Главная страница
Навигация по странице:

  • «История педагогики и философия образования » На тему: «Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.Ж.Руссо».

  • Контрольная работа по дисциплине «История педагогики и философия образования» На тему: «Достоинства и недостатки теории воспит. История педагогики и философия образования. Достоинства и недостатки теории воспитания в романе Эмиль Ж. Ж. Руссо


    Скачать 43.59 Kb.
    НазваниеДостоинства и недостатки теории воспитания в романе Эмиль Ж. Ж. Руссо
    АнкорКонтрольная работа по дисциплине «История педагогики и философия образования» На тему: «Достоинства и недостатки теории воспит
    Дата28.08.2022
    Размер43.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория педагогики и философия образования.docx
    ТипКонтрольная работа
    #654873

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

    Институт психолого-педагогического образования

    Кафедра профессиональной педагогики

    Контрольная работа по дисциплине

    «История педагогики и философия образования»

    На тему: «Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.Ж.Руссо».


    Выполнила: ст-ка группы ЗПВД-201

    Белякова Виктория

    2 курс

    Екатеринбург

    РГППУ

    2016

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Взгляды Жан Жака Руссо на воспитание 4

    1.1. Факторы воспитания 5

    1.2. Идея естественного свободного воспитания 6

    Глава 2. Периоды развития личности, по мнению Руссо 8

    I период. Младенчество 8

    II период. Детство 10

    III период. Отрочество 12

    IV период. Юношество 14

    Заключение 15



    Введение


    Жан-Жак Руссо (1712-1778) - наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия. Он принадлежал к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию конца XVIII в.

    В своих главных произведениях "Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?" (1750), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755), "Общественный договор" (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Юлия, или Новая Элоиза" (1761) Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

    Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

    В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

    «Эмиль или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции. И это было влиянием времени. В настоящее время роман актуален. И, на мой взгляд, каждому родителю необходимо понимание трудности стоящей перед ним задачи в воспитании детей.

    Глава 1. Взгляды Жан Жака Руссо на воспитание


    Социальные взгляды Ж.-Ж. Руссо отличались противоречивостью, почти во всем у него проявляется: диалектичность и односторонность, широта взгляда и крайность мысли; одни его идеи обладали огромной перспективой развития, другие – не имели будущего. Столь же противоречивы были и педагогические взгляды Руссо, наиболее полно и последовательно представленные в «Эмиле».

    Начнем с того, что Ж.-Ж. Руссо считал, что воспитатель ребенка не должен быть сильно старше него, хотя чему может научить ребенка ребенок? «..Воспитатель ребенка, вопреки обычному мнению, должен быть молод, и даже так молод, как только может быть молод человек умный. Я желал бы, чтоб он сам был ребенком, если б это можно было, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним забавы его. Между детством и зрелым возрастом слишком мало общего для того, чтобы могла когда-нибудь при такой разнице в летах образоваться очень прочная привязанность». Таким образом, это один из первых недостатков теории.

    Целью воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде. «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет — соглашаюсь в этом — ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

    Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью, надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя Эмиль попадает в двухлетнем возрасте.

    «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» – эта первая строчка «Эмиля» свидетельствует о том, что Ж.-Ж. Руссо не хотел доверять воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. Оберегая ребенка от дурного, развращающего влияния города, Руссо помещает его и его воспитателя на природу, в деревню. «Города — пучина для человеческого рода. В несколько поколений расы погибают или вырождаются». В виду современной жизни невозможно воспитать социализированного человека вне общества, что также является весомым недостатком теории.

    1.1. Факторы воспитания


    Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа - та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь, Люди и Предметы - в широком понимании – это среда, окружающая Эмиля. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас. Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Предметы – окружающая среда несправедлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его надо изолировать.

    Таким образом, главным фактором воспитания Ж.-Ж. Руссо считает природу; предметы и люди лишь создают возможности для воспитания. «Оставленное на свободе, растение сохраняет наклон, который его принудили принять; но соки не изменили из-за этого своего первоначального направления, и если растение не перестает расти, то продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с наклонностями человека. Пока мы остаемся в одном и том же состоянии, мы можем сохранять те наклонности, которые являются результатом привычки, даже если они менее всего нам естественны; но лишь только положение изменяется, привычка исчезает, и возвращается природное». Это философское размышление Ж.-Ж., возможно в чем-то в данном случае он прав, но невозможно полностью изолировать человека от среды, чтоб он только развивался в своем природном направлении, что, как уже сказано выше, является недостатком теории.

    1.2. Идея естественного свободного воспитания


    Ж.-Ж. Руссо обосновал идею естественного свободного воспитания. Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, а потому, недопустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. «..Заучивая урок, они привыкают бормотать, произносить небрежно и дурно; когда же они громко отвечают урок, бывает еще хуже: они с усилиями подыскивают слова, тянут и удлиняют слоги; невозможно, чтобы язык не запинался, когда память хромает». Можно сделать вывод, что в современном мире воспитание (обучение) детей идет в противоположном направлении от теории Ж.-Ж., в виду того, что заучивание и дисциплина являются, чуть ли не основополагающими методами. Таким образом, с современной позиции это также является недостатком теории.

    Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами – в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания, что можно принять за достоинство. «Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно,— знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым». Но если критически посмотреть на данное заявление, то у ребенка могут возникнуть высокие запросы и бесполезные интересы, а то и вовсе не возникнуть интересов. Таким образом, невозможно с позиции современного воспитания сидеть и ждать, когда возникнут интересы, нужно самостоятельно их вычленять, что, по моему мнению, также является недостатком теории.

    Ориентация на личность ребенка и возрастная периодизация его развития.

    Руководствуясь идеями естественного свободного воспитания, целью воспитания нового человека, Ж.-Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период, что очень затрудняет ее исполнение в реальной жизни.

    Глава 2. Периоды развития личности, по мнению Руссо

    I период. Младенчество


    Главное в младенчестве – свобода. Человек родится свободным, но повсюду он в оковах. Не успеет родиться, как его пеленают, свивают свивальником. «Дайте свободу ребенку, он еще слишком мал, чтобы самому себе навредить». Данное заявление весьма скандально, тем более в современном мире все делается наоборот, почему? Возможно потому, что наука с того времени двинулась вперед и человечеству по поводу этого высказывания стало больше известно, чем ранее. Таким образом, для современного общества можно данный постулат отнести к недостаткам, тогда как для времен Ж.-Ж. это было несравненным прорывом и достоинством.

    «Приучайте детей к невзгодам, которые им придется со временем выносить. Приучайте тело их к суровости времен года, климатов, стихий, к голоду, жажде, усталости: окунайте их в воды Стикса. Ребенка можно, сделать крепким, не подвергая опасности его жизнь и здоровье». Основной мыслью является тот факт, что ребенка нужно закалять, что несравненное достоинство теории, но возможно не так радикально, как это представляет Ж.-Ж.

    Никакого режима, никаких привычек, так как привычка – это тоже насилие. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого определенного промежутка времени: скоро желание начинает являться уже не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка прибавляет новую потребность к потребности природной — вот это-то и следует предупреждать». Могу не согласиться с высказыванием, потому как данное заявление понимается мной, как воспитание без воспитания: ребенок полностью предоставлен сам себе, что также во времена Ж.-Ж. было прогрессивным, но в современном взгляде является недостатком.

    Капризы ребенка надо предупреждать, удовлетворяя его требованиям, но не потакая его капризности, иначе дети становятся нашими тиранами. «У детей не только нет избытка сил, но даже не хватает их для всего того, чего требует природа; нужно, значит, предоставить им пользованье всеми теми силами, которыми она наделила их и которыми они не умеют злоупотреблять.

    Нужно помогать им и восполнять для них недостаток разумения или силы во всем, что касается физических потребностей. Оказывая им помощь, нужно ограничиваться только действительным, не делая никаких уступок ни прихоти, ни беспричинному желанию; ибо их не будут мучить прихоти, если не дать им возможности зародиться, так как они не вытекают из природы. Нужно старательно изучать язык детей и их знаки, чтобы различать — так как они в этом возрасте не умеют еще притворяться,— что в их желаниях идет непосредственно от природы и что порождено прихотью». Суть этих правил состоит в том, чтобы давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким oбpaзом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти, но где эта грань между необходимым и прихотью? Несмотря на сложность выполнения данных правил, их можно отнести к достоинствам теории, хотя сама сложность – это недостаток, т.к. теория воспитания должна быть доступна для понимания и осуществления всем.

    «Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание бесспорно принадлежит женщинам». Данное заявление весьма прогрессивно по меркам того времени, но по современным понятиям является одним из недостатков, т.к. по моему мнению в воспитании, даже самом раннем, должны принимать участие все члены семьи, именно в этом и проявляется ценность воспитания.

    Руссо считал вредным стимулирование развития природных сил ребенка: не надо ставить на ноги раньше времени; не надо заставлять детей говорить, пусть говорит и ходит, когда захочет. Это несомненно прогрессивное заявление, и можно его отнести к достоинствам теории.

    Ж.-Ж. Руссо считал, что разговаривать с ребенком нужно на его же языке, то есть на языке эмоций. «..Не смысл слова понимают дети, а то выражение, с которым оно сказано». «Таким и должен быть язык знаков в возрасте, которому знакомы лишь телесные потребности: выражение ощущений заключается в движениях лица, выражение чувствований — во взгляде». Таким образом, общение с ребенком на его языке относится к достоинствам теории, как и то, что ребенок понимает только эмоциональную составляющую общения.

    II период. Детство


    Данный период связан с развитием ощущений, особенно с развитием зрения, как основы наблюдательности. Уделяется внимание развитию тонкого, точного слуха. «В этом именно возрасте мы берем первые уроки мужества и, перенося без страха легкие боли, постепенно учимся выносить и сильные». В I период, писал Руссо, можно слушать музыку, а во II период – играть, заниматься музыкой. «У Эмиля глаза на кончиках пальцев» – так развивал Эмиль под руководством воспитателя осязание. Развитие ощущений ребенка можно отнести к достоинствам теории, но в то же время это не значит, что кроме ощущений ничего воспитывать и ничему другому обучать не нужно, что является недостатком.

    Также не нужно никак, по мнению Руссо, ограничивать свободу ребенка, так как, получив полную свободу, он будет счастливым сейчас, и сам научится ей распоряжаться, сам научится беречь себя. «Приятное чувство свободы искупит собою много ран. Мой воспитанник часто будет ушибаться, но зато он будет всегда, весел; если ваши ушибаются реже, зато они всегда стеснены, всегда на привязи, всегда скучны». Могу не согласиться с мнением Руссо, т.к. ребенок не может самостоятельно адекватно оценивать ситуацию, в виду чего полная свобода для него окажется губительной и рано или поздно приведет к потере воспитанника, что является несомненным недостатком теории.

    Ж.-Ж. считал, что ребенок должен учиться всему путем переживания жизненных ситуаций, оценку которым он научится давать позже, а пока он не может рассуждать, как взрослый, и иметь в своих действиях нравственный умысел. «Так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума — это разумение чувственное; оно и служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Заменить все это книгами не значит учить нас рассуждать; это значит учить нас пользоваться чужим разумом, учить нас много верить и ничего никогда не знать». «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков; он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить. Лишенный всякого нравственного мотива в своих поступках, он не может сделать ничего такого, что было бы нравственно злым и заслуживало бы наказания или выговора». «При естественном и свободном воспитании из-за чего станет лгать вам ребенок? что ему скрывать от вас? Вы не журите его, не наказываете, ничего от него не требуете — отчего же ему не рассказать вам всего того, что он сделал, так же откровенно, как и своему маленькому товарищу?». Таким образом, по словам Ж.-Ж. получается, что ребенок безнаказанно может делать какие-то неподобающие вещи и рассказывать о них всем, что на мой взгляд является недопустимым и признаком отсутствия воспитания как такового.

    В этот период Эмиль овладевает двумя понятиями:

    1) понятием собственности, оно внедряется на основе его опыта (пример посадки Эмилем бобов, когда он посягнул на собственность садовника и остался без бобов, потому что садовник их вытащил и выбросил, – нельзя присваивать результаты чужого труда);

    2) дисциплины – как идеи естественных последствий, т. е. идеи зависимости человека от вещей. Ребенок наказывается результатами своего проступка (пример с разбитым стеклом, сломанным стулом). «..Во всякой сфере уроки ваши должны заключаться скорее в действиях, чем в речах, ибо дети легко забывают, что сказали и что им сказано, но не забывают того, что сделали и что им сделано».

    По мнению Руссо, нельзя требовать от воспитанника того, что он заведомо не может выполнить, нельзя в этом возрасте заставлять ребенка что-то обещать, требовать от него выполнения взрослых дел, так как ребенок – это просто ребенок и не может понимать всей серьезности происходящего.

    Мысль о том, что общество мешает в воспитании человека, проведена через весь трактат. «Детям, которых воспитывают среди общества, необходимы наставления более ранние, чем воспитывающимся в уединении. Значит, подобное воспитание в одиночку было бы предпочтительнее уже потому, что оно давало бы ребенку время созреть». Но это невозможно, как уже говорилось ранее.

    Также этот период характеризуется тем, что нет специального обучения грамоте, Эмиль может научиться читать, когда почувствует необходимость. Эмиль начал читать «Робинзона Крузо» сам, его никто не заставлял, и заставлять нельзя. Но в современном мире на мой взгляд нельзя затягивать с обучением грамоте, т.к. ребенок будет социально неадаптирован без этих необходимых навыков, а в более взрослом возрасте учиться грамоте сложнее, чем в детстве, именно поэтому данное заключение отношу к недостаткам теории.

    III период. Отрочество


    Период систематического умственного и трудового обучения. Ж.-Ж. Руссо не признает программ, классно-урочной системы. Важнее умение приобретать знания, искать их. Поиск знаний возможен, когда знания входят в зону интереса ребенка По - моему мнению, может сложиться ситуация, когда необходимые знания не будут входить в зону интереса ребенка и для воспитателя будет целой наукой сделать так, чтоб все изменилось. Таким образом, воспитатель должен иметь наивысшую квалификацию, что является в данной теории достоинством, но в свою очередь такого воспитателя нужно еще поискать, что можно назвать недостатком теории.

    Ж.-Ж. Руссо проводил аналогию между процессом обучения и процессом познания (обучать – значит познавать, включать ребенка в поиск). Руссо считал, что весь процесс обучения можно вести к одному пути – поиску; умения искать, думать, включаться в решение проблем – это прекрасные умения. Построение процесса обучения только на интересе – сложная задача. Обратим внимание, что ребенок изучает, как правило, то, с чем сталкивается, – это естественные науки – география, астрономия, природоведение. И я считаю, что это несомненное достоинство теории, ребенок должен думать головой, а не запоминать чужие идеи.

    Необходимо отметить еще две особенности процесса обучения у Ж.-Ж. Руссо в III периоде. Во-первых, в процессе обучения важен живой мир: закат, восход, непосредственное общение с природой. Прежде чем приступить к изучению того или иного предмета учитель должен возбудить к нему интерес у воспитанника. Мудрость руководства учителя в том, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему хочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю. И этот величайший талант воспитателя, также как наглядное обучение является достоинством теории.

    Во-вторых, Руссо считал, что труд – обязанность каждого гражданина. Эмиль готовился к жизни за счет собственного труда. В отрочестве Эмиль овладевает умственным образованием и обучается ремеслу. В этом социальная функция труда. Включение ребенка в систему труда должно научить его уважению людей труда. Такие ремесла как сельскохозяйственные, создающие орудия труда, освобождают человека и нужны для народа. Это конечно является достоинством теории.

    IV период. Юношество


    Когда мальчику исполняется 15 лет, можно ввести его в общество, так как он умеет рассуждать, умеет ценить, что хорошо, что плохо, умеет трудиться. Возвращение в город и включение юноши в систему общественных отношений способствует формированию нравственности. Руссо один из первых рассматривает нравственность как процесс, имеющий этапы. Он выделяет этапы: формирования доброго чувства (причем чувства формируются опытным путем); воспитания добрых суждений и воли.

    Воспитать добрые суждения – это научить, не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории, литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками. Эмиль все время приходит на помощь людям. «Дайте ему понять, что судьба этих несчастных может быть его судьбою, что все их беды висят над его головой, что тысяча непредвиденных и неизбежных случайностей может с минуты на минуту обрушить их на него». По моему мнению, в 15 лет в современном обществе поздно формировать нравственность, возможно для времен Ж.-Ж., когда юноши и девушки воспитывались отдельно, этот возраст был нормален, поэтому данный постулат является недостатком.

    Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что

    Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала, но современные юноши и девушки, если их не ввести в религию в раннем возрасте, будут, вероятно, иметь атеистические взгляды, что является недостатком теории.

    В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом. В этот период происходит половое воспитание. Ж.-Ж. Руссо единственный из педагогов, кто поставил тогда этот вопрос, и конечно это было очень прогрессивно для того времени. По отношению к современному вопросу данная идея невозможна для осуществления, т.к. общество едино и невозможно один пол изолировать от другого. Поэтому я отношу это к недостаткам теории.

    Заключение


    Для всей педагогической теории Ж.Ж. Руссо характерны:

    • резкое, критическое отношение к средневековой системе воспитания;

    • утверждение прогрессивного идеала воспитания, при котором выступают в единстве умственное и физическое развитие;

    • выступление в защиту детства на заре развития капитализма;

    • отрицание средневековой системы образования, постановка воспитанника в активную позицию поиска знаний;

    • защита идеи безрелигиозного воспитания до 15 лет;

    • демократизм системы воспитания, призыв к феодалам возвыситься до простого человека.

    Ошибки, допущенные Руссо, связаны с ложной посылкой, что ребенок родится идеальным, с переоцениванием его сил; с его убеждением, что воспитать человека для общества свободы, равенства и братства можно вне общества. Руссо недооценивал возможности цивилизации, опыта человечества, значение книги, знаний вообще. Тем не менее, прогрессивные идеи Руссо использовались многими педагогами и общественными деятелями.

    Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным. Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Но общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка.

    Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

    Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание. По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия.

    Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя.

    Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности. Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.


    написать администратору сайта