Главная страница

доклад по истории. "Духовная жизнь в период оттепели 1940 по 1960 гг."


Скачать 72.05 Kb.
Название"Духовная жизнь в период оттепели 1940 по 1960 гг."
Дата25.04.2023
Размер72.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад по истории.docx
ТипДоклад
#1088831

«Елецкий колледж искусств им. Т. Н. Хренникова»

Доклад по истории на тему: “Духовная жизнь в период оттепели 1940 по 1960 гг.”

Подготовила: студентка 2 курса, отделение «живопись», Карпенко Дарья.

Проверила: преподаватель по истории Сапрыкина Н.Ю.

Введение:

Период борьбы за власть между преемниками И.В. Сталина, начинающиеся с разоблачения культа личности, первые реабилитации, затронувшие тех деятелей искусства и науки, которые стали жертвами репрессий, вызвали бурный отклик у творческой интеллигенции. В 1954 г. была опубликована повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель». Её название стало символом наступившей эпохи.

С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи.

С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней. В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов (слайд), отвечавший за идеологию.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для

формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева. Переломный момент наступил в 1956 году. На двадцатом съезде партии прозвучал доклад Хрущева, который резко раскритиковал всю деятельность Иосифа Виссарионовича Сталина, террор и репрессии. Термин «Культ личности Сталина» надежно прописался в учебниках по истории советской эпохи. Доклад Никиты Сергеевича носил секретный характер, но вскоре он распространился по странам Восточного блока, затем текст был опубликован в США и почти сразу же официальная версия была обнародована в российских средствах массовой информации. С этой «секретной речи» началось проявление свободы, затронувшее многие стороны жизни народа.

Оттепель проявилась в искусстве и культуре: стала заметна демократизация, одно из проявлений которой заключалось в разрешении различных стилей. Теперь музыканты, художники, поэты и другие люди искусства могли создавать произведения разного стиля, например, была разрешена новая музыкальная форма джаз. Некоторые авторы писали стихи и прозу о политике. Популярный сатирический киножурнал «Фитиль» критиковал недостатки политической системы советского государства.

Литература:

Литература -это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых «высоких» трибун - таких, как Московская конференция или ХХ-й партсъезд. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды. Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений».

Стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни. Помещая эти произведения, редакция усугубила свои ошибки и еще более понизила идейный уровень журнала. Руководящие работники журналов, и, в первую очередь, их редакторы забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи, и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя - его политикой. Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.

Литература не случайно попала в центр внимания властей. В силу отсутствия в России возможностей публичного обсуждения политических проблем дискуссии вокруг художественны произведений неизбежно приобретали широкое общественное звучание, затрагивая оценку деятельности правящих кругов. Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др.

Оборонная литература:

Тема и условия времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Эти небольшие произведения печатались в газетах, их мог прочитать каждый. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Василия Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями произведений были не полководцы, а простые люди, как и любой читатель газеты. Большое место принадлежит жанру рассказа. Их писали К. Симонов, М. Шолохов, Н. Соболев. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом повествователя.

В 1952 году в «Новом мире» был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина «Районные будни», где впервые стала обсуждаться тема оптимального руководства сельским хозяйством. Дискутировалось, что лучше: волевое давление или предоставление сельским хозяйствам необходимой самостоятельности. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе – «деревенской прозе». Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии «деревенщиков», Федор Абрамов, начинал печататься в «Новом мире» как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в

послевоенной прозе», где он призывал писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

Искусство:

Были сняты художественные фильмы, в которых показывалась неэффективность местного чиновничества и отдельных руководителей. В качестве примера можно привести фильмы «Карнавальная ночь» и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». Но всё же оставался определенный порог, который нельзя было переступать. Нарушившие это вето авторы и создатели попадали в опалу. Во времена «оттепели» начали расширяться контакты с западными странами. У советских людей появилась возможность съездить за границу. Поначалу это касалось деятелей культуры, искусства, спортсменов. Советские атлеты успешно выступали на различных соревнованиях. Неплохо выступила сборная на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В другие страны начали ездить обычные люди. В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов:

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о про советских настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи – все это началось вскоре после фестиваля.

Образование:

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.

Наука:

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин». запуск в космос первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.)(слайд), 1963 г. в космос полетела первая женщина –космонавт В. Терешкова. Выход на трассы первого

реактивного пассажирского лайнера ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. После долгого перерыва возобновились работы в области генетики.

Музыка:

Важные процессы происходили в музыке. Прежде всего, они были связаны с «возвращенным» искусством, реабилитацией ранее осужденных и запрещенных произведений и их авторов. В 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий” и “От всего сердца”». Оно породило интерес к творчеству тех, кто обвинялся в «формализме»: в концертных залах снова зазвучала музыка Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича. Последний возобновил работу над некогда запрещенной оперой «Леди Макбет Мценского уезда», и вскоре состоялась премьера ее новой редакции под названием «Катерина Измайлова».

Особое место в культуре «оттепели» заняла авторская («бардовская») песня. Ее наиболее известными представителями были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, в начале 1960-х г. зажглась звезда Владимира Высоцкого. «Бардовская» песня отличалась от официальных патриотических лиричностью и камерностью. Как и в поэзии, в ней на переднем плане оказались личностные переживания автора, его субъективный взгляд на мир. «Барды» уделяли большое внимание текстам, тогда как музыкальный мотив мог быть несколько однообразным, но всегда узнаваемым. Популярность авторских песен обусловливалась также тем, что их можно было легко повторить в кругу друзей, у костра. Повсеместно появлялись кружки игры на гитаре, многие учились играть по самоучителям.

Театр:

В целом театральное искусство также переживало подъем. На сцену вернулись идеалы естественности и художественной правды, принципы несколько забытой системы Станиславского. На них ориентировались и новые театральные коллективы, и новая драматургия Виктора Розова, Александра Володина, Алексея Арбузова, Александра Вампилова и др. Одним из символов эпохи стал новый театр «Современник». Он был образован в 1956 г. группой единомышленников во главе с Олегом Ефремовым.

Коллектив, в который входили Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев и др., опирался на традиции МХАТ с его эстетикой и этикой. Отличительной чертой «Современника» были особенностей постановок, работы актеров и режиссера. Театр открылся спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Живопись:

Через год после XX съезда КПСС, осудившего культ Сталина, состоялся первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов страны. Появились новые журналы по искусству – «Творчество» (1957), «Декоративное искусство СССР» (1957), «Художник» (1958) и новое издательство «Художник РСФСР» (1958).

В 1957 в Москве открылась персональная выставка работ испанского(слайд.) художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; (слайд)в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании. Появилось стремление художественно воссоздать действительность без парадности, сглаживания всех трудностей, «правду жизни». «Суровый стиль» - такое название получило направление в живописи.



Т.Н. Яблонская. «В парке». 1960.

1957, февраль – I Всесоюзный съезд художников СССР. учрежден Союз художников СССР.

Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян (1880-1976), П.Д. Корин (1892-1967).



П. Корин. "Пейзаж с церковью Илии в селе Палеха",1955.

Были организованы моноэкспозиции живописи П.Н. Филонова (1883-1941), В.В. Кандинского (1866-1944), К.С. Малевича (1879-1935), М.З. Шагала (1887-1985), Ф. Леже (1881-1955).

Живопись периода «оттепели», как и остальные жанры искусства, находилась под контролем властей, выполняя их заказ. Но и в это время было создано много ярких, талантливых произведений, значительно расширились культурные связи, открывались выставки с произведениями зарубежных художников.

Итог:

Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С. Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны. В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывался в установленные рамки, подвергались осуждению. Писателей и поэтов ЕЛ. Евтушенко, В.П. Некрасова, К.Г. Паустовского и др. постоянно распекали в печати за идеологическую невыдержанность их творчества.

Возобновились гонения на Православную Церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С. Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. С 1959 по 1964 г. было закрыто большинство монастырей, из 8 духовных семинарий — 5. Тех

граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или исключить из учебных заведений. Посещение партийными руководителями юбилейной выставки Московского отделения Союза художников (декабрь 1962 г.) закончилось разгромом в печати приверженцев абстрактного искусства. В результате часть этих художников ушла в «подполье», и поэтому их творчество стали именовать советским андеграундом. Они представляли неофициальное искусство. Начались нападки и на некоторых кинорежиссёров. Так, в 1962- 1963 гг. Н.С. Хрущёв на встречах с деятелями культуры и искусства обрушился с жёсткой критикой на режиссёра М.М. Хуциева за обращение к проблеме конфликта поколений в фильме «Застава Ильича». Критиковал Хрущёв поэтов Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенского, обвинив их в формализме и иных «грехах». Тем не менее возродить атмосферу сталинизма было уже невозможно. Творческая интеллигенция не желала отказываться от атмосферы духовной свободы и открытого обсуждения проблем развития общества.

Духовная жизнь общества имела противоречивый характер. Была проведена критика «сталинского самодержавия» и открытие «железного занавеса», что вызвало оживление в общественной жизни людей, развитие культуры, искусства, науки.


написать администратору сайта