русская идея. «Русская Идея» и тема России в отечественной философии1. Доклада Русская Идея итема России в отечественной философии 1
Скачать 21.53 Kb.
|
ТЕМАТИКА МОЕГО ДОКЛАДА «Русская Идея» и тема России в отечественной философии 1 "Русская идея" философский термин, введенный В.С. Соловьевым в 1887 - 1888 гг. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в.ОН БЫЛ ВВЕДЕН для осмысления русского самосознания, культуры, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. 2 Леонид Владимирович Карасев в своей статье "Русская идея (символика и смысл" пишет - "Русская идея - идея о другом мире. И если это так, то НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО хотим мы этого или нет, РУССКАЯ ИДЕЯ ЭТО также и идея об изменении, ТАК КАК достигнуть чего-ЛИБО иного можно, либо изменив мир, либо самого себя. Надежду на изменение мира поколебать было довольно трудно; хотя мир не изменялся столетиями и тысячелетиями (не изменялся к лучшему), ожидание перемен всегда можно было перенести на будущее… Суть состоит в том, насколько те или иные идеи могут захватить народ и сделать его своим пленником. Русские отдались своей идее-мечте безоглядно и искренно: они верили в нее и когда называли Москву Третьим Римом, и когда умирали за дело коммунизма. Россия поЭтому и стала особым местом на земле, что взялась действительно за общее дело, удачно или неудачно – ЭТО СОВСЕМ ДРУГОЙ разговор. Россия - это вопрос, который задало себе человечество". 3 По мнению Леонида Карасева, корни русской идеи укоренены в глубинах русской души, главным свойством которой он считает не "вечную женственность"(ТАКАЯ СИЛА ,КОТОРАЯ ПОДНИМАЕТ В ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ), "неотмирность" (ТОТ КТО ПРИХОДИТ С НЕБЕС, НЕ ОТ МИРА СЕГО)или "апокалиптизм",(ОЖИДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АПОКАЛИПСИЧЕСКИХ ПРОРОЧЕСТВ)А - "детскость"(РЯБЯЧЕСТВО ХАРАКТЕРА , НЕРАЗУМНОСТЬ, НАИВНОСТЬ,СВОЙСТВЕННЫЕ ДЕТЯМ). Именно детскость русской души является причиной всех остальных её свойств, ОНА служит ключом к разгадке тайны русской идеи. Находясь в мире обыденности-вульгарности(СЕРЫЙ МИР ПОШЛЫЙ И ГРУБЫЙ ), ребенок тоскует по ДРУГОМУ миру - сказочному. "Этот мир притягивает его к себе ОЧЕНЬ сильно и настойчиво: возможно, потому что чувствует в нем "своего"ТОЛЬКО пути к НЕМУ" не знает. Он чувствует его близость, живет его духом, но время идет, он взрослеет, и дорога – КОТОРАЯ РАНЬШЕ существоваЛА - исчезает". Общим для всякой русской "мечты" или "идеи" всегда было одно и то же: вера в то, что ЭТУ дорогу можно отыскать, вера в то, что человек и мир могут измениться. ПРОЩЕ говоря, главным в русской идее была надежда на возможность обретения другого мира(ТОЕСТЬ СКАЗАЧНОГО)". Л.В. Карасев замечает: "Я не хочу сказать, что русские и дети - одно и то же. Это, само собой, символический ход". Тем не менее, из приведенных фактов и суждений вытекает, что если русские чем-то и отличаются от детей, так это тем, что не взрослеют и продолжают оставаться в плену русской мечты. Всё, от веры в Третий Рим до практики Коммунистической Революции, становится понятнее, если в русских разглядеть народ, ставший практическим воплощением евангельского завета - "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" 4 Разберем подходы отечественных мыслителей XX в. к основным проблемам, объединяемым понятием "русская идея". Патриотизм, любовь к России известных и влиятельных мыслителей XX в., независимо от того, как именно каждый из них представлял себе и оценивал российский путь в истории. Патриотизм был самой общей ценностной предпосылкой (ТОЕСТЬ ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЖЕЛАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)более конкретных философско-исторических размышлений о русской идее. 5 патриотизм свойствен и тем мыслителям, которые,, были изгнаны с родной земли. В статье "О русской идее", опубликованной за рубежом Ильин писал: "Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле - продолжается. И ныне нам более, чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений, ее творческую идею".ТОЕСТЬ НЕ СМОТРЯ НА ИЗГНАНИЕ МЫСЛИТЕЛИ ГОВОРИЛИ О ТОМ ЧТО ПРИ СУЩЕСТВОВАНИИ СЛОЖНОСТЕЙ НУЖНО ВСЕ РАВНО ПРОДОЛЖАТЬ ВЕРИТЬ В РОССИЮ) 6 в 1941г А.Ф. Лосев писал: "Любящий любит не потому, что любимое - высоко, велико, огромно. Родители любят детей, и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое, неотъемлемое свое, родное: он с этим живет, с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам".(ЗДЕСЬ ЛОСЕВ ГОВОРИТ ЧТО ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ ЗНАЮ ВСЕ НЕДОСТАТКИ СТРАНЫ ,НО ДЛЯ НЕГО ЭТО ЕГО ЧАТЬ , ОН ВСЕГДА С НЕЙ ( ЖИВЕТ И С ЭТИМ ПОГИБАЕТ ) 7 МОЖНО СДЕЛАТЬ вывод что " Русская идея" это философский термин широко используемый русскими философами для осмысления русского самосознания, культуры, России. Леонид Владимирович Карасев пишет - "Русская идея - идея о другом мире. И если это так, то хотим мы этого или нет, она есть также и идея об изменении, ибо достигнуть чего-то иного можно, либо изменив мир, либо самого себя. Надежду на изменение мира поколебать было довольно трудно; хотя мир не изменялся столетиями и тысячелетиями, ожидание перемен всегда можно было перенести на будущее…" (ТОЕСТЬ РУССКАЯ ИДЕЯ ЭТО ИДЕЯ О ДРУГОМ МИРЕ А ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ ЭТОТ МИР НУЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ) 8 "Русская идея" - понятие, с помощью которого можно, следуя за философами, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, ТОЕСТЬ, религиозно-мистическую. В СТАТЬЕ "Русская философия". многообразие и многосторонность русской самобытной философии не поддаются классификации и точным формулировкам. Автор всё время подчеркивает, что в русской философии "теория" также постоянно связана с практикой, с внутренним подвигом. Он с сожалением говорит о том, что увлеченные системами западные ученые вряд ли серьезно отдались бы её изучению, т. к. даже сами русские немного и неохотно занимаются своими философами. Они больше переживают свою философию, ПОЭТОМУ они так мало знают своих философов, СООТВЕТСТВЕННО ПОЭТОМУ философская мысль ЛИШЕНА теоретического исследования и даже описания. 9 В своей статье "Русская философия" Лосев льет свет на самобытную русскую философию и приводит примеры характерного для неё способа рассуждения. Он указывает на то направление, в котором до сих пор она двигалась, проделавши путь от идиллического романтизма славянофилов до апокалипсической мистики современности. А.Ф. Лосев считает, что систематизация русской философской мысли - задача отдаленного будущего. |