Главная страница

Исследовательский проект Домовой - миф или реальность. Научная статья_Субботина А. Домовой. Домовой миф или реальность


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеДомовой миф или реальность
АнкорИсследовательский проект Домовой - миф или реальность
Дата20.03.2022
Размер0.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНаучная статья_Субботина А. Домовой.doc
ТипИсследовательская работа
#405540

Областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее» Региональный этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодежь. Наука. Бизнес». (Россия, Тюмень, 2021 г.)
Исследовательская работа

«Домовой: миф или реальность?»
Автор:
Субботина Ангелина Игоревна, ученица 7А класса
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательного школа с. Бердюжье»,
Бердюжского района, Тюменской области

Руководитель:
Шукалович Екатерина Петровна,
учитель русского языка и литературы,
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательного школа с. Бердюжье»,
Бердюжского района, Тюменской области

Я, Шукалович Е.П.., подтверждаю, что текст данной работы содержит не более 25 страниц, из них текст статьи и список литературы не более 15 страниц, приложения не более 10 страниц
Шукалович Е.П.20.09.2021г.
подпись, дата





Исследовательская работа

«Домовой: миф или реальность?»
Аннотация

Каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их. .Целью данного исследования является изучение вопросов «Домовой - это вымысел, или реальность, и верят ли современные школьники в Домовых?». Объект исследования: Домовой. Мы предположили, что Домовой - это реальность, и современные люди верят в существование Домового. В ходе исследования была изучена литература и ресурсы Интернета по данной теме, проведено анкетирование учащихся 6 класс МАОУ СОШ с.Бердюжье и взрослого населения в возрасте от 55 до 65 лет.

В ходе исследования мы сделали следующие выводы: Домовые – это души людей, задача которых заботиться о благополучии человеческой семьи. Также была изготовлена кукла Домовой и его предполагаемое жилище. Думаем, что данная работа заинтересует слушателей, ведь теперь они будут не только знать о Домовом, но и узнают много нового о нём. Считаем, что материалы данный работы можно будет использовать для проведения классных часов в младших и средних классах.
Ключевые слова: Домовой, литература и искусство, приметы, домовёнок Кузька.


Содержание


  1. Введение (актуальность темы, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, этапы работы, ожидаемый результат)………………………………………………………….……………….…..4-5




  1. Основная часть………………….……………………...……………………….…..6-18

Часть 1.Теоретическая часть исследования

- Образ Домового в литературе и искусстве
- История происхождение Домового на Руси
- День рождения Домового
- Как выглядит Домовой
- Жилище Домового
- Приметы, связанные с Домовым
Часть 2. Практическая часть исследования
- Домовёнок Кузька в повести Т.И.Александровой
- Исследование-опрос «Кто такой Домовой?» среди учащихся 6а класса и взрослых от 55 до 65 лет
- Изготовление куклы «Домовой» и его жилища

  1. Заключение…………………………………………………………….…………...19


Список использованной литературы и Интернет - ресурсов

Приложение



  1. Введение

« Береги наш дом, и нас в нем!

Добро умножай, а зло отражай»

НАФАНЯ – дар божий
«Домовой-домовой, ждет тебя твоя постель мягкая,

Ждут тебя игрушки звонкие, да блестящие,

Приходи в дом наш- не стесняйся;

Будем тебя кормить сладко, угощать часто.

Что бы ты доволен был, да счастлив!»

Заговор на привлечение домового
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их.

Сказочный мир - удивительный мир. Он приходит к нам в детстве с мультфильмами, а потом дорогу туда открывают книги.
Считается, что в нашем мире живет много разных духов, среди которых и Домовой, которого считают хранителем и невидимым хозяином дома.

Многие из нас еще от бабушек слышали о том, что Домовой живет в каждом доме. Кто-то верит в это, кто-то не верит.

Домовой больше всего приближен к человеку и даже может с ним взаимодействовать. Многие задаются вопросом о том, существует ли домовой на самом деле, и здесь у каждого будет свой ответ, поскольку наукой ничего не доказано, поэтому все базируется на собственной вере. Но, так или иначе, существует разные объяснение: кто такой на самом деле домовой, как он выглядит, и где живет. Нам захотелось поподробнее узнать об этом существе, живущем в доме, поэтому решили провести исследование «Домовой - миф или реальность?»

Предмет исследования: литература и материалы сети Интернет о Домовом.

Объект исследования: Домовой.

Цель исследования: изучение вопросов «Домовой - это вымысел, или реальность, и верят ли современные школьники в Домовых?»
Задачи исследования:

  1. прочитать литературу, материалы сети Интернет о Домовом;

  2. изучить представления о Домовом(внешность, характер, происхождение и т.д.);

  3. прочитать произведения о Домовом Т.Александровой;

  4. провести исследование-опрос «Кто такой Домовой?» среди учащихся 6а классаи взрослых от 55 до 65 лет;

  5. изучить приметы, связанные с Домовым;

  6. опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования;

  7. изготовить куклу «Домовой» и его жилище.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что Домовой - это реальность, и современные люди верят в существование Домового.

Методы исследования: чтение литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, опрос, анализ.

Этапы работы:

I этап

1. Изучение и отбор информации по теме исследования;

2. Проведение обработки собранной информации;

II этап

3. Проведение практической части;

4. Анализ результатов;

III этап

5.Оформление работы, подготовка презентации;

6.Изготовление макета « Домовой и его жилище»;

7.Защита исследования.
Ожидаемый результат: думаю, что данная работа заинтересует слушателей, ведь теперь они будут не только знать о Домовом, но и узнают много нового о нём. При проведении данного исследования, мы узнаем: как к его существованию относятся современные люди. Считаем, что материалы данный работы можно будет использовать для проведения классных часов в младших и средних классах.

  1. Основная часть

Часть 1. Теоретическая часть исследования

Образ Домового в литературе и искусстве

С древности люди верили, что Домовые являются хорошими духами, которые защищают дома, но к ним нужно относиться с почтением, чтобы не вызвать агрессию. Считается, что они живут в любом строении, где есть люди. Домовые уберегают дом от негативной энергии, но и могут наказывать, например, за беспорядок в доме или частые ссоры. В большинстве случаев это проявляется в том, что он прячет или ломает вещи.

Нужно сразу же понять, что Домовой – это не человек, не животное и даже не какое-либо существо, имеющее физическую оболочку. Он – создание эзотерическое, астральное.

Вот что пишут в новом энциклопедическом словаре под редакцией А.П. Горкина: « Домовой, в верованиях славян, дух-хранитель дома».

Существование домового учеными не доказано. Он не отнесен ни к одному из существующих видов живых существ и не выделен в новый. Все фото, на которых хранитель дома якобы запечатлен в одном из своих подобий, считаются мистификаций, так как их подлинность не подтверждена.

Согласно словарю В.И.Даля: «Домовой – дедушка доможил, хозяин, хранитель и обидчик дома. Стучит и возится по ночам, проказничает, душит ради шутки, гладит мохнатой рукой к добру».

С научной точки зрения существование также духа дома не было доказано. Абсолютноебольшинство научных сотрудников скептически относятся к историям про домового. Но есть уважаемые люди, которые вполне серьёзно считают, что домовые – души наших родственников.

В словаре С.И.Ожегова: «Домовой, сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома».

Мифологические образы как проявление традиционной народной культуры продолжают жить в художественном творчестве писателей: В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, Н.В. Гоголя.
Пушкин А.С. писал в одном из своих стихотворений:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенья, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель.


Домовой – образ народной «нечистой силы». Этот персонаж часто возникает в различных видах искусства. В живописи, например, этот герой, запечатлён в работе Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой», Елены Шумаковой «Домовой и Баба-Яга».

Образ домового был воплощён также в кинофильмах. Так в 1976 году Борисом Бунеевым был снят детский фильм «Деревня Утка», в котором фигурировал домовой Шишка. Роль покровителя дома сыграл актер Ролан Быков. Он уезжает вместе с внучкой в город, а после знакомит ее с шотландским «собратом». Герой Ролана Быкова расстраивался из-за того, что его не замечали взрослые, поэтому так тянулся к Оле.

В 1988 году в России вышел кукольный мультфильм по одноименной сказке Ганса-Христиана Андерсена «Домовой и его хозяйка».

Весной 2019 года вышел российский фильм-сказка Евгения Бедарева «Домовой». Сергей Чирков в главной роли продемонстрировал тонкое душевное состояние покровителя дома, в которого никто больше не верит. Он пакостит, громит мебель и пытается выгнать квартирантов. Но позже понимает, что без его помощи произойдет нечто непоправимое.

Опираясь на исследования, можно выявить основные признаки, характерные для домового. Например, в словаре Славянской мифологии, домовой – это домашний дух, хозяин и покровитель дома:
-домовой тесно связан и с домом, и с семьёй, в нём живущей;
- отвечает за благополучие домашних животных;
- домовой максимально приближен к человеческому образу жизни.

В книге Е.Е. Левкиевской «Мифы русского народа» домовой обозначается как домашний дух, хозяин и покровитель, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, а также здоровье людей и плодовитость животных.

В труде М. Забылина «Русский народ» выделены следующие признаки этого образа:

– домовой – это дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе;

– не делает зла, а только шутит;

– иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопанье дверями и пр.;

– живет зимой около печки или на печи;

– если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастии; – если домовой не любит семью, с которой живёт, то он бьет посуду, кричит, топает и пр.;

– тому, кого любит, домовой завивает волосы и бороды в косы; – того, кого не любит, ночью щиплет до синяков;

– домовой любит жить в банях и париться;

– в разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим»;

– при переходе или переезде из дома зовут домового с собой.

Любит домовой только трудолюбивых хозяев, а ленивых может довести до разорения. Умилостивить домового можно куском хлеба или табаком.

Одна из версий: домовой - это добрый дух, оберегающий дом или квартиру. Наши предки верили, что в каждом доме живет дух-хранитель, мистическое существо, которое, при хорошем отношении к нему, оберегает само жилище и всех, кто в нем обитает.

В современной литературе Домовой представлен в произведениях Т.И.Александровой в образе домовёнка Кузьки. Родился Кузька в 1972 году в баньке усадьбы художника Василия Поленова. Не то, чтобы родился (никто не знает, как рождаются Домовые),но был обнаружен в поленовской бане под веником супружеской пары — Валентином Берестовым и Татьяной Александровой, проживавшими там в один из самых счастливых годов своей семейной жизни. Тогда в Поленове Берестов и Татьяна явились как-то к обеду с новостью: «А у нас появился домовёнок Кузька». В результате этих событий на свет появились книжка и мультфильм о приключениях домовёнка по имени Кузька, полюбившиеся многим-многим детям.

В 1975 году вышла небольшая книжечка «Кузька в новой квартире» — это былотолько введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме»«Кузька в лесу»«Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году.

Сказочница хотела, чтобы все дети любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, совершать хорошие поступки, будут беречь и умножать красоту Земли. Кузька принес известность писательнице. В настоящее время сказочная повесть"Кузька" ("Домовёнок Кузька") часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе СаякиМацуя. Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой.Я с удовольствием прочитала эти книги и подружилась с Кузькой, и вам советую.

Сейчас продолжение приключений домовёнка Кузькипишет Галина Владимировна Александрова, художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.

История происхождения Домового на Руси


Возникновение персонажа в Древней Руси связывали с ритуалом «строительная жертва». Жители деревень подходили к постройке нового дома с большим уважением и во время закладки жилища совершали жертвоприношение, гарантирующее спокойную жизнь. Череп жертвы, чаще быка или овцы, закладывали в восточный угол дома. Там послезавершения стройки и рождался домовой.

Подчинялся потусторонний дух исключительно Велесу (скотскому богу) и Яриле(богу плодородия и любви). Поэтому некоторые обряды, дошедшие до современности, схожи с ритуалами, которые посвящались богу скота. Как и Велес, мифологический персонаж имел две ипостаси: добрый и злой. Позже оба понятия объединились в одном персонаже, придав существу своеобразный характер.

С приходом на Русь христианства миф о домовом переплелся с библейскими образами. Теперь существо, которое охраняло дома людей, получило статус падшего ангела. Со временем церковь открыто высказала осуждение ритуалов, которые направлены на задабривание домового.

Впрочем, подобные увещевания не искоренили старых традиций. Образ домового (правда, под другими именами) легко найти в русском, украинском, белорусском, болгарском и сербском фольклоре. Изображение добродушного старика используется в славянских оберегах. Такие талисманы призваны улучшать благосостояние домочадцев и защищать семью от всякой нечисти.

Известно поверье, что невидимый хозяин есть в каждом доме. Дух проводит значительную часть времени за печью или на чердаке. В давние времена чаще проживал на конюшне или в сарае, теперь же Домовой прячется в квартирах, в дверном проеме или в еловых ветках, которыми знающие люди украшают жилище.Когда дух по какой-либо причине начинает обижаться или сердиться на живущих в доме - начинают пропадать вещи. Но это лишь временная мера. Домовой - он как строгий родитель, хотя и рассердится, но причинять вред не станет. Отойдет немного - и отдаст спрятанное. А если у его подопечных какие-то проблемы, то ли во взаимоотношениях, то ли на работе - он обязательно даст подсказку в принятии верного решения.




День Рождения Домового
Ежегодно 10 февраля христиане чтят память причисленного к лику святых Ефрема Сирина, богослова, поэта и философа, жившего в четвертом веке нашей эры. Заслуги святого перед христианством были в его философских трудах, которых насчитывалось около тысячи. В них он выступал защитником семейных ценностей и наставником людей на путь истинный. Именно в писаниях Ефрема и появились первые упоминания о невидимой энергетической сущности, живущей под одной крышей с людьми, которая могла быть и добрым помощником, и злым гением. Лишь от поведения домочадцев зависело как себя эта сущность проявит.

Со времен бытия Ефрема Сирина прошли века, но единого мнения по поводу происхождения мифической сущности не существует и по сей день. Одни утверждают, что эта сущность является одним из умерших предков Рода, который при жизни относился неподобающим образом к своим родным и к дому. По этой причине он и оставлен на земле Высшими силами для перевоспитания, чтобы научился помогать и наставлять других. Иные полагают, что Домовой посылается Богом каждому дому в помощь и защиту. Однако, как бы не расходились мнения оппонентов, ясно одно: Домовой по своей сути — "покровитель и хранитель домашнего очага, защитник от болезней и бедствий". И люди по-прежнему пытаются подружиться с ним и всячески задобрить.

По народной традиции 10 февраля отмечается день именин Домового. Накануне, в ночь с 9 на 10 февраля хозяйка готовит подношение Хозяину дома, выкладывая на блюдо кусочек пирога, конфеты-леденцы, монетки, новую колоду игральных карт, небольшую куколку, и рядом ставя стакан с молоком или рюмочку с вином. Если Домовой останется доволен подарками, то будет верным помощником и защитником вашего дома.

По другим источникам 10 февраля отмечается День Кудесы или День угощения домового. В этот день было принято веселиться, петь песни и танцевать в избе, развлекая домового. А перед тем как идти спать, для главного хранителя дома нужно оставить на столе вкусное угощение — кашу, блины, пироги. Если вы устроили домовому хороший  праздник, то весь год он будет вести себя хорошо и радовать своих хозяев.

Ещё можно в этот день ставить Домовому – кашку, молочко, сладости, выпечку и монетку, а также рассказывать разные истории про Домового. Раньше все дары Домовому оставляли на печи, в настоящее время их оставляют в укромном месте дома, где по мнению хозяев обитает Домовой. Издавна по этому  дню определяли теплым или холодным будет лето. Лето будет дождливым и холодным, если 10 февраля будет ветрено.

Были и другие праздники домового: 7 февраля, когда его «закармливали» и «просили беречь скот» и 12 апреля, когда домовой праздновал наступление весны. Но есть еще один день в году, о котором нужно не забыть. Это день Федора - 9 июня. В этот день Домовой ложится спать на венике и, чтобы его не вымести из дома вместе с мусором, мести пол веником возбраняется.


Как выглядит Домовой

Если спросить у ребенка, как выглядит домовой, то, скорее всего он будет описывать героя из знаменитого мультика «Домовенок Кузя».

В представлении взрослых, это старичок в больших лаптях, запятнанной черной золойрубахе и обязательно с длинной бородой. Как правило, живет за русской печью. В современном варианте это кухонное помещение или кладовка.

Вопрос о том, насколько домовой является уменьшенной копией настоящего человека, интересует многих. В мистической сфере домовой представляется бесформенным существом, у которого есть только астральное тело, но физической оболочке он не имеет.

Перед людьми он может предстать в следующих качествах:

  • светящийся клубок,

  • зверек, издалека напоминающий кошку причудливой породы с длинной шерстью и яркими глазами,

  • тень пространственной формы, в образе умершего родственника.

Некоторые хозяева домов, утверждают, что видели домового вполне милым и пушистым существом. Другие – что это нечто худощавое. Во многом внешний вид хранителя очага зависит от того, как выглядят его хозяева (хозяева дома/квартиры, в которых он живет).

Если люди не заботятся о собственном доме, не убирают, везде царит беспорядок, то домовому приходится выполнять все домашние обязательства за них, поэтому он худеет и выглядит неопрятно.

Как выглядит домовой на протяжении многих столетий остается тайной, покрытой мраком.

Но все Домовые сладкоежки, они питаются:

  • Печеньем.

  • Мёдом.

  • Сахаром рафинированным.

  • Джемом.

  • Сметаной.

  • Молоком.

  • Конфетами.

  • Свежей выпечкой.

Жилище Домового

Домовой в жилище – хранитель, его никто не видит, а лишь иногда хозяева слышат его присутствие. Он топает, передвигает вещи, иногда может что-то уронить. О присутствии духа жилья могут говорить пропадающие, а потом возвращающиеся на место вещи. Сам Домовой скрыт от посторонних глаз. Однако ему всё, что делается в доме, видно.

Где же Домовой живёт в доме, какое укромное место может оказаться жилищем хранителя?

Многие люди задаются вопросом, может ли жить Домовой в квартире или этот дух обитает только в частных домах, стоящих на земле? Домовой обитает почти в каждом жилище. Домовой поселяется везде, где живут люди. Иногда, Домовой -хранитель остаётся в доме после того, как жилище покинули хозяева, правда, в этом случае он становится злым и нелюдимым, сначала тоскует по людям, а после вовсе забывает, кто он такой.

Домовой  умело прячется и показывается обитателям жилья только в тех случаях, когда ему есть, что им сказать. По преданию, живёт Домовой за печью, на чердаке или в подполе. Может его место быть за шкафом, в кладовке или на антресоли. Домовой выбирает тот уголок, где его не будут часто беспокоить. В квартирах Домовой чаще всего обитает на кухне – ближе к хозяйке да съестным припасам.
Приметы, связанные с Домовым

Люди всегда верили, что если жить по законам природы, уважая ее покровителей, то можно не опасаться чего-то плохого. Считалось, что при переезде в другой дом нужно обязательно позвать духа-опекуна с собой.

Домовому нравится, чтобы  в доме царили любовь, взаимопонимание, мир, чистота и уют. Тогда он  охраняет дом, помогает хозяевам и предостерегает их от опасности. Если же в доме часто происходят скандалы, царит ненависть, хаос и грязь, то домовой шумит по ночам, ломает вещи, душит хозяев и их гостей.

Есть много народных примет, связанных с Домовым:

  • Чтобы не обидеть Домового, 10 февраля нельзя убивать насекомых в доме (даже тараканов, пауков или мух).

  • Одинокие женщины могут попросить помощи у Домового в поисках мужа. Если Домовому нравится жить в квартире  женщины, то он ей сможет помочь, и она встретит своего суженого. Домовые общаются между собой и могут подобрать пару тем людям, которых любят.

  • Ссориться с Домовым нельзя. Если Вам кажется, что Домовой обиделся, извинитесь перед ним и уставьте ему угощение – мед или варенье из клубники. После этого Домовой еще лучше будет охранять Ваш дом.

  • Если Вы дружно живете со своим Домовым, то он всегда подскажет, что в доме не закрыты форточки, не выключен утюг или телевизор, а на печке оставлена кастрюля с едой и т.д. Уходя из дому, Вы возвратитесь проверить – все ли в порядке. Это Домовой – передал информацию Вашему подсознанию.

  • Домовой, как правило, любит домашних животных, особенно котов. Наш домашний кот частенько играет с Домовым.

  • Домовой накажет человека,   обидевшего его любимого  кота. Если обидчик, пнет кота ногой, то у него будут болеть ноги, а если обидчик убьет кота, то 7 лет не будет ему удачи.

  • Если Домовой дергает Вас за волосы, то готовьтесь к семейным ссорам.

  • Гремя посудой, Домовой предупреждает о пожаре.

  • Домовой вздыхает или охает – у Вас будут убытки.

  • В семье будет достаток, если домовой погладил кого – либо из домочадцев мохнатой и мягкой  рукой. Ждите неприятностей – если погладил шершавой и холодной рукой.

  • Если почувствуете ночью, что Домовой на Вас навалился, спросите: «К добру или к худу». Он обязательно ответит.

  • Если во сне Вас душит Домовой, прочитайте молитву «Отче наш», или положите в свою подушку горсточку высушенного чабреца. Переставьте кровать на другое место, вполне вероятно она стоит там, где Домовой ходит. Если это не помогает, то нужно пригласить священника и освятить квартиру.

  • Если услышите вой Домового в углу, значит,   он хочет кого-то выгнать из дома. Кто-то из домочадцев обязательно скоро уедет.

  • Если Вы не можете долго найти какую-либо вещь в своем доме, то попросите Домового вернуть ее. Скажите: «Домовушечка, верни мне мою вещь (назовите какую), она мне очень нужна». Займитесь каким либо делом. Через несколько часов или даже минут Вы обнаружите нужную вещь на видном месте или на том месте, где она должна была лежать.

  • Народные приметы про Домового утверждают, что если Домовой любит жильцов квартиры, то он заботится о них, присматривает за детьми и за порядком в доме.

Домовой является духом и принадлежит к существам другого мира, он способен наблюдать за нами и влиять нашу жизнь. Наши предки верили в добрых и злых духов и поэтому соблюдали определенные правила поведения в быту. В нашем мире живут духи, сущности и среди них наш любимый Домовой. Живите с ними в мире.

Часть 2. Практическая часть исследования

Домовёнок Кузька в произведениях Т.И.Александровой
Домовёнка Кузьку придумала Татьяна Ивановна Александрова, жена известного детского писателя Валентина Берестова. В начале я уже говорила об этом.Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой, поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.

Все сказки повествуют о жизни и приключениях Кузьки, рассказывающего историю своей жизни Наташе -своей новой хозяйке.

Описание домового в книге очень отличается от традиционного представления о домовом и больше напоминает человечка: «небольшой, лохматый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит», «отмытые Кузькины волосы сверкали как золото». Семьдесят второй был для Татьяны Александровой самым плодотворным годом работы над сказкой. Она ее практически закончила. А затем и нарисовала домовенка со всеми подробностями, ведь она была и художницей, и писательницей. Кузька явился в рисунках Татьяны Ивановны Александровой смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся». Внешне Кузька отличается от простого мальчика только своим ростом и возрастом.

Судить о его росте можно по тому, как его представил автор: «Под веником кто-то был». То есть он был таким маленьким, что мог спрятаться и уместиться под веником, о чём можно судить и по тому, что: «В ванну он лезть не захотел, сказал, что слишком велика, водяному впору. Наташа купала его прямо в раковине».

Возраст же домового мы узнали из его рассказа: «Было это полтора века назад. Кузьке тогда только-только шесть веков исполнилось». То есть, получается, что домовёнку - 750 лет, и при этом он очень маленький. А вот его дедушке 100 с лишним веков, то есть больше 10000 лет - это взрослый домовой. Одет домовёнок в традиционную русскую одежду - рубаху и лапти: «В красной рубахе с поясом, на ногах лапти».

Характер и привычки домовёнка Кузьки

Характер домовёнка, как и у человека, разный: «Среди нас всякие бывают: и злые, и жадные. А я добрый».

Кузька изображается ранимым и эмоциональным: «Кузька больше всего на свете не любил, когда над ним смеются».

Иногда капризным: «Это я не ем. Я - не козёл».

Также как и любой ребёнок, он был нетерпеливым: «Маленький домовёнок ждать не умел».

С ребёнком его роднит ещё и напыщенная храбрость. В самом начале книги он очень испугался Наташу и не хотел ей показываться, а сам сказал: «Я совсем тебя не боюсь. Я ведь храбрый!».

Домовые живут с людьми в их домах: «- А где они живут, твои друзья? - Везде, по всему миру, каждый у себя дома».

У домового чёткое понятие дома: «Дом - это когда есть печка!». Помимо этого домовёнок Кузя воспринимает дом как нечто живое: «Дом без хозяина - сирота». И у дома тоже есть свой аналог дня рождения - новоселье: «У людей день рождения раз в году. А у дома он бывает раз в жизни - его новосельем зовут».

Таким образом, я пришла к выводу, что в сказках Т.И.Александровой домовёнок - проказник. Он ведёт себя, как маленький ребёнок, ему всё любопытно и интересно.
Особенности художественного мира в сказочной повести
Сказки Т.И. Александровой живут, как бы в разных мирах. Первый реальный: XX век, мир города, машин и цивилизации. Другой мир - фантастический, сказочный: «1,5 века назад», деревня, изба, домовые и прочая «нечистая сила». При этом эти два мира соприкасаясь, разительно отличаются друг от друга, в них даже говорят, словно на разных языках. Это язык традиционной русской культуры и старины. В системе этого «языка» в сказках Александровой находятся домовые, лешие, русалки, водяные, кикиморы и другие персонажи из русского фольклора. Главным его выразителем является Кузька и его непосредственное окружение.

Отличительным признаком этого языка является то, что это язык народной мудрости, он наполнен присказками, поговорками и пословицами:

  • «Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - всё попусту, что не спросишь - всё без толку»;

  • «Мороз не велик, а стоять не велит!»,

  • «Стужа да мороз, на печи мужик замёрз!»;

  • «Не играйте с огнём, не шутите с водой, ветру не верьте»;

  • «Комар пищит. Каравай тащит. Комариха верещит, гнездо веников тащит. Кому поём, тому добро! Слава!»;

  • «Не прав медведь, что корову задрал. Не права и корова, что в лес зашла»;

  • «Молодо-зелено»;

  • «И не в лад, да ладно. И не хитро, да кстати»;

  • «Волков бояться - в лес не ходить!»

Также в произведении есть присказка: «Сундучок, сундучок, Позолоченный бочок, Расписная крышка, Медная задвижка! Раз –два -три-четыре-пять! Можно сказку начинать!»

Различие культур подчёркивается тем, что Кузька использует простонародные  слова, которые Наташа не всегда понимает, а он объясняет ей их значение: «жваркнет», «дряпать», «свориться». В речи Кузьки маленькую героиню всё удивляет, даже понятные слова звучат завораживающе. Он часто использует просторечия «одёжа», «олелюшечки»....

Также у этого сказочного мира есть свои правила и обычаи. Например, хочешь что-то спросить: «Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай». И нужно их соблюдать, а иначе не добьёшься того, чего хочешь.

Когда наступает праздник, то нужно «закликать» людей: «Кто с нами, кто с нами петь и плясать? Кто с нами, кто с нами в игры играть?». Ветер подсказывает дорогу и приносит вести, природа живая, она отвечает героям. Лечатся в этом мире не таблетками, а используют народную медицину и заговоры, поверья: «Знаю на такую болезнь управу, - сказал дед Диадох. Принёс горькую кору, сухие корешки, кислую траву. Кузька в рот бы их не взял, но с мёдом и не такое съешь».

Реальный мир - мир Наташи, это другая культура и другой язык. В этом мире не знают ни о домовых, ни о леших, ни о Бабе-Яге. Здесь цветы и трава «растут» не из земли, а только в виде крема на пирожных. Вещи и обстановка в доме такая, к которой домовёнок не привык. Он не узнаёт печь, потому что до этого не видел газовых плит, а ту, которую он помнит, русскую печь, совсем на неё не похожа. Холодильник домовёнок перепутал с кладовкой и застрял в нём. А о некоторых словах и их значении впервые услышал от Наташи, например, о слове «самолёт».

Таким образом, можно сделать вывод: домовёнок в повести Т.И. Александровой - персонаж народной мифологии, художественно переосмысленный в соответствии с законами детской литературной сказки. Сказочная повесть о домовёнке Кузьке показывает, что нельзя забывать старые традиции и обычаи, они поэтически обогащают и украшают жизнь человека, особенно ребёнка.

Исследование-опрос «Кто такой Домовой?» учащихся 6а класса и
взрослых от 55 до 65 лет


Я провела анкетирование в 6А классе. Было опрошено 25 человек.

1. На вопрос Кто такой Домовой?

А) 13 человек ответили, что это маленький человечек.

Б) 12 человек ответили, что это мифическое существо.

2. Верите - ли вы в Домового? «ДА» -10 человек; «НЕТ»- 10человек; «50/50»- 5 человек.

3.Где,по - вашему, живет Домовой? 22 человека ответили, что в домах, 3 человека считают, что на чердаках.

4.В каждом ли доме живут Домовые? Считают, что в каждом доме- 12 человек; 13 человек считают, что домовые живут только в тех домах, где чистота, порядок и нет ссор.

5. Каким вы представляете себе Домового? Здесь ответы были более разнообразными:

-8 человек считают, что это маленький дедушка с бородой;

-5 человек считают, что человечек в лаптях;

- 3 человека считают, что это зеленый человечек;

- 6 человек считают, что это очень добрый человечек.

- 3 человека никак не представляют.

Ещё я опросила десять человек взрослых от 55 до 65 лет- знакомых своей бабушки. Им я задала те же самые вопросы

1.На вопрос Кто такой Домовой?

А) Все 10 человек ответили, что это реально существующий старичок.

Б) 0 человек ответили, что это мифическое существо.

2. Верите - ли вы в Домового? «ДА» - 10 человек; «НЕТ»- 0 человек;

3.Где, по - вашему, живет Домовой?

8 человек ответили, что в домах, 2 человека считают, что в подполье.

4. В каждом - ли доме живут Домовые? Считают, что в каждом доме- 10 человек;

5. Каким вы представляете себе Домового? Здесь ответы были одинаковыми: все 10 человек считают, что это маленький дедушка с бородой.

Женщины даже поделились своими историями о домовом.

И хотя, школьники и люди старшего поколения, по– разному относятся к Домовому. Но можно сделать вывод, что большинство из них верят в Домового, представляют его в образе приятного дедушки.

Изготовление куклы «Домовой» и его жилища

Очень интересным этапом исследовательского проекта было изготовление куклы «Домовой» и его жилища. После изучения всего материала о Домовом, мы выбрали тот, какой нам больше понравился, и сшили куклу Домового. Затем сплели ему корзинку-жилище. Обустроили его - связали коврик, подушку, положили ему сладости и угощения. Получился очень симпатичный домовой. Я считаю, что именно такой Домовой живет в нашем доме. ( см. Приложение фото)

Заключение
В современном обществе не смотря на то, что человек считает себя всесильным, люди всё чаще стали верить в существование неземных существ. Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, становится интереснее жить.

Цель нашей работы достигнута, мы выяснили, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.

Задачи, которые мы ставили в работе, выполнены: мы познакомились с историей происхождения домовых, изучили жизнь домовых, провели опрос среди старшего поколения и учащихся 6-го класса.

В ходе исследования мы сделали следующие выводы: Домовые – это души людей, задача которых заботиться о благополучии человеческой семьи.

Вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество, и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам.

Все домовые разные, поэтому, как жизнь одного человека отличается от жизни другого, так и уклад жизни каждого домового – свой, особенный, определенный образом жизни людей того дома, где он живёт.

Большинство опрошенных шестиклассников верят в существование домового.Пожилые люди верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Но некоторые из опрошенных людей, с домовым не встречались.

Таким образом, наша ГИПОТЕЗА о том, что Домовой - это реальность, и современные люди верят в существование Домового, подтвердилась.

Эта тема оказалась ещё интереснее, чем мы думали. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.

Мы верим, что у нас в доме тоже живёт домовой, он очень любит прятать мои носки, причём всегда по одному, а так же мелкие игрушки.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Интернет-ресурсы

http://cbs-angarsk.ru
https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-domovomu
https://aleksandrova-tatjana-pisatel.larec-skazok.ru/domovyonok-kuzka
https://24smi.org

Учебные пособия

  1. Александрова, Т. И. Кузька : сказки / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; [сост. Р. Н. Ефремова ; худож. Г. В. Александрова]. — Москва : Дрофа, 2001. — 348 с. : ил.

  2. Александрова, Т. И. Домовенок Кузька : Сказки, рассказы и фантастическая повесть / [худож. Т. И. Александрова, Г. В. Александрова]. — Москва :Астрель : АСТ, 2003. — 573 с. : ил. – (Всемирная детская библиотека).

  3. Акимова Т.М. Литература и фольклор // Фольклор народов РСФСР 1984

  4. Адамчик В.В. Словарь славянской мифологии. М., 2008

  5. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высш. Школа, 2004

  6. Даль. В.И. Домовой // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. [Электронный ресурс]: [сайт] URL:http://www.bibliotekar.ru/dal/2.htm (дата обращения 05.01.2021)

  7. Даль. В.И. Словарь живого великорусского языка

  8. Бородулин В.И., Горкин А.П.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: 2005

  9. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014

  10. Максимов С.В.Русские обряды и суеверия. М.: 2006

  11. Левкиевская Е.Е. «Мифы русского народа» М.: Астрель 2000

  12. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб. Невский проспект, 2000

  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1992


Приложение





написать администратору сайта