Древний Египет
| Древняя Греция
| Древний Рим
| Архитектура
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Строгая симметрия, геометризм форм,
ритмическое повторение идентичных образов,
тяжесть, монументальность,
грандиозность.
| Пирамида Хеопса, храм Ниссусера, Луксорский и Карнакский храм.
| Выделяется три стиля: дорический, ионический и коринфский; гармоничное сочетание с природным окружением, продуманность в деталях, простота и ясность форм и композиции.
| Сокровищница афинян в Дельфах, Парфенон, Афинский Акрополь, храм Зевса.
| Величественность и монументальность, монолитность, практичные и дальновидные постройки. Строительство внушительных общественных сооружений - театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.
| Колизей, Аппиева дорога, Пантеон, Термы Каракаллы, Триумфальная арка Константина, развалины базилики Максенция.
| Скульптура
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Подчинение строгим канонам (правилам), статичность, симметрия, однотипные позы, тема религии, загробной жизни.
| Большой сфинкс, маска фараона Тутанхамона, портрет Нефертити.
| Скульптуры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями, внутренним содержанием и динамикой, появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
| Раненая Амазонка, Афродита Книдская, Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского, Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор.
| Реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица, Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.
| Август, у ног которого расположился Амур на дельфине, статуя Клавдия, Император Траян, Капитолийская волчица, мальчик, извлекающий занозу.
| Живопись
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Созерцание природы, геометричность форм, подчинение канонам, плоскость и статичность, чем выше статус человека, тем его фигура больше, фигуры в профиль и фас, каждый цвет имел определенную символику.
| Росписи гробницы номарха Хнумхотепа II, росписи гробниц в Фивах, гробница Нефертари.
| монументальные произведения, для которых характерен реализм и экспрессия. Была развита роспись, на вазах могли быть целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта, а также причудливые узоры, изображения разнообразных растений и животных.
| амфора, расписанная Эксекием на сюжет из «Илиады», Евфроний «Пелика с ласточкой»
| Кроме мифологических сцен, в орнаментальную композицию иногда вводились натюрморты, пейзажные и бытовые сюжеты, характерно явное несоответствие архитектуры и фресковой живописи — конструкции и декора, отличаются объемностью и динамичностью: фигуры запечатлены в момент движения или танца
| фрески в доме Веттиев в Помпеях, росписи из зала Морских чудовищ в Стабиях, фрески в доме Ливии на Палатине.
| Музыка
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Музыка аккомпанировала культовым обрядам, только жрецы могли исполнять вокал и играть на лютне, ритмичность и быстрота движений, люди играли в ансамблях, строгое внимание к канонам
| инструменты: лютня, арфа, флейта, кифара, систр, мената, тамбурин и другое. Музыкант Кафу-анху.
| Музыка в Древней Греции сопровождала обряды, гимнастику, танцы, спектакли. Музыка для человека являлась духовной ценностью, греки считали ритм, лад, мелодию носителями характера музыки, которая вызывает у слушателей соответствующие эмоции и настроение.
| Появились новые инструменты - лира, кифара, форминга, барбитон (струнные); различные вилы авлоса, сиринги и труб (духовые); тимпан, систр, кимвала (ударные).
| Проявлялась тенденция к развлекательности, на празднествах и пирах, в театрах выступали громадные хоровые и инструментальные ансамбли, римляне особенно ценили инструментальную музыку.
| Инструменты: орган, лира, кифара, самбука, тибия, систр,
| Литература
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Письмо иероглифическое и иератическое, в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты
| «Сказание Синухе» и «Красноречивый поселянин», «Поучения Аменемхата» и «Верноподданное поучение».
| Социально-историческая основа, мифологические темы, поэзия, эпос, пластичность греческой речи,
| «Илиада» и «Одиссея» Гомера,
| Характерной особенностью римской литературы признается ее практическая направленность, интерес к красноречию и историографии, к сатирической поэзии и эпиграмме, свойственно постоянное внимание к нравственной проблематике и дидактике.
| Аппий Клавдий сборник "Сентенции", комедии "Амфитрион", "Клад", "Вакхиды", "Хвастливый воин", "Псевдол", "Пленники", "Канат" Плавта.
| Театр
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Особенности
| Примеры
| Это были фестивали, разыгрывались сценки и мистерии на мифологические темы, играла музыка, устраивались танцы разыгрывались сценки и мистерии на мифологические темы, играла музыка, устраивались танцы, участниками процессий была храмовая элита, в мистериях воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.
| Сценарии мистерий (с диалогами, танцами, музыкой, перечислением реквизита и подходящих локаций) для юбилея хеб-сед Сенусерта I найдены в 1896 году на стенах и папирусах Рамессеума.
| В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия, исполнялись драматические пьесы — трагедии и комедии, было 3 актера, которые играли несколько ролей
| Одеон Герода Аттика, театры в Аргосе и Эпидавре, театр Диониса в Афинах
| В театре Рима не просматривался культ божества, отличался зрелищностью и торжественностью, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Кроме трагедий и комедий, давались ателланы, мимы, пантомимы, пиррихии
| Театр в Остии. Сохранились развалины театра, построенного в 13 году до н. э. Октавианом.
| |