характера) и предписывал брачный возраст соответственно с 15 и 13 лет. Лишь в 1830 г. Указом Синода принято было за благо определить возрастной ценз в 18 и 16 лет. В Закавказье - с 15 и 13 лет, кочевым инородцам Восточной Сибири — с 16 и 14, жителям Финляндии — с 21 и 15 лет.

    Интересы государственной казны в воспроизводстве населения (в части непривилегированных сословий) заключены были в Указах 1722, 1758 и 1796 гг., помещики обязывались выдавать крепостных девушек замуж пораньше, чтобы «не засиживались в девках до 20 лет». Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: до 60 лет

    Ещё одним важным условием для заключения брака являлось отсутствие запрещённых Указом степеней родства, свойства и духовного родства.

    Следующим условием были религиозные взгляды, вероисповедание жениха и невесты. Русская церковь, руководствующаяся Кормчей книгой, препятствовала заключению браков между лицами различного вероисповедания. Но с 1721 года Пётр разрешил регистрировать брак «с неправославными христианами».

    Последним каноническим, весьма консервативным условием для заключения брака являлось согласие родителей жениха и невесты на брак. В связи этим  Петр 1 издал Указ от 5 января 1724 года, по которому «принуждение» со стороны родителей подвергалось штрафу. Предполагая, что угроза взимания штрафов может остаться пустой фразой, Пётр принял решение - приводить к присяге только родителей из всех социальных слоёв, кроме крестьян».

     Кроме канонических условий для вступления в брак действовали новые положения, введённые светским законодательством. Ггражданские и военные чиновники должны были получить разрешение на брак от своего начальства. Толковалось это и необходимостью подчинить личные интересы подданных служебным, и опекой над служилым людом, возможность которого содержать семью - жену и детей - возникала не сразу, а с определенного возраста и должностного положения.

    При вступлении в брак подданных Российской империи обращалось внимание и на состояние здоровья жениха и невесты. - «относится собственно к людям, не имеющим здравого рассудка с самого их рождения».

    Петром I была сделана попытка ввести также брачный образовательный ценз для дворян: перед венчанием предписывалось предъявление архиерею-старший священник свидетельства о знании арифметики и геометрии и других предметов; попытка окончилась неудачной.

    Порядок заключения брака. Первой  стадией заключения брака было обручение. Но в 1702 году Петр I упразднил обручение. По указу был установлен срок до венчания — шесть недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились. П ри подготовке к венчанию невесте  давали приданое. Чаще всего приданое давали родители. При отсутствии родителей  их роль выполняли братья, родственники, свойственники невесты. Рядная могла  быть написана от имени невесты, если она не в первый раз .вступала в брак. Кроме того, в исключительных случаях эту роль брал на себя государь.

         С 1714 года приданое жены становится ее независимой  собственностью, которой она пользуется без участия мужа.

         После окончания срока обручения начиналась подготовка к обряду венчания. Всю  процедуру подготовки и само венчание обязан был провести священник того прихода, в котором жили жених н невеста. Приходский священник, получив от родителей уведомление о том, что их дети хотят вступить в брак, должен был провести так называемый обыск. Процедура обыска состояла, во-первых, в том, что священник оповещал своих прихожан о предстоящем браке во время воскресной или праздничной службы, которая собирала наибольшее число людей, в другие дни занятых неотложными делами. Этот ритуал носил название оглашения. Цель оглашения — поставить в известность прихожан о предстоящем венчании как важном событии в жизни прихода.

         После  проведения обыска, который не выявлял .обстоятельств, препятствующих браку, священник назначал венчание.

    Для венчания требовалась венечная память - документ, который выдавался священнику на определенное венчание. За венечную память нужно было внести пошлину. В XVIII веке венечные деньги получили новое применение - теперь они шли на лечение и содержание больных и раненых солдат.

    По указу от 5 января 1721 при заключении брака делалась запись о дате венчания в метрическую книгу,

    О вступающих в брак записывались следующие сведения:

    • • Имя и фамилия жениха и невесты, дата венчания,

    • • Имя и фамилия поручителей - свидетелей венчания;

    • • Имя священника, совершившего обряд венчания.

    Взаимоотношения супругов в браке строились в духе христианского учения и действовали  важные принципы супружества: единая фамилия, общее местожительство, социальный статус. Супруги должны были жить вместе — неважно, у мужа или жены. Социальный статус жены определяется по мужу. В 1724 году в Инструкции магистратам вдовам посадских было запрещено выходить замуж за человека иного сословия. Единый социальный статус супругов, определяемый по мужу, действовал и для дворян. В 1722 году в Табели о рангах было записано: «Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда, они тому противно поступят, то имеют штраф заплатить такой же, как бы должен платить мужея был за свое преступление».

    Отношения родителей и детей почти не интересовали законодателя, который в течение рассматриваемого периода так и не создал каких-либо правовых гарантий для детей в имущественных вопросах.

    Однако законодатель хотел ограничить широкие права родителей, которыми они пользовались в отношении своих детей. Постепенно исчезло право родителей отдавать своих детей в полное холопство.

    Не желая вмешиваться в семейные конфликты, в систему воспитания, государство почти не регулировало имущественные отношения между родителями и детьми. В XVIII в. положение дочери резко меняется к лучшему — она приобретает  полные права на полученное приданое, к которому муж ее не имел никакого отношения.

    Сын же, лишившись приданого  жены, не получал взамен гарантированного законом награждения от родителей. При жизни отца и матери сын, независимо от того, был ли он совершеннолетним, имел ли жену или нет, не располагал своей собственностью, полученной от родителей, коей он распоряжался бы самостоятельно.

    Развивалось законодательство об опеке. Указ о единонаследии 1714 возложил обязанность об опеке над малолетними братьями и сестрами на наследника недвижимого имущества, он должен кормить, заботиться, обучать грамоте, подготовить к службе. Опека продолжался до достижения 17 лет сестры, 18 лет брата. Учреждение о губерниях 1775 года были созданы сословные органы, которые ведали опекой. В 1785 году учреждается попечительство с 14 лет.

    3. Прекращение брака.

    3.1 Прекращение брака по различным причинам.

    1. Смерти или ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 года) (жена либо следовала за мужем в место его нового пребывания, либо оставалась дома, но сохраняла брак с ним; муж не обязан был следовать с женой в ссылку, но и не получал развода).

    2. Пострижения в монахи обоих супругов при достижении женой 50-летнего возраста, при отсутствии малолетних детей.

    3. Безвестного отсутствия (указ 1723 года) в течении 5 лет.

    4. Неизлечимой болезни «освидетельственной врачами».

    5. Прелюбодеяния одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или в монастырь). Но если муж обвинял жену в прелюбодеянии, а потом не мог доказать ее вину, то жена имела право потребовать развод.

    6. Неспособности к брачному «сожитию» с запрещением неспособному вступать в новый брак.

    7. Покушения на жизнь супруга.

    8. Принятия христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 года).

    9. Бесплодия жены.

    Меняется процедура расторжения брака. С 1722 г. дела о расторжении брака стали подведомственны Синоду — для окончательного вердикта, а с 1744 г. разводы «знатных персон» восходили «на Высочайшее усмотрение».

    Поводом к разводу оставался уход в монастырь. Однако в XVIII в. он стал рассматриваться как посягательство на святость супружеских уз; вводятся ограничения: возрастной ценз — 50-60 лет, наличие совершеннолетних детей, разрешение Синода. Дабы избегнуть злоупотреблений на этой почве, ввели запрет на женитьбу (замужество) оставшегося в миру супруга, но исполнялся он не всеми — специальным разрешением Синода его можно было обойти. Тем не менее число монастырей в XVIII в. сократилось, а пострижение туда юной девицы стало редким исключением.

    Основным поводим к разводу, как и ранее, было прелюбодеяние, т.е. супружеская измена, «побеги или самовольные друг от друга отлучки», «посягательство жен в отсутствие мужей за других» и «так же мужей в подобных тому винах являющихся».

    Поводами к разводу были также двоебрачие, неспособность к брачному сожитию мужа или жены, безвестное отсутствие не менее 5 лет, каторга или ссылка за преступление, близкое родство и некоторые другие. Бывали и разводы по обоюдному согласию.

    Таким образом период правления Петра Великого – время больших изменений в правовой системе Российского государства. Отечественное право XVIII века претерпело значительные изменения. Государство, в лице монарха, как носителя и центра государственного интереса, главы законодательной, исполнительной и судебной власти, вмешивается во все сферы общественных отношений и окончательно искореняет обычаи и традиции, заменяя их законом, соблюдение которого объявлялось важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц.


    написать администратору сайта