Главная страница
Навигация по странице:

  • Святки и Новый год

  • Велик день (Красная горка)

  • Зеленые святки (Русальная неделя)

  • Хороводные весенние песни.

  • Инне. Древнерусские праздники


    Скачать 27.24 Kb.
    НазваниеДревнерусские праздники
    Дата23.04.2018
    Размер27.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИнне.docx
    ТипРеферат
    #41907


    МБОУ «СОШ 26» НМР РТ
    РЕФЕРАТ

    на тему:


    «Древнерусские праздники»

    Выполнила:

    Борисова И.О.

    Ученица 9а класса.
    Проверил:

    Терентьева Н.В.

    Нижнекамск 2018.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение…………………………………………………………………………………3

    2. Масленица……………………………………………………….............…………...4

    3. Рождество……………………………………………………………….……............5

    4. Святки и Новый год…………………………………………....................…….6

    5. Велик день(Красная горка)……………………………………….............…..7

    6. Зеленные святки……………………………………………………..……….…….8

    7. Хороводные весенние песни.............................................................9

    8. Литератуа...........................................................................................10


    Славянские языческие праздники – это одна из самых интересных и загадочных сторон в жизни наших предков. Как известно, почти все они так или иначе были связаны с определенным богом. Также праздники древних славян были приурочены к какому-либо важному событию в природе: приход весны, начало лета и другие. И это все не случайно. Ведь у славян природа олицетворялась с чем-то божественным, великим. И, кроме того, во время праздников просили плодородия земель и хорошего урожая. Для этого проводились всевозможные обряды.

    Масленица
    Самым знаменитым из них является Масленица. Этот праздник был приурочен к встрече весны. Масленица всегда проводилась очень весело, сытно и долго (целую неделю). В начале недели славяне еще работали в поле. А вот с середины – только отдыхали. Каждый день Масленицы имел свое значение:
    -В понедельник происходила так называемая встреча. Детвора строила горки из снега, а хозяюшки пекли блины. Блины, кстати, были выбраны вкусным символом праздника из-за своей формы и цвета, напоминающих солнце
    -Во вторник, проводили заигрыши. Это значило, что юноши и девушки вместе веселились и даже ходили в гости друг к другу. Среда называлась аппетитным словом Лакомка. В этот день теща угощала своего зятя блинами.
    -В четверг – разгул. Празднества переносились на улицу, где скакали на лошадях наперегонки, дрались на кулаках.
    -В пятницу приходила очередь зятя угощать свою любимую тещу блинами.
    -Суббота – день, когда новоиспеченная жена звала золовку в гости.
    -Воскресенье – день окончания Масленицы. Также называют его прощеным воскресеньем. «Гвоздем программы» выступало чучело, которое сжигали на костре. Вместе с ним сгорали и мусор, разного рода хлам, обиды и переживания, зло и несчастья, а также зима. В этот день весна становилась полноправной хозяйкой природы.
    Конечно, существует много отличий современной Масленицы от языческой. Но в любом случае она проходит так же весело, с блинами, песнями и хороводами.

    Рождество
    Не стоит путать христианское Рождество с языческим. Как уже было сказано, это просто превращение праздника в связи с принятием новой религии.
    В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Как известно, в нашей стране церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. 

    Рождество у древних славян было посвящено Солнцу-Коляде. Накануне как раз была самая длинная ночь в году. Она символизировала то, что день отныне станет вытеснять темное время суток.


    Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2/1/
    © Calend.ru

    Святки и Новый год
    Знаменитые двенадцать дней от Рождества до Крещения. В эти дни молодежь ходила колядовать. Для этого юноши и девицы наряжались в разные костюмы (животных или птиц). А затем толпа ряженых ходила по домам, прося угощений. А в благодарность хозяевам желали всего самого лучшего в новом году и пели веселые песни. Смысл у колядок был очень глубокий. Славяне верили, что в эту ночь духи предков ходят по домам, принося благополучие и богатство. Святки также всегда ассоциируются с гаданиями, особенно у девушек. И вправду, именно святочные гадания считались всегда самыми правдивыми. Гадали на судьбу, на женихов, на свершение каких-либо планов. Что касается новогодней елки, то это тоже древняя языческая традиция. Зеленую красавицу обязательно украшали конфетами и другими сладостями. Это делали, чтобы задобрить и отблагодарить души предков. А огоньки на елке символизировали солнце. Это самые популярные и распространенные языческие праздники славян, дошедшие до наших дней. Но кроме них в этот список также можно внести:
    Ивана Купала. Он изменился и стал днем Святого Иоанна Крестителя.

    Перунов день. Сегодня известный как Ильин день.
    Удивительно, но сегодня можно побывать на настоящем славянском празднике. На таком, каким он был изначально придуман. Такие дни организуют специальные славянские общества, общины. Они максимально приближены к старинным традициям, и любой почувствует себя настоящим славянином!

    Велик день (Красная горка)
    21 марта – Велик день (Красная горка) – праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи.

    Это праздник встречи Весны, начало астрономической весны. Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Водили первые весенние хороводы, играли в горелки, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца. Вероятно, название Красная горка указывает на обряд встречи восхода солнца и весны на высоких местах – горе, пригорке, холме, возвышенности, которые раньше других освобождались от снега. Восходило солнце и пробуждало жизненные силы во всем живом. Поэтому весь этот день всегда проводили на открытом воздухе. В этот день никто не работал, это был большой праздник. По преданиям, в этот день на Красную горку (возвышенность) слетались души умерших предков в виде птиц. Славяне кормили птиц, рассыпали зерна и хлеб, на горе ставили праздничные столы, приносили еду и пировали вместе с богами и душами предков. В песнях на Красную горку часто повторялось слово Лада (или Ладо) – имя славянской богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви. На Красную горку выбирали женихов и невест, играли свадьбы. Красная горка и сейчас самый популярный день для заключения браков. Старинная русская пословица говорит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется". Сейчас Велик день (Красную горку) путают с христианскими праздниками, отождествляют с Пасхой. На самом деле это исконный солнечный древнеславянский праздник встречи Весны. Пасха – это воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому древние языческие праздники точнее, они имеют ясный, понятный, точный смысл.

    Зеленые святки (Русальная неделя)
    Зеленые Святки (Русальная неделя) – последняя неделя астрономической весны. Длятся неделю с 14 по 20 июня, до дня летнего солнцестояния – 21 июня.

    Зеленые святки – веселый весенний праздник. Его праздновали в рощах, лесах, на полянах, на берегах рек – праздновали весело и раздольно. Эти дни у славян считались днями разгула тьмы. В эти дни древние славяне наряжали березы, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, жгли костры. Накрывали праздничные столы в березовой роще, под березами, украшенными разноцветными ленточками. В Зеленые Святки, также как и в зимние Святки, древние славяне гадали, загадывали желания, обращались к Силам Природы с просьбами. Небо в эти дни открыто. Девушки гадали о замужестве, на женихов, плели венки и бросали их в воду. По движению венка в воде определяли будущее. Чем венок прибьется к берегу, та вскоре выйдет замуж. В городах тоже праздновали Зеленые святки. На большом поле устраивались ярмарки, на которых продавались разные угощения, устраивались карусели. На Русальной неделе не купались. Эти дни посвящены богиням рек, озёр и водоёмов.

    Хороводные весенние песни.
    С Красной Горки (воскресение Фоминой недели) начинаются хороводы. Название это дано празднику потому, что хороводы происходили на холме, или возвышенности, освещаемой красным солнцем, раньше освободившейся от снега и покрывшейся молодой травой. В настоящее время хороводы утратили древнее значение и превратились просто в забаву. Хороводы сопровождаются пением песен. Содержанием этих песен служат любовь и брак. Хороводные песни сопровождаются припевами: "Дунай Иванович", "Дон Иванович", "Ой Дид-ладо". Эти припевки отличаются древностью, причем значение припева "дид-ладо" еще не установлено: одни возводят слово "дид" - к слову "дед" и слово "ладо" кслову лад, т.е. согласие, радость и думают, что они имеют связь с Дажь-богом; другие видят в них простые восклицания. Дон Иванович и Дунай Иванович - олицетворения рек, создавшиеся еще в глубокой доевности. Припевка: "ай, люли-люшеньки" возникла из церковной "аллилуйи"; другая припевка "лелю-полелю" была, вероятно, простым междометием.

    Из хороводных песен наиболее замечательна песня, изображающая сеяние проса в связи с выбором невесты. Она представляет диалог между девушками и парнями. Девушки поют про то, как они просо сеяли, парни отвечают, что они это просо вытопчут. Дквушки спрашивают, чем они вытопчут; парни отвечают, что они выпустят коней. Девушки переймут коней шелковым поводом; парни выкупят коней за сто рублей. Девушки не отдадут коней и за тысячу рублей. На вопрос девушек, чего же парни хотят от них, последние отвечают: "Нам надобно девицу, девицу, ой дид-ладо". Одна из девушек переходит к парням. Девушки поют: "А нашего полку убыло, убыло"; парни отвечают: "А нашего полку прибыло, прибыло".

         День 23 апреля сопровождается песнями в честь Егора (Георгия, Юрия). Обходя в этот день с раннего утра засеянные поля, крестьяне в некоторых местах поют песни, в которых просят Юрия встать пораньше, отомкнуть землю и выпустить росу на буйное, ядренистое и колосистое жито; при выпускании в поле скота, которое гонят освященной вербой, они молят "храброго" Егория спасать их скотину в поле и в лесу, днем и ночью, от хищного волка, от лютого медведя и вообще от лукавого зверя.

    Литература:
    1. http://www.waylux.ru/drev_slav_prazdniki.html

    2. https://works.doklad.ru/

    3. http://www.calend.ru/holidays/0/0/2/1/


    написать администратору сайта