Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

  • Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма

  • В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина

  • Г. Итоги внутренней политики Николая I

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.) ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в.

  • В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

  • Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление

  • Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. П.). Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорШпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. П.).doc
    Дата24.03.2017
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. .doc
    ТипДокументы
    #4149
    КатегорияИстория
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855)
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова.

    Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма.

    В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина.

    Г. Итоги внутренней политики Николая I.
    А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

    1. Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими бра­тьями у него не сложились близкие отношения. Воспита­тель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он увлекался военно-инженерным делом, прусскими военны­ми уставами.

    2. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пре­небрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и по­корность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опи­раясь на армию и чинов­ничество, жестоко преследо­вал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Евро­пы».

    3. После подавления восста­ния декабристов было со­здано III Отделение, кото­рому поручались все поли­тические дела и контроль за умонастроениями. Началь­ником III Отделения и ше­фом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выяв­ляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный кон­троль была поставлена печать. Цензоры должны были зап­рещать статьи и книги, в которых порицался монархичес­кий строй, критиковалась церковь.

    4. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официаль­ной народности» в виде триединой формулы: правосла­вие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодер­жавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Ча­адаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философичес­ких писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествую­щую историю России, крайне пессимистически оценивал ее настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человечес­кого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен меди­ко-полицейский надзор. А теория «официальной народ­ности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.
    Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма

    1. В первые годы правления Николай I самостоятельно решал многие государственные вопросы, лично контролировал ми­нистерства и ведомства. В своей работе он опирался на чи­новничество, появилось много новых министерств, ведомств, которые курировали практически все отрасли, в том числе религию, искусство, литературу, науку. Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат. Подчи­ненные министру чиновники готовили проекты решений и в зависимости от своих интересов докладывали их началь­ству. Чиновник не отвечал за решение, которое подписал на­чальник, тот же в свою очередь также не нес никакой ответ­ственности, так как его подписал следующий по чину начальник. Возникала круговая бюрократическая безответ­ственность. Официальная пропаганда твердила, что улучше­ние жизни народа — главная забота правительства, создава­лась картина всеобщего благополучия. Это была по своей сути бюрократическая система.
    В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина

    1. С 1649 г. накопилось огромное количество манифестов, ука­зов, которые противоречили друг другу. Необходимо было со­ставить единый Свод законов, т. е. провести кодификацию. Для этого был привлечен М. М. Сперанский. Под его руко­водством была осуществлена систематизация российских за­конов. В 1833 г. были опубликованы «Полное собрание зако­нов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов» в 15 томах. В статье I «Свода» было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». «Свод законов» был одобрен Николаем I и Государственным советом; Спе­ранский был награжден орденом Андрея Первозванного. «Свод», безусловно, облегчил жизнь миллионов людей, умень­шил произвол чиновников.

    2. Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос, поэтому было при­нято решение провести ряд частичных реформ. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф П. Д. Киселев, человек умный и широко образованный. Он провел реформу управления го­сударственными крестьянами. В деревнях государственных крестьян было введено самоуправление, стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные крестьяне переселялись на свободные земли. Местные чи­новники часть лучших земель выделяли под «обществен­ную запашку», где крестьяне работали сообща. На этих зем­лях начальство насильственно заставляло сажать картофель, что было непривычно для крестьян и вызвало «картофель­ные бунты». Были сделаны попытки улучшить положение крепостных крестьян. Запрещались продажа крепостных с аукциона за долги, розничная продажа членов одной се­мьи. Было дано разрешение освобождать крестьян без зем­ли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свобо­ду, если помещик продавал поместье за долги. Все эти позитивные изменения носили частный характер, крепос­тное право в своем классическом варианте продолжало со­храняться.

    3. В 1825 г. внешний долг России достиг 102 млн. рублей се­ребром. Стоимость бумажных ассигнаций падала. Ми­нистр финансов Е.Ф. Канкрин хотя и был консерватором, не хотел глубоких реформ, но считал, что Россия должна жить по средствам и возможностям. Он стремился огра­ничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошли­нами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839— 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным пла­тежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было сво­бодно обменять на серебро. Сохранялась пропорция меж­ду количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил фи­нансовое положение страны.
    Г. Итоги внутренней политики Николая I

    1. Итак, кодификация законов, реформа управления государ­ственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Нико­лаю I удалось укрепить свою империю.

    2. Больших успехов достигла постоянная торговля, которая ста­ла превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, по­этому национальные окраины быстрее втягивались в обще­российский рынок.

    3. Возникли новые города на вновь присоединенных террито­риях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Ма­хачкала и др. Некоторые фабричные центры становились го­родами.

    4. Но в середине XIX в. начался кризис самодержавной систе­мы. Крепостное хозяйство было малодоходным. Активная внешняя политика требовала огромных военных расходов. Резко увеличился внешний долг. Военная отсталость Рос­сии привела к жесточайшему поражению в Крымской войне.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Почему Николай I столь большое внимание уделял цензуре?

    2. О чем говорит факт появления теории «официальной народности» при Николае I?

    3. Какие реформы эпохи Николая I сыграли положительную роль в развитии Российского государства?

    Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.)
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов Х1Хв.

    Б. Кружки 20—30-х годов.

    В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы.

    Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление.

    Д. Петр Яковлевич Чаадаев.
    А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в.

    1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окон­чательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    2. Можно выделить три направления общественно-политичес­кой мысли этого периода:

    > консервативное (лидер — граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Гра­новский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).
    Б. Кружки 20—30-х годов

    1. В условиях политической реакции, наступившей после раз­грома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в ос­новном студенческой, молодежи. Наиболее активно дей­ствовали студенческие кружки в Московском университе­те. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

    2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сло­жился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский. Основное ядро кружка со­ставляли: П. Я. Петров, сын учителя, ставший впоследствии известным ориенталистом; Н. Л. Григорьев, с которым Бе­линский учился в Пензенской гимназии; Д. С. Протопо­пов, автор критической статьи о Лажечникове, напечатан­ной позднее в «Современнике»; М. Б. Чистяков, сын сельс­кого священника, впоследствии автор «Очерка теории изящной словесности». За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литера­турный критик и публицист.

    3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся фи­лософией и искусством. В кружок входили: друг и единомыш­ленник Станкевича Я. М. Неверов, впоследствии занявший­ся преподавательской работой; молодые поэты В. И. Красов и И.П. Клюшников; будущий славянофил К. С. Аксаков; будущий теоретик русского анархизма М. А. Бакунин; историк Т. Н. Грановский и др. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Кан­та, стремились использовать прогрессивные элементы не­мецкой идеалистической фи­лософии в разработке идей общественного развития Рос­сии. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходи­ли за рамки идеализма и ли­берализма. По его мнению, только распространение зна­ний может привести к осво­бождению народа от крепос­тной зависимости.

    4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кру­жок Герцена—Огарева. В состав кружка входили: публицист Н. И. Сазонов; врач и поэт-переводчик Н. X. Кетчер; поэт В. И. Соколовский, автор философских поэм, и др. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просущество­вал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.
    В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

    1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о даль­нейших путях развития России, вокруг него завязывается дли­тельная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    2. В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — ро­дилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Ува­ровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости Рус­ского государства. Именно в самодержавной России, по ут­верждению сторонников этой идеологии, господствует наи­лучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и политической мудрости. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под «народностью» по­нималось «единение» царя с народом, предполагающее от­сутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно раз­личное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соот­ветствующим «народному духу», и народность в данном случае трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам» — самодержавию и правосла­вию. Теоретиками официальной идеологии были профессо­ра Московского университета С. П. Шевырев и М. П. Пого­дин, издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин.

    3. Либерально-оппозиционное направление в русской обще­ственной мысли в России второй четверти XIX в. пред­ставляли два общественных течения: славянофилы и за­падники.

    Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиаль­но отличный от западноевропейского путь развития Рос­сии на основе ее мнимой самобытности (патриархаль­ность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народ­ности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофиль­ство было оппозиционным течением в русской обще­ственной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промыш­ленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, высту­пали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Они отрицательно относились к пре­образовательной деятельности Петра I, но не потому, что хотели вернуться назад, к допетровским порядкам. На­оборот, они звали «идти вперед», но по истинному, «само­бытному» пути, с которого «свернул» развитие России Петр I. Но поскольку, по их мнению, петровская европе­изация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое вни­мание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «про­стого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

    В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Сама­рин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. ЧижовиД. Валуев. Славянофилы вне­сли существенный вклад в развитие русской культуры, оста­вив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

    4. Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейс­кие страны, и критиковали теорию славянофилов о самобыт­ном пути развития России. Они возвеличивали Петра I и рас­сматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведе­нием реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевс­кого режима, они были убежденными противниками рево­люционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституци­онно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

    По своему социальному происхождению и положению боль­шинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Каве­лин и др. В западники зачислялись и представители демокра­тических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев.
    Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление

    1. На рубеже 30—40-х годов XIX в. складывается революцион­но-демократическое направление русской общественной мыс­ли. Представителями этого направления являются В. Г. Бе­линский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, «левое крыло» кружка петрашевцев.

    В этот период представители различных идейных течений увлекались западноевропейской философией, особенно классической немецкой. При этом теоретики разных на­правлений заимствовали из богатой сокровищницы немец­кой философии различные ее составляющие в зависимос­ти от идеологических и политических пристрастий. Белинскому и Герцену ближе всего был гегелевский диа­лектический метод. Именно он послужил Герцену в теоре­тическом обосновании неизбежности революционного преобразования феодально-абсолютистского строя в Рос­сии. Это нашло отражение в своеобразной теории «русско­го социализма». Поражение революций 1848—1849 годов в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное зем­левладение, крестьянская идея равного права всех на зем­лю, мирское самоуправление и «коллективистское» созна­ние русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопично­сти эта теория объективно выражала насущные задачи бур­жуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последователь­ную демократизацию страны. В этом состоят ее революци­онный смысл и историческое значение «русского социа­лизма».

    Заметное место в освободительном движении 40-х годов за­нимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одарен­ный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Они обсужда­ли новинки художественной и научной литературы, говори­ли об общественно-политических и философских пробле­мах. Кружок посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, молодой Л. Н. Толстой, художник П. А. Фе­дотов, композиторы М. И. Глинка и А.Г. Рубинштейн. До 1847 г. деятельность кружка носила полулегальный просветительс­кий характер. Но с 1847 г. характер собраний стал существен­но меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, сво­боды печати, введения в судопроизводство адвокатов и при­сяжных заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в Ев­ропе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте—апреле 1849 г. петрашев­цы приступили к оформлению тайной политической орга­низации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятель­ность кружка не получила развития.

    В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключе­ны в Петропавловскую крепость. 21 человека приговори­ли к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петер­бурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачи­тан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта