Главная страница

старый вариант. Допущена к защите


Скачать 138.56 Kb.
НазваниеДопущена к защите
Дата07.10.2022
Размер138.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластарый вариант.docx
ТипРеферат
#719246
страница2 из 3
1   2   3
Глава 2. Богородичная тема в литературных произведениях XV-XVII вв

2.1 Укрепление Богородичного культа в жанре сказания об иконе

В современной науке о древнерусской литературе сказания о Богородичных иконах изучаются мало [3, с.315]. Общеизвестным произведением о чудотворных иконах Богородицы является «Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирскою». Эта икона почитаема по всей Руси, она являла свои чудеса по Владимирскому и Московскому княжествам. «Сказание…» - монументальное произведение второй половины XVI века, обширный компилятивный памятник московской литературы, повествующий о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, святыни Русского государства, защитницы русского народа и «заступления державы Русския». Виднейшие русские ученые, среди которых С.К. Шамбинаго, В.П. Гребенюк, И.Л. Жучкова, А.М. Панченко, писали о времени создания памятника и предполагаемом авторе. И.Л. Жучкова предполагала, что автором «Сказания…» мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник, протопоп Благовещенского собора (с 1564 года митрополит) Афанасий.

По сказанию, данная икона была написана евангелистом Лукой. Богородица, увидев эту икону, изрекла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рождавшегося от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет»[59, с.6]. Евангелист Лука, помимо Владимирской иконы, написал еще один образ, имеющий название «Одигитрия».

Как повествует «Сказание…», Владимирская икона Божьей Матери находилась до середины V века в Иерусалиме. Затем в XII веке она была передана в Киев князю Юрию Долгорукому. В 1155 году князь Юрий Долгорукий передает Вышгород в собственность своему сыну Андрею. В это время происходят чудеса, исходящие от иконы. Она трижды сходит со своего места. Замечают это клирики храма, вошедши в него. Их попытки переставлять ее в разные места не дают хорошего результата. Это служит неким знаком для князя Андрея, чтобы перевезти эту икону во Владимир. Андрей Боголюбский решает, что не случайно образ Пресвятой Богородицы сходит с места – наверное, это знамение к тому, что «Богоматери не угодно место, на каком поставлена икона ея» [59, с.8].

На пути иконы во Владимир много чудес происходило вокруг. Обратимся к некоторым из них. В путь отправились князь Андрей Боголюбский, его спутники и супруга священника Николая. Первым чудом было спасение проводника, которого князь Андрей попросил проверить путь. Проводник начал утопать в реке, но князь Андрей горячо помолился иконе, и Богородица помогла ему. Вторым чудом явилось то, что жена отца Николая чуть не погибла под копытами коня, но Николай, узнав об этом, спас ее, обратившись к образу иконы Владимирской Божьей Матери. И, наконец, третьим чудом стала остановка лошадей, которые не хотели ехать дальше с иконой. Несмотря на то, что ее перекладывали в разные места, лошади так и не тронулись с места. Именно в этом месте князь Андрей Боголюбский построил две церкви.

Четвертое чудо иконы связано с рождением княжеского наследника и исцелением княгини, жены князя Андрея: «По истечении некоторого времени в Госпожин праздник стоял князь Андрей на каноне в церкви. Пел и был весел, но сердцем страдал, ибо жена его мучилась – два дня не могла разродиться. Омыв водою по церковному правилу икону пресвятой Богородицы, послал воды княгине. Она испила той воды и родила здорового ребенка и сама тотчас стала здоровой молитвами святой Богородицы»[61].

В данном памятнике древнерусской литературы отражены и военные события, в которых Богородица помогала князю Андрею и его воинам. В бою с волжскими болгарами князь Андрей помолился иконе Божьей Матери и смог с легкостью одолеть своих врагов: «Передъ сраженiемъ Андрей укрѣплялъ себя исповѣдью и причастiемъ и, молясь предъ Владимiрской иконой, восклицалъ къ Богоматери: «Всякъ уповаяй на Тя, Владычице, не погибнетъ». Всѣ русскiе бойцы вслѣдъ за княземъ со слезами прикладывались къ иконѣ и, призывая помощь Богоматери, шли въ бой. Болгары были разбиты, и послѣ побѣды на полѣ сраженiя совершено было молебствiе предъ Владимiрской иконой» [19, с. 284].

В 1237 году произошло нашествие татар на Владимир. Храм, в котором находилась икона, был сожжен, ограблен, но сам лик Пресвятой Богородицы не пострадал. Владимирская икона была доставлена в Москву в 1395 году. Москвичи с молитвами и песнопениями встречали икону у стен города. Чудотворный образ с торжественным крестным ходом внесли в Кремль и поставили в Успенском соборе.

На примере «Сказания о чудотворной Казанской иконе Богоматери» мы видим то, как заступничество Богородицы, помогло русскому воинству в нелегких боях за свое Отечество. Несомненно, данная икона является одной из самых чтимых в России по сей день. В предании о Казанской святыне присутствует и мотив явления, и обретения, и воинского подвига. Происхождение данного сказания имеет под собой вопросы. Русский историк П. М. Строев считал, что сказание «митрополит Гермоген не сочинил, а только переиначил и дополнил» [30, с. 155]. С этим мнением были согласны и другие ученые, например, А. И. Соболевский.

Повесть «о чудотворной Казанской иконе Богоматери» написал священномученик Гермоген, патриарх Московский. Состоит она из нескольких глав-рассказов о чудесах, с нею связанных. В первой главе преобладает мотив «обретения» и «явления»: девочке Матроне является трижды во сне Богоматерь и просит ее найти икону, откопать , доложить об этом священству и городским властям. Затем происходит обнаружение - обретение святыни и на этом месте строится Одигитриевская церковь.

Как уже было упомянуто выше, в данном древнерусском памятнике показан образ Богородицы-заступницы, помогающей России в боевых действиях. Например, во второй главе, когда описывается начавшаяся война между шведскими, польскими и русскими войсками, шведы нападают на Новгород, а поляки на Москву. Победить в этой войне русским помогает молитва, обращенная к образу Казанской Божьей Матери.

На протяжении всего произведения можно заметить, как люди в разных ситуациях чувствуют защиту, помощь и уверенность в том, что Богородица не покинет их. Это можно увидеть на примере определенных фрагментов сказания. Первый фрагмент повествует о том, что русское войско взяло с собой Казанскую икону Божьей Матери и, имея внутри крепкую веру, не побоялись пойти на врага: «Вмѣстѣ съ собою ополченiе принесло и принадлежавшiй князю списокъ съ чудотворной Казанской иконы Божiей Матери. Съ великимъ упованiемъ на заступленiе Царицы Небесной тогда устремились русскiе полки на враговъ, и Владычица не оставила вѣрныхъ почитателей Своихъ» [55, с. 676]. Люди, отчаявшиеся в спасении Москвы, не только побывали на молебне, но и совершили трехдневный пост, а в воскресенье прошел крестный ход с Казанской иконой: «Въ первый же воскресный день русское воинство и всѣ граждане столицы совершили торжественный крестный ходъ на Лобное мѣсто съ чудотворною Казанской иконою Богоматери. Церковную процессiю въ воротахъ кремля встрѣтилъ архiепископъ Арсенiй, который вышелъ вмѣстѣ съ сохраненной имъ въ плѣну чудотворной Владимiрской иконою Богоматери» [55, с. 677].

В предании о Казанской иконе особенно убедительно звучит мотив милости Богородицы и ее помощи. В образе помощницы и милостивицы она предстает во многих древнерусских произведениях. В Казани в 1579 году происходит пожар, который люди воспринимают как гнев Божий. Это отчетливо видно в следующем фрагменте текста: «Языцы же невернии мнози бяху во граде, и веры многи. И бысть им в притчю и в поругание истинная православная вера; источника же целебнаго не бе тогда во граде. Иноязычнии же, неверием одержими в сердцых своих, уничижаху нас, не ведяще Божия милости и силы, видеша бо, окаянии, Божие милосердие к нам — еже с милостию наказание, еже милуяй нас наказуя, яко отецъ чадолюбив, за наша согрешения, оцыщая грехи наша» [53]. В переводе на современный русский язык: «Было же в городе много людей иноверных, и верований множество. И стала у них истинная православная вера предметом толков и насмешек; целебного же источника <истины> тогда еще не было в городе. Иноплеменники же уничижали нас, одержимые в своих сердцах неверием, не ведая ни Божией милости, ни силы Божией, потому что видели они, окаянные, Божие милосердие к нам — его милостивое наказание, которым Он, как чадолюбивый отец, милуя, наказал нас за наши согрешения, очищая грехи наши» [54].

Из этого следует, что Господь решил наказать людей за язычество и за оскорбительное отношение к его святыням, и в этом положении людям помогает Божья Матерь - казанская икона спасает их от войн и других серьезных бедствий.

В предании о Псково-Печерской иконе Успения Божией Матери также фиксируется мотив «явления». Согласно сюжету этого памятника, перед старцем Дорофеем является Богоматерь и возвещает ему о том, что люди прогневали Бога своими скверными делами в городе Пскове и поэтому будет нашествие врагов во главе с польским королем Стефаном Баторием. Она попросила старца и людей молиться к Богу, сказав, что тоже будет это делать, но самой первой просьбой ее было то, чтобы Дорофей перенес Печерский образ на стену города, где, как сказала Богородица «стою я». Враги бежали из Пскова, благодаря вере и молитвам людей. Красногорская (Дубенская) икона Божьей Матери по преданию также спасает живущих в монастыре от эпидемии оспы.

В апокрифических памятниках Древней Руси встречается «мотив живой иконы» - икона чудесным образом оказывается в каком-либо месте, где впоследствии основывают храм или часовню. Сказаниями, в которых отражен данный мотив, являются памятники, посвященные Чолнской (Челнской) иконе Божьей Материи «Одигитрия» Тихвинская.

Предание о Челнской иконе говорит, что образ Богородицы чудесным образом переправился по реке Днестр против течения в челне и приплыл к местному пастуху. Пастух отнес ее к себе домой, однако икона необъяснимым образом переместилась на пень дерева. И даже когда люди с крестным ходом отнесли ее в храм, знамения не прекратились. Они закончились после постройки часовни, а затем и монастыря. Князь Трубчевский, страдавший тогда сильным недугом, узнав об этом событии, отправился к месту, где находилась икона и исцелился с ее помощью.

Предание о Чолнской иконе имеет две переработки. Первая была сделана священником В. Зверевым, а вторая Г. М. Пясецким. В произведении дается фрагмент явления иконы, об этом писал В. Г. Пясецкий так: «Некогда святая икона сия плыла против течения реки Десны в челне около того места, где впоследствии основан Чолнский монастырь. Чудное влаяние этого челна, без человеческой помощи, обратило на него внимание пастуха, пасшего здесь домашний скот из соседней деревни. На утро иконы здесь не было. Пастух пошел на место ее явления, и нашел ее уже на пне одного дерева. Теперь он не дерзнул уже брать к себе в дом святыню, а поспешно отправился в село, куда был приходом, и объявил о всем священнику. Тогда устроен был крестный ход, и святая икона с подобающей честию внесена в святой храм. Но на следующее утро икона опять явилась на прежнем месте. Слух о чудесах и благодатных действиях, происходящих от святой иконы, начал привлекать богомольцев; и таким образом возник монастырь» [33, с.2].

В отличие от сказания о Челнской иконе, Тихвинская икона «Одигитрия» перемещалась в другое место не по реке, а по воздуху. На Руси эта икона стала известной с конца XIV века. Культ Тихвинской иконы стал утверждаться в 1506-1509 годах. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, согласно легенде явившейся в 1383 году и хранившейся в Успенском соборе города Тихвина, — одно из наиболее распространенных в русской рукописной традиции повествований, прославляющих Богоматерь. Самые ранние краткие списки „Сказания" относятся к XVI веку. В 1658 году тихвинским иконописцем Родионом Сергеевым было составлено заново переработанное, расширенное и дополненное лицевое «Сказание…».

Сказание сохранилось в многочисленных списках с изменениями в сюжете и с новыми добавлениями о чудесах, происходящих с Тихвинской святыней. Как правило, путь иконы по воде всегда долгий, а по воздуху короткий. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона являлась перед очевидцами вначале на Ладожском озере, на реке Оять в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Остановилась икона в городе Тихвин, откуда она и получила свое название. На месте появления иконы, сообщает сказание, построили церковь: «О, великое чудо братие! Обретеся сруб церковный и икона Пречистая на среде на другой стране реки Тихвины и ту совершиша церковь»[26, с.425].

Мотив водной стихии также присущ «Одигитрии», как и Челнскому образу Богородицы. Как отмечает исследователь М.В. Антонова: «…эти образы вкупе (вода и икона) символизируют возрождение и очищение… Мотив водной стихии чрезвычайно устойчив в русской православной традиции применительно к повествованиям о чудотворных иконах» [4, с.2].

Текст «Сказания о Тихвинской иконе Богородицы» впервые был записан по устным преданиям в конце XV в. и в виде поздней вставки включен в Третью Новгородскую и Воскресенскую летописи и в Лицевой Летописный свод. «Сказание» неоднократно переписывалось, подвергалось литературной обработке, дополняясь сведениями из устных преданий, не вошедших в первоначальный список, и последними событиями из жизни монастыря — строительстве каменных церквей и другими подробностями. В результате возникло не менее восьми версий текста, распространенных в большом количестве рукописных копий.

В XVII в. «Сказание» было дополнено новыми рассказами об истории и чудесах Тихвинской иконы. После обороны монастыря от шведов в 1613 г. были созданы два варианта «Сказания о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрея чудотворныя иконы Тихвинския». Наиболее ранний вариант, созданный очевидцем и участником событий, снабжен подробными описаниями сражений, технических приемов боя и обороны. Это единственный источник, подробно рассказывающий о событиях того времени. Отдельные сказания были составлены о пожаре в монастыре в 1623 г. и о «поновлении» иконы в 1636 г. игуменом Герасимом (Кремлевым). Записывались и объединялись в сказания и чудесные явления и исцеления, произошедшие благодаря молитвам перед чудотворной иконой.

В 1642 г. была создана «Повесть о начале иконописания и об иконе Богоматери Одигитрии», рассказывающая об истории древних икон типа Одигитрии — прообразов Тихвинской иконы. В конце XVI — начале XVII в. была создана служба Тихвинской иконе. Впервые полный свод существовавших к этому времени cказаний о Тихвинской иконе был собран в 1658 г. тихвинским иконописцем Родионом (Иродионом) Сергиевым. Сборник получил название «Книга об иконе Божией Матери Тихвинской». Тексты были литературно переработаны, выстроены по канонической схеме. В текст добавлены созданные Родионом Сергиевым иллюстрации. В 1671 г., очевидно по заказу царя Алексея Михайловича, появилась новая редакция «Книги», созданная известным церковным деятелем, богословом и писателем Симеоном Полоцким. Симеон был близок ко двору царя, с 1664 г. жил в Москве, а с 1667 г. был назначен воспитателем царских детей. Он оставил немало сочинений и стихов, многие речи царя принадлежат его перу. Симеоном Полоцким текст «Сказания» был вновь переработан и дополнен прямыми цитатами из Великого акафиста.

Долгое время после Ф. И. Буслаева никто из медиевистов не обращался к изучению «сказания о Тихвинской иконе Богородицы». И только в советское время рассмотрением этого памятника занялись К. Н. Сербина, И. А. Иванова , М. И. Мильчик, Г. Р. Попов и А. Яаскинен. Из всех этих исследователей наиболее обширный анализ провели И. А. Иванова и А. Яаскинен. Ранее учеными это произведение рассматривалось как «источник для знаний в области социально-экономической истории, искусствоведения и истории русской архитектуры» [31, с. 22-23].

В предание о Тихвинской иконе «Одигитрии», по мнению исследователя Кириллина В. М., вошли рассказы:

«1) о явлении иконы и построении первой церкви в Тихвинском погосте; 2) о церковных пожарах и чудесном спасении явленной иконы от огня (в текстах «Сказания» эти события либо датированы, либо нет); 3) о построении каменного здания церкви (в большинстве списков это событие датировано 1507 г.); 4) о посещении Тихвина великим князем Василием Ивановичем в конце 1526 г. с целью поклонения местной святыне; 5) о приезде в Тихвин Ивана Васильевича (Грозного) в конце 1546 или начале 1547 г. с той же целью; 6) об основании в Тихвине Успенского монастыря по повелению Ивана Грозного в 1560 г.» [31, с. 29-30].

Следующим мотивом, встречающимся в преданиях о Пречистой Деве Марии, является мотив возвышения, связанный с горой, камнем, лесом. Данный мотив реализуется в «Сказании об Иверской иконе Богоматери». Икону обнаружили на камне, где в дальнейшем был возведен храм. Самый первый список сказания был утерян и его перевод тоже. Авторство остается неизвестным.

Существуют и другие варианты «сказания об Иверской иконе Богоматери». Например, Иверская икона на Афоне. Здесь присутствует мотив «огненной стихии». Сказание повествует о том, что у благочестивой вдовы была икона Богородицы. Люди, которые пришли от царя, потребовали денег от нее, она пообещала им отдать их на следующий день. Через несколько дней один из этих царских служащих ударил мечом по иконе и из щеки Богородицы потекла кровь. Вдова долгое время молилась и плакала перед иконой: «Богоматерь! Ты царствуешь надъ всѣми тварями, власть Твоя безгранична. Ты сильна избавить образъ Твой отъ потопленiя!» [55, с. 211]. После этого женщина отправила Иверскую икону плыть по морю. Два века о святыне было ничего не известно, пока в один день на Афоне монахи не увидели в море огненный столб, они стали взывать: «Господи помилуй!» [55, с. 212]. Свет исходил от иконы, но монахи, как ни пытались ее забрать, она уплывала все дальше и дальше. И только, когда во сне старцу Гавриилу явилась Богородица и повелела: «Скажи настоятелю и братiи, что Я хочу дать имъ Свою икону, Свой покровъ и помощъ; потомъ войди въ море, ступай съ вѣрой по волнамъ, и тогда узнаютъ всѣ Мою любовь и благоволенiе къ вашей обители», только тогда иноки и старец Гавриил смогли взять икону, совершить молебен и отнести ее в церковь [55, с. 212]. На том месте, где была обнаружена икона, возвели часовню.

Кроме мотива «огненной стихии» в «сказании об Иверской иконе» реализуется мотив перемещения. Святыня перемещается два раза из храма на ворота церкви. Богородица дает понять инокам, что она хочет, чтобы они построили церковь над воротами обители и поставили туда хранится икону: «Объяви братiи, что Я не хочу быть охраняемою вами, но хочу сама быть вашей Хранительницей не только въ земной, но и въ небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вамъ, и доколѣ вы будете видѣть Мою икону въ этой обители, до тѣхъ поръ благодать Сына Моего къ вамъ не оскудѣетъ» [55, с. 214]. После этого по повелению Богоматери была построена церковь для ее иконы.

Мотив «знамения» встречается в таком древнерусском памятнике, как «Воспоминание знамения, явившегося от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в обители, которая над Мирожею рекой». Мотив обозначен в этом отрывке: «В той же церкве икона пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии местная на злате. От того же образа бысть знамение страшно и ужаса исполнено: показася из обою оку слезы текуще, яко струи. Посем же священный собор, вземше святыя иконы и честныя кресты, и со свещами, и с фимияном, и со множествомь арамат духовныхь, с радостию душевною приидоша в честную ону обитель Мирожскую. И абие внидоша в церковь боголепнаго Преображения, идеже чюдотворная она икона стояще пресвятыя Богородицы, и видевше же священный соборь и весь народь, мужи и жены с чады таковое предивное знамение от образа пречистыя Богоматере — из обою оку слезы, яко струи, исходящи, вси страха исполнившеся, с плачем молящеся, взирающе к чюдотворному обра­зу» [46, с.20].

Данный памятник датируется XVI веком. Автором является книжник Варлаам. По сказанию, Мирожская икона прославилась тем, что из нее лились слезы, она исцелила множество людей. Большинство исцелений были замечены в городе Пскове. 24 сентября было установлено днем празднования этой иконы.

В «Сказании о Донской иконе Пресвятой Богородицы» Пресвятая Мария спасает Москву от царя Мурата-Кирея с помощью своей иконы: «Тогда царь Феодорд Иоанновичь изыде противу тех врагов с воиньством своим, имея с собою чюдотворную икону, называемую Донская» [9, с. 317 ]. Произведение было написано в XVII веке сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым.

Есть еще и другое сказание о Донской иконе. В нем говорится о войне между татарами и русскими под предводительством князя Дмитрия Ивановича Донского. Донские казаки принесли с собой икону Божьей Матери и закрепили на древке – и изображение Матери Божьей стало знаменем, которое «стягивало», объединяло вокруг себя воинов. Пока шла война, икона находилась все время рядом с русскими воинами. Когда наступила битва с Мамаем на Куликовском поле, святыню стали проносить рядом с воинами для их поддержки. Н. М. Карамзин так описывал эти события: «Стоя на высокомъ холмѣ и видя стройные, необозримые ряды войска, безчисленныя знамена, развѣваемыя легкимъ вѣтромъ, блескъ оружiя и доспѣховъ, озаряемыхъ яркимъ осеннимъ солнцемъ; слыша всеобщiя громогласныя восклицанiя: «Боже! даруй побѣду государю нашему!» и вообразивъ, что многiя тысячи сихъ бодрыхъ витязей падутъ чрезъ нѣсколько часовъ, какъ усердныя жертвы любви къ отечеству, - Димитрiй въ умиленiи преклонилъ колѣна» предъ образомъ Богоматери..» [55, с. 540 ].

В «Сказании о Гребневской иконе Пресвятой Богородицы» (дата написания произведения - вторая половина XVII - нач. XVIII в., автор неизвестен) град Москву хотели атаковать немцы и поляки, но и здесь русских людей защитила Пресвятая Богородица: «Тогда сия икона вынесена бепротиву супостатов, заседших в Кремле, и силою Божиею и предъстательством Пречистыя Богородицы в конец поляков и немец победиша и взяша Кремль» [9, с. 318 ].

По преданию, после победы на Куликовском поле князь Дмитрий Донской возвращался в Москву и по пути оказался в городе Гребени. Жители города подарили ему Гребневскую икону. В Москве князь определил святыню в Успенский собор. А уже правнук Дмитрия Донского князь Иван Васильевич III после войны с новгородцами тоже поместил икону в церковь и украсил ее «серебряною вызолоченною ризою съ драгоцѣнными камнями» [55, с. 498].

В сказании указываются и чудеса, связанные с иконой:

1) В 1617 году в церкви случился пожар. Икону не успели вынести. Люди увидели, что икона парит в воздухе, а когда они вошли в церковь, то увидели, что святыня осталась невредимой.

2) В 1654 году в церковь проникли разбойники, которые хотели ограбить храм, и когда они стали снимать драгоценные камни с иконы, пламя обожгло их. Воры раскаялись во всем со слезами.

3) В 1711 году царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, украсив икону драгоценностями, отправилась в другую церковь»; с ней по воздуху перемещалась Гребневская икона, которую затем царевна поместила в церкви Успения Божьей Матери.

Существуют сказания об иконах, сюжеты которых посвящены «исцелениям» самих икон. Такими сюжетами можно считать происшедшее с Озерянской или Тобольской иконами Богоматери. Предание говорит, что крестьянин, косивший траву, случайно разрубил пополам икону. Он сильно испугался, забрал поврежденную святыню домой, а наутро обнаружил ее целой. Дата и автор сказаний об Озерянской и Тобольской иконах неизвестны.

В повести о Тобольской иконе говорится о чуде, произошедшем в монастыре: дьякон Иоанникий читал сказание об иконе, которая явилась в 1579 году, но когда он дошел до места о неверии архиепископа, то упал в обморок. Об этом он рассказал настоятелю монастыря. Настоятель, в свою очередь, приказал построить церковь в честь Тобольской (Казанской) иконы.

В сказании о Тобольской иконе говорится и о других чудесах, происходивших с ней. Например, один купец ехал по своим делам и вдруг его лошади свернули с дороги и помчались так быстро, что ему могла угрожать опасность для жизни. Купец не знал, что делать, и стал молиться Пресвятой Богородице: «Съ горячею молитвою обратился онъ къ Пресвятой Богородицѣ, обѣщая въ случаѣ Ея милостивой помощи устроить для иконы новую серебряную ризу и установить въ честь ея особое празднество»[55, с.685]. Когда он закончил молиться, лошади стали идти тихим шагом.

Описываются и еще два чуда, исходивших от силы иконы. Первым чудом стало исцеление вдовы, которая страдала тяжелой болезнью и могла вскоре умереть. Ее сын по ее просьбе приносит после молебна перед иконой святую воду, которая и становится источником исцеления. Второе чудо произошло, когда в Тобольске появилась тяжелая болезнь, от которой умирало много людей. Городские жители молились в каждом доме, и болезнь покинула город: «Несмотря на зимнюю стужу, всѣ жители той деревни несли образъ до самой Усольцовой съ открытыми головами, и здѣсь въ каждомъ домѣ передъ образомъ было совершено молебствiе съ водосвятiемъ» [55, с.686].

Понятия «видение», «чудо», «знамение» нуждаются в уточнении, когда речь идет о памятниках древнерусской литературы разных жанров. В статье Т.И. Ковалевой «Видения и их функция в Сибирском сказании о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы в Тобольске» дается такое определение: «Видения – жанр, содержание которого составляют рассказы о встречах героя-тайнозрителя с посланцами иного мира, существовавший весь период древнерусской литературы» [32, с.24], таким образом видения выделяются в отдельный литературный жанр. Следует сказать, что данный жанр нельзя считать явлением фантастики, так как фантастический мир – это явление вымысла, то есть невозможного. Жанр видений может быть как самостоятельным явлением, так и частью сочинений других жанров, например, житий (такие произведения анализировались выше).

Центром этого жанра стала сибирская агиография. Ее первым памятником является «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы в Тобольске». Конечно, данное сказание оказало большое влияние на формирование культа Абалацкой иконы Богородицы. Произведение датируется XVII веком, но авторство остается под вопросом.

В начале сказания восхваляются Христос и Богородица за христианское просветительство Сибири. Основа предания состоит из рассказов женщины Марии о четырех видениях. В первом видении перед ней возникают Богородица, Николай Чудотворец и Мария Египетская в виде икон и Мария слышит голос, исходящий от иконы: « Марiя! Объяви о видѣнiи твоемъ народу и скажи, чтобы построили на абалацкомъ погостѣ, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новый деревянный храмъ во имя «Знаменiя» Пресвятой Богородицы, что въ древнемъ Новѣгородѣ, съ придѣлеами: по одну сторону – святителя Николая, а по другую – преп. Марiи Египетской» [55, с. 735]. Богоматерь повелела Марии построить церковь в поселении Абалак. Женщина не поверила, что Богородица могла ей явиться и поэтому не послушала ее.

Во втором и третьем видении Николай Чудотворец передает слова женщине от Божьей Матери. В третьем явлении еще видна непокорность Марии за это она получает наказание: у нее сводит руки судорогами и она резко ощущает сильную боль: «Лишь только сказаны были святителемъ эти слова, какъ руки ея свело назадъ судорогами. Отъ страшной боли Марiя упала на полъ» [55, с. 736]. Спасает женщину Богородица.

Только после четвертого видения с Николаем Чудотворцем Мария рассказывает о произошедшем: «Вразумленная этимъ видѣнiемъ вдовица отправилась къ архiепископу Нектарiю и повѣдала ему при всемъ соборѣ о видѣнiяхъ, послѣ чего рассказала о своихъ откровенiяхъ и всему народу» [55, с. 736]. После того как вдова рассказывает обо всем, архиерей дает благословение на постройку церкви. В этом сказании женщине являлся именно образ иконы Божьей Матери Абалацкой «Знамение».

Сказание продолжается историей об исцелении крестьянина Ефимия. Его просит нищий написать икону в новую церковь и говорит, что Господь его отблагодарит за это и Ефимий вылечится: « Ефимiй! На Абалакѣ по повелѣнiю Божiю строится церковь во имя «Знаменiя» Богородицы, святителя Николая и преп. Марiи Египетской. Дай ты обѣщанiе написать храмовой образъ въ эту церковь. Может быть, Господь по вѣрѣ твоей и усердiю проститъ тебя и освободитъ отъ болѣзни твоей» [55, с. 736-737]. Ефимий просит протодиакона Матвея нарисовать образ, и после того, как икона оказалась завершена, он относит ее в церковь. Пока создавался образ, Ефимию становилось все легче и легче, он почувствовал себя совсем здоровым.

Далее в произведении рассказывается история исцеления дочери крестьянина Василия, который вышел с дочерью из дома и упал на колени со слезами и молитвою к иконе: «Припавъ къ образу съ вѣрою и слезами, скорбящiй отецъ умолялъ Пречистую Дѣву помиловать его несчастную дочь, и къ радости и удивленiю его и всѣхъ присутствовавшихъ дѣвица прозрѣла» [55, с. 737].

Мотив помощи людям в бедствии можно обнаружить в этом сказании. В Тобольске из-за проливных дождей погибает весь урожай, людям нечем было питаться и тогда архиепископ Корнилий приносит икону и с ней в церкви служит литургию: «Послѣ торжественной встрѣчи образа архiепископомъ съ градоначальникомъ и множествомъ гражданъ и совершеннаго передъ иконою молебствiя образъ внесенъ былъ въ соборъ, гдѣ тотчасъ же началась литургiя» [55, с. 737-738]. После этого дожди прекращаются: « Не успѣло еще богослуженiе окончиться, какъ къ удивленiю и радости всѣхъ небо прояснилось, проглянули сквозь облака лучи солнца и дождь прекратился» [55, с. 738].

Сказание о «Ватопедской иконе Богоматери» тоже можно отнести к жанру видения. У настоятеля храма происходит видение, в котором Божья Матерь предупреждает его о морских разбойниках, целью которых является ограбление. Лик Богородицы и младенца Христа оживают и Божья Матерь просит инока не открывать ворота церкви, быть готовыми к нашествию разбойников: « Игуменъ, смущенный этимъ обстоятельствомъ, устремилъ свой взоръ на икону Пресвятой Дѣвы, отъ которой слышался этотъ голосъ, и ему открылось поразительное чудо: онъ увидѣлъ, что ликъ Богоматери, а равнымъ образомъ и ликъ держимого Ею Предвѣчнаго Младенца, оживились» [55, с. 123]. Все поднялись на высокие стены, закрыли ворота и таким образом спаслись.

По преданию, лики Богородицы и младенца Иисуса так и остались в таком же положении, как говорится в произведении: «Положенiе лицъ Богоматери и Спасителя осталось въ томъ видѣ, какой оно приняло при троекратномъ голосѣ, слышанномъ игуменомъ: Божественная Матерь уклонилась лицомъ Своимъ вправо отъ простертой десницы Предвѣчнаго Ея Младенца и старается ее отвлечь отъ устъ Своихъ, чтобы имѣть возможность свободно пересказать предстоящую опасность своимъ избраннымъ инокамъ св. Горы Афонской» [55, с. 124].

В «Сказании о Ватопедской иконе» или иконе Отрада, Утешение изображаются события первой милости Богородицы возле Афонской горы. Богоматерь спасает царевича Аркадия, который утонул в море: «Проснувшись, Аркадiй разсказалъ, какъ онъ былъ чудеснымъ образомъ избавленъ отъ неминуемой погибели заступничествомъ Богоматери» [55, с. 122]. Люди считали, что он уже погиб в волнах, но увидели его спящим в тени: Спутники Аркадiя долго пытались найти на берегу морскомъ мертвое тѣло царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли къ одному изъ прибрежныхъ кустарниковъ и вдругъ увидѣли подъ тѣнью его спокойно спавшего, измокшаго царевича» [55, с. 122].

Похожее видение - как в «сказании о Ватопедской иконе» - встречается и в предании о «Толгской иконе Богородицы», где епископу является видение света на противоположном берегу реки и простирается мост в ту сторону: « Онъ вышелъ и на противоположномъ берегу Волги, гдѣ въ нее впадаетъ рѣка Толга, увидѣлъ огненный столбъ и идущiй къ нему чрезъ рѣку мостъ» [55, с. 505]. Священнослужитель переходит на другой берег и обнаруживает образ Толгской иконы Богоматери, но достать его поначалу у него не получается из-за того, что образ высоко парил в воздухе. Епископ стал молиться Богородице: « Владычице, Ты призираешь на людей Твоихъ и не забываешь достоянiя Твоего! Что воздадимъ, какiе дары принесемъ Тебѣ?» [55, с. 506]. Забрать икону ему так и не удалось, он уснул в шатре, а наутро обнаружил пропажу своего жезла. Слуги его нашли жезл под иконой в лесу. После всех этих событий епископ построил церковь в честь иконы.

В данном древнерусском памятнике указано и большое количество других чудес, например: истечение из иконы миро, которое исцелило людей, появление дождей, когда случилась засуха у людей и не было урожая и многие другие.

Мотив движения реализовывается в «Сказании о Свенской (Печерской) иконе Божьей Матери», которое было написано в середине XVI века. Предание повествует, что князь Роман Михайлович потерял зрение. Узнав о том, что есть чудодейственная икона, исцеляющая людей, он отправил на лодке священника, чтобы тот привез ее для него. Когда священник держал свой путь ко князю, лодка совершенно неожиданным образом остановилась, затем некоторое время она тронулась вперед и причалила к берегу. Утром путники решили пойти за иконой, которая осталась в лодке, но ее там не оказалось - она была обнаружена на дубе. На месте обнаружения иконы строится монастырь. Этот эпизод напоминает аналогичный из «Сказания об иконе Владимирской» - там также обозначен мотив движения и внезапной остановки в пути.

В «Сказании о Свенской-Печерской иконе» Богоматери ярко изображен мотив исцеления - не только при телесных недугах, но и при бесноватости. Здесь сосредоточены также мотивы спасения: при обрушении церкви Богородица спасает людей, находившихся внутри.
1   2   3


написать администратору сайта