Древние кыргызы. Древние кыргызы
Скачать 0.9 Mb.
|
Древние кыргызы Начало истории древнего народа по имени “Кыргыз” берет начало (по древним китайским источникам) c 201 г. до н.э. Как упоминает в своих летописях Сыма Цянь племена хуннов на севере завоевали племена Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли. Гэгунь — это китайское наименование кыргызов. Но по современным исследованиям было совершено открытие в истории кыргызов. По словам историка Кыяса Молдокасымова первое упоминание о кыргызах датируется X веком. По его словам, обнаружили это упоминание китайские историки. «В процессе изучения древних летописей они нашли подтверждение тому, что о древнем кочевом народе — кыргызах писал китайский император. Для науки и для всего кыргызского народа эта находка имеет огромное значение. Китайская сторона нам предоставит книгу на английском языке, где говорится об этом открытии и указываются источники», — сказал Кыяс Молдокасымов. письменность древних кыргызов. Кыргызы издревле вели кочевой образ жизни и вели постоянные войны с другими племенами и такими государствами как тюркский каганат, Китай и др. в борьбе за независимость, имели развитый общественный и государственный строй, менявшийся с течением времени в процессе развития международных “кочевых” отношений и смежных войн. Общественный строй древних кыргызов, датируемых VI веком имел следующий вид: Кыргызы сочетали в себе совокупность племен состоящие из кыргызской элиты и подвластных племен т.е. привелегированным племенем считалось доблестное племя “булсар”. племя “ач” платило дань кыргызам. Самую низшую ступень занимают горно-таежные племена дубо. В VI — VIII веках енисейские кыргызы занимались скотоводством и земледелием и скотоводством. Ловили рыбу и охотились на оленей. Помимо этого была развита выплавка железа и кузничное дело. Происходило деление на бедных кочевников и богатых которых отличали по высоким войлочным белым калпакам с загнутыми вверх полями. Саму структуру кыргызского государства можно поделить на собственно этноса — элиту т.е. кыргызы и подвластных племен — кыштымов. Кыргызы жили большими патриархальными семьями. Многоженство было очень распространено. За невесту они платили калым скотом, который у богатых иногда достигал тысячи голов. Кыргызы были язычниками, а верховными божествами они считали супружескую чету Тенгри и Умай. Наиболее ярко их язычество описал персидский историк Гардизи: «Кыргызы, подобно индусам, сжигают мертвых и говорят: «Огонь — самая чистая вещь: все, что попадает в огонь, очищается; так и мертвого огонь очищает от грязи и грехов. Границы Кыргызов — IX век. Государственный строй имел следующий вид: так как на то время государство Кыргыз считалось самым сильным патриархальным государством у нее сформировалась административно — военная система. Верховный правитель государства в зависимости от внешнеполитических успехов обладал титулом эльтебер или ажо. Ажо повиновались все, в его присутствии позволено было сидеть лишь тем, кому более 40 лет. В аппарат управления при ажо входили байла (визирь), тутук (эл төрөсү — народный чиновник), ага-төрө (старший чиновник), төрө-Санчун (глава войск), таркан (аймак бийлери — местные власти). Вся территория была разделена на несколько багов в каждом из которых под управлением стояли беги — крупные феодалы. Высший орган власти в каганате являлся курултай, на котором рассматривались вопросы вносимые каганом. Местную власть представляли тутуки, тарханы, бии, беки. Тутуки по сути являлись наместниками великого кагана, беки в свою очередь олицетворяли исполнительную власть осуществлявшие хозяйственную деятельность и обеспечением продовольствием армии. В период с VIII по IX век кыргызы были под властью уйгурского каганата. Этот период ознаменовал постоянную борьбу против гнета уйгуров. Уйгурскому каганату присуща «военно-демократическая структура организации» власти. Во главе государства стоял каган, власть которого передавалась по наследству. Уйгурские каганы уже при жизни назначали наследника из числа своих сыновей, поэтому после смерти кагана, особых распрей не происходило. Уйгурский каганат имел сложную иерархическую систему государственных должностей куда входила даже жена кагана: хатун(жена кагана), огаси(главный советник), девять тарханов(чиновников), три из которых по внутренним делам, а шесть по внешним делам, а также различные вельможи, советники, тутуки. Кыргызский воин. В период расцвета кыргызского государства существовала военная доктрина которая ознаменовала то, что Кыргызское государство претендует на владычество в Азиатском регионе. Была создана военно — административная система с делением войска по десятичному принципу на десятитысячные и пятитысячные отряды под управлением военачальников четырех рангов. Военная система несла демократический характер, что означало что военачальником мог быть не только представитель аристократии но и обычный воин — дружинник. Войско насчитывало 30 тыс. тяжеловооруженных всадников и 70 тыс. кавалерии. я ведения таранных атак в ближнем бою. С образованием у кыргызов централизованной военной организации происходят изменения и в тактике ведения боя. Основу кыргызского войска теперь составляла легкая конница, а в тактике боя использовался рассыпной строй и метание стрел. Основное оружие — лук и стрелы, широко использовалось взаимодействие легкой и тяжелой конницы. Бой начинали отряды легковооруженной конницы, применявшие тактику рассыпного строя, охватывая противника по всему фронту. После нарушения строя противника в бой вступала тяжелая конница. Атака велась на большой скорости, повышая мощность удара копий. В результате, как правило, решалась участь боя. В эпоху Кыргызского великодержавия совершенствовались технологии оружейного производства, упорядочение форм военной организации, повышение эффективности тактических приемов военного искусства. Тамга древних кыргызов. История древних кыргызов играет немаловажную роль в становлении и развитии кочевой культуры и международных отношений. Кыргызский каганат был в центре всех событий происходивших в Центральной Азии и имел огромное влияние в политической и правовой сфере. За счет сильного войска эффективного государственного управления и жестких законов с каганатом считались и имперский Китай и государство тюргешей и многие другие, а культура и быт древних кыргызов отражается во многих древних летописях, что дает нам понять что древние кыргызы внесли огромный вклад в развитие человечества. Кыргызы в древности Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на отдельные аспекты истории древних кыргызов, которые, наряду с другими древними этносами Центральной и Внутренней Азии, внесли свою лепту в развитие кочевой цивилизации центральноазиатских народов. Кыргызы, как подчеркнул академик В.В.Бартольд, являются одним из древних тюркских народов. С древних времён части кыргызов носят этноним «кыргыз». Также имелись многие группы кыргызов, которые вошли в состав других народов Евразии и постепенно растворились среди них. Многие представители казахов, узбеков, тывинцев, башкортов (башкир) и т.д. до сих пор говорят, что их предками были кыргызы. Самая восточная группа из числа тех, кто себя до сих пор идентифицирует как кыргыз, это – фуюйские кыргызы в Маньчжурии (провинция Хэйлунцзянь на севере Китая). Этноним кыргыз Этот термин расшифровывается только на основе тюркских языков. В интерпретации этого этнонима резко отличаются друг от друга народный вариант (народная этимология) и научный вариант. Народная этимология В народных интерпретациях в этнониме «кыргыз» обычно уделяется внимание созвучным словам: цифре «кырк», т.е. «сорок», и слову «кыз» «девушка» — (по-кыргызски), и говорится, что это - народ, состоящий из сорока родов (племен). Во многих вариантах генеалогические корни кыргызов связывают с сорока девушками; имеются варианты, где говорится о цифре «сорок» и этнониме «огуз» (племенное объединение 40 огузов); а в некоторых вариантах связывают слово «кыр» («гора», «склон горы» по-кыргызски) и этноним «огуз», предлагая, что кыргызы – это горные, т.е. обитающие в горах огузы. Во многих родословных легендах (Абу-л-Гази Бахадур-хан, 17-й в.; Осмоналы Сыдык уулу, 1875—1942 гг., и др.) слово «кыргыз» интерпретируется как имя внука Огуз-хана, одного из мифических предков тюркских народов. Образцы народного объяснения прослеживаются также в китайском источнике «Юань ши» («История династии Юань»; 14-й в.), где говорится о том, что кыргызы являются потомками китайских сорока девушек и народа северной долины Ус (ус — угус — огуз?) в Южной Сибири. По данным ферганского персоязычного автора Сайф ад-Дина Ахсикенди (16-й в.), существует легенда о том, что якобы в 12-м веке Султан Санджар совершил нашествие в Восточную Фергану и сорок узгенских огузов спаслись бегством в Ходжент (современный Северный Таджикистан) и от них якобы произошёл кыргызский народ. Научная этимология Научный метод интерпретации этнонима «кыргыз» отличается от народного тем, что он не нуждается в устных легендах, которые появились в определенной среде для определенных целей (сакрализация власти, возвеличение какого-то правителя или этноса, и т.д.). Его особенностью является то, что этноним «кыргыз» расчленяется на разные компоненты согласно лингвистическим и ономастическим методам. Вспомним некоторые варианты научной интерпретации происхождения этнонима «кыргыз»: 1. «Кырк» и «йус» (т.е. «сорок сотен» — по мнению В.В.Радлова); 2. «Кырк» и «эр» (т.е. «сорок мужчин», Ахмед Зеки Велиди Тоган, башкырский и турецкий ученый, профессор); 3. «кыра» и «гыз» («Черноволосый народ» по Д. Айтмуратову, каракалпакскому тюркологу); 4. «Кыргу» — «кырыг» и присоединение к ним суффикса «ыз», означающего множественное число («Кызылдар» — «красные»; К.Петров); 5. «Кырыг» и «огуз» («кызыл огуз», иначе говоря, южные огузы и западные огузы, Н.Баскаков); 6. «Кыргын» — кыргыт» — «кыргыз» «с румяным лицом», т.е. народ, представители которых отличались по генотипу как светловолосые, с голубыми глазами, румяные по цвету лица (Андрей Кононов); 7. «кыркыз» состоит из слова «кырк» («сорок») и объединяющего словообразующего компонента «-ыз», который обозначает единство сорока племен (Гулзура Жумакунова, профессор Университета Анкары); и др. При расшифровке этнонима кыргыз надо учесть и то, что ряд родственных тюркских народов в своих этнических названиях носят созвучные компоненты типа «гыз», «гуз», «гун», «гур», «-ык», «-ак», «гар», «газ», «ар», «аш», «ас» и др. (огуз, гагогуз/гагауз, кун, уйгур, оногур, булгар, сувар, хазар, татар, башкыр / башкорт, карлук, кынык, кумык, черик, казак, хоорай, чуваш, алаш, алач, калач, тёёлёс, дёёлёс). На наш взгляд, этноним «кыргыз» является нарицательным именем, возникшим на основе слов и компонентов чисто тюркского происхождения. И не только по своему этническому названию, но и по своим генетическим корням кыргызы являются частью тюркского мира, вобравшего в себе также и тюркизированные компоненты других древних и поздних этносов. Начиная со второго тысячелетия до н.э. прототюркский мир начал формироваться из народов, включающих в себе по расовым признакам как европеоидов, так и монголоидов. Древние кыргызы были одним из древнетюркских народов Центральной Азии, в которых преобладали расовые признаки европеоидов и представителей контактной расы между европеоидами и монголоидами, о чем свидетельствуют независимые друг от друга раннесредневековые китайские и персидские письменные источники. Древние места обитания кыргызов О древней родине кыргызов, упоминаемых в исторических письменных источниках начиная с 3 в. до н.э., существуют противоречивые мнения. Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе «Енисей», в древности «Кем»), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии. Китайский историк Бань Гу (1-й в. до н.э.) в своём труде «Хань шу» — «История Ханьской династии» пишет: «Вдали от кыргызов, на 7 тыс. ли восточнее, расположена ставка тенгир-кута (т.е. правителя хуннов)». Новосибирский археолог, профессор Ю.С.Худяков, синолог Л.А.Боровкова и современные кыргызские историки, опираясь на эти данные, продолжают доказывать о том, что местом поселения кыргызов в 1-м в. до н.э. был район Восточного Тенгир-Тоо (т.е. район нынешних восточных предгорий Притяньшянья). Этот древний народ обитал на территории Восточного Туркестана, в частности, на северном склоне Боро-Хоро (Болохолошань), т.е. вокруг нынешних городов Манас, Кара-Шаар СУАР КНР. В этом районе расположена река Манас (Манасыхэ), которая впадает в озеро Манас (Ихэ-Хак). Тенгир-Тооский хребет Боро-Хоро в СУАР, КНР Из древнетюркских и других народов, живших издревле в соседстве с кыргызами, можно упомянуть хуннов, усуней, динлинов, а также соседних народов с Восточного Туркестана, говоривших на индоевропейских языках (юечжи, т.е. тохаров). Древние места обитания кыргызов были удобными и благоприятными как для развития скотоводства, так и для развития земледелия (в качестве второстепенной отрасли хозяйства номадов), а также для усовершенствования разных видов ремесла (кыргызы были искусными в обработке металла, в ювелирных изделиях, в столярном искусстве, в выделке и изготовлении кожных изделий, в приготовлении кошм, в резном искусстве и т.д.). Кыргызские сказители эпоса «Манас» в СУАР КНР Покорение древних кыргызов хуннами Как отмечает древнекитайский историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.) в своём труде «Ши цзи» — «Исторические записи», в 201 г. до н.э. хуннский правитель Моде-шаньюй (Баг-Туг тенгир-кут) отправился с военным походом на север и северо-восток. Во время этого завоевательного похода он добился покорения и присоединения к своему государству независимых до этого этносов — кыргызов, ханьуй, цуйше (куйше), динлинов и синьли. Благодаря описанию этих завоеваний в исторических записях на китайском языке того времени, этноним «кыргыз» был зафиксирован в летописи Сыма Цяня, впервые обобщавшего все предыдущие исторические сказания и записи древних китайцев. Хуннский мост межэтнической культуры В многонациональном государстве, основанном хуннами, произошёл длительный процесс культурного взаимообмена между древнетюркскими этносами, усилилась их близость по языку, традициям и обрядам. Практика политического правления и военное искусство хуннов были переняты и освоены также древними кыргызами (в средние века кыргызы делились на правое и левое крыла и на центральную группу «ичкилик» подобно у древних хуннов). Оказавшись в политической зависимости от хуннов, кыргызские войска воевали на стороне хуннов в войнах против Ханьской династии, усуней и некоторых других государств. Имели место и экономические, торговые, культурные взаимовлияния разных цивилизаций того времени, так как империя хуннов находилась на их стыке, вдоль Великого шелкового пути. Поэтому есть большая доля истины в тех научных предположениях о том, истоки таких историко-героических эпосов кыргызов, как эпос «Манас», где с обилием говорится о взаимоотношениях кыргызов с народами Дальнего и Ближнего Востока, берут начало с эпохи хуннов. Список литеартуры https://medium.com/@alexdev13/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2-bc5abcf19aab Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н. (Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению) |