Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос №2 Сущность философии «всеединства» В.Соловьева.

  • Вопрос №3 Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева, н.Бердяева.

  • Домашняя работа Вариант 8 Вопрос 1 в чем различия в идеях славянофилов и западников


    Скачать 19.62 Kb.
    НазваниеДомашняя работа Вариант 8 Вопрос 1 в чем различия в идеях славянофилов и западников
    Дата13.12.2022
    Размер19.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла333.docx
    ТипДокументы
    #843375

    Домашняя работа

    Вариант №8

    Вопрос №1

    В чем различия в идеях славянофилов и западников.

    Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830 – 1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути развития.

    Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840 – 1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.

    Различия

    • В отношении к религии. Славянофилы – религиозные, православные (основа самобытности). Западники – атеисты (особенно революционные демократы) и светские мыслители.

    • В отношении к средствам. Славянофилы – за эволюцию, преобразование души человека на православной основе. Западники – за революционные методы (хотя либеральная часть – скорее за реформы).

    • Каким путем должна идти Россия? И у тех, и у других исток – немецкая философия, но выводы разные. Западники: европейский путь капиталистического развития единственно верен для всего человечества, иного быть не может, мы цивилизационно отстали и нужно догнать Запад по этой дороге. «Мы пока еще не Европа». Славянофилы: того же уровня надо достигнуть своим путем, развивать собственные самобытные силы народа России. «Россия – не Европа и никогда ею не сможет быть». Россия никогда пути чистогана, наживы и пр. не примет. Славянофилы обвиняли западников, что те – враги России, западники называли славянофилов врагами прогресса, критиковали славянофилов за ретроградство и попытки вернуть допетровскую Русь. С обеих сторон эти нападки во многом несправедливые. Западники считали, что России западного пути все равно не миновать, славянофилы – что нам такой путь ничего не даст, надо идти своим путем.

    • Различия в идеологии. Славянофилы и западники – не названия философии, но идеологические, идейно-политические клише, названия двух направлений развития общественной мысли, общим источником которых была озабоченность о судьбе России. Хомяков – соборная гносеология. Белинский – гегельянец, потом стал персоналистом. Чернышевский – революционный демократ, но - философская антропология. В общем, на самом деле все было сложнее, проявлялось тесное переплетение в русской философии многих течений.

    Вопрос №2

    Сущность философии «всеединства» В.Соловьева.

    По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т. к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения.

    Вопрос №3

    Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева, н.Бердяева.

    Василий Васильевич Розанов – один из самых сложных российских философов «серебряного века». Важнейшей частью его концепции является антропология, ориентированная космоцентрически. Огромным событием в развитии космоса Розанов считает появление личности. Метафизика личности у философа сосредоточена в тайне пола. Проблема семьи, прежде чем стать для него теоретической, стала эмпирической, когда Розанов столкнулся с проблемой собственных детей как незаконнорожденных и попытался ее разрешить по христианскому закону. Стал изучать книги Священного писания, сделался исследователем Ветхого и Нового Заветов, изучил культуры семитского Востока и Египта, где нашел развитые формы института семьи.

    Религиозные взгляды Розанова противоречивы. Возвеличивая роль природы, роль Солнца в жизни человека, он отмечает, что оно может сделать для человека больше, чем Христос. В момент создания его работы «Апокалипсис нашего времени» главной целью критики Розанова было не христианство и Христос, а тот Апокалипсис, который пришел в Россию, та ночь, которая на многие десятилетия опустилась над страной. А христианство Розанов критикует за то, что катастрофа была столь велика, что ни ему, ни Иисусу Христу оказалось не под силу с ней справиться. Не пережил ее и Розанов. В 1919 году он скончался.

    Не будучи славянофилом К.Н.Леонтьев стал выразителем идей вырождающегося славянофильства.

    Первичным в творчестве Леонтьева является его эстетизм. Ему было присуще религиозное восприятие действительности, с позиций которого он критикует современную культуру и современного человека, считая их «испорченными». Врач по образованию, он первым из русских философов поставил вопрос о действии в истории законов природы, о единстве законов природы и истории. Большое внимание философ уделял вопросу развития в истории. Он считал, что закон развития является общим для растительного, животного, человеческого мира и мира истории. Постепенное усложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства – ход развития. Применяя теорию развития к анализу искусства, Леонтьев выделяет период «первоначальной простоты», к которому относит конусообразные постройки этрусков, избы русских крестьян, эпические песни первобытных племен и тому подобное. К периоду «цветущей сложности», по его мнению, принадлежат: Парфенон, храм Артемиды, Софокл, Данте, Шекспир, Байрон, Рафаэль. К периоду «перехода во вторичное упрощение упадка» Леонтьев относит все здания переходных эпох, романский стиль, все утилитарные постройки: казармы, больницы, училища, стации железных дорог.

    Философия тоже проходит эти же периоды: от «первобытной простоты» Фалеса к «цветущей сложности» Сократа, Платона, Спинозы, Декарта, Канта, Гегеля , а от них к «вторичному упрощению» реализма, материализма, атеизма.

    Николай Александрович Бердяев – один из наиболее известных русских философов. В центре его философского творчества находится проблема человека. Она рассматриваетсячерез проблемы свободы, творчества,личности, духа и истории. Большое место в его философии занимает философия религии, философия истории, социальная философия и этика. Свою философию Бердяев называет философией экзистенциального типа. Объективацию духа в реальность он считает своей основной идеей. Экзистенциализм у Бердяева перерастает в персонализм. Бытие открывается в человеке и через человека. Он создан по образу и подобию Бога, но в то же время человек есть точка пересечения двух миров, высшего и низшего, божественного и природного. Как существо плотское он связан со всем круговоротом мировой жизни, как образ и подобие Бога – он личность. Личность следует отличать от индивида. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего то: она есть единое целое. Она связана с христианством. Христианство есть персонализм. Личность находится в конфликте с миром общего, с миром зла, она извечно свободна. Выход ее из власти общего был опытом человечности и сострадания, опытом о человеке, который есть единственный предмет философии.

    Человеку присуща свобода, хотя она не абсолютна. В свободе скрыта тайна мира. Всякое организованное общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность. Через проблему свободы решает Бердяев проблему бытия и Бога. Свобода является свободной, проистекающей из истины и из Бога, проникнутая благодатью, несотворенная, неукорененная в бытии. Познание духа достигается не путем логических рассуждений, а посредством жизненного опыта. Познание носит творческий характер, представляет собой акт постижения истины. Творчество есть взлет, победа над тяжестью мира, но в продуктах творчества обнаруживается тяга к низу. Творчество человека есть божественное творение мира. Бог нуждается в творческом акте человека как продолжении миротворения.


    написать администратору сайта